«Быть невежественным не является таким большим позором, как нежелание учиться» (Бенджамин Франклин).

В поиске ответов на сложные мормонские вопросы

Мне нравится узнавать что-то новое. Было интересно прочесть, например, о том, как недавно в Канаде были найдены руины трех древних поселений Викингов. Также интересно было узнать о том, что революционные открытия в генной технологии когда-то, возможно, будут использоваться для исправления мутаций, вызывающих болезнь. Меня также поразили новости о том, что космический корабль NASA под названием Mars Orbiter обнаружил на Марсе водные солевые минералы, из чего можно предположить, что там, возможно, есть вода.

Было также интересно узнать, что хорошо сохранившийся дагеротип (один из ранних видов фотографии) одного из президентов Церкви Иисуса Христа Святых последних дней Уилфорда Вудраффа, датированный периодом поселения в Наву, недавно был выставлен на продажу на eBay (и выкуплен моим другом — историком-фотографом Церкви, Роном Фоксом).

Есть ли у Церкви официальная позиция на эти и другие темы?

Конечно же, это глупый вопрос. Почему Церковь была бы заинтересована в подлинности поселений Викингов, в обнаружении воды на Марсе или когда именно была сделана фотография Уилфорда Вудраффа?

«Как много нам известно о ________?» Этот пропуск можно заполнить любым словом. Как много нам известно о сознании, о мульти-вселенных, о том, что находится в океанах или о том, что находится в космосе, кем были первые люди, и как наш мозг понимает эмоции?

Этот список можно продолжать и продолжать. По большей части, однако, мы знаем намного больше, чем знали 10 лет назад, но мы будем знать даже больше еще через 10 лет.

Что знают пророки?

Мы склонны считать, что все бывшие пророки понимали Евангелие и доктрины так же, как их понимают Святые последних дней в XXI веке.

Вполне возможно, что некоторые доктрины действительно понимались одинаково, однако было бы ошибкой утверждать, что это касалось всех доктрин в любой отрывок времени. Ученые, к примеру, утверждают, что ранние израильтяне практиковали политеизм (вера в нескольких богов) до тех пор, пока в VII веке до нашей эры не развился монотеизм (вера в одного бога).

Во время служения Христа были добавлены новые учения, и закон Моисеев был исполнен.

Джозеф Смит не только восстановил утерянные учения, но также получил новые откровения, которые были даны для нас в последние дни. После смерти Джозефа было сделано еще больше изменений — некоторые из его учений были изменены, чтобы внести больше ясности, а некоторые — такие как «Объединенный орден» и полигамия, — были упразднены (почему именно до конца не ясно).

Вся прелесть членства в живой Церкви — Церкви, ведомой согласно современным откровениям, — состоит в том, что мы можем ожидать и надеяться на такие изменения: «… Тот, кто получает свет…» — говорится в Учении и Заветах, — «пребывает в Боге, получает еще больше света; и свет тот становится ярче и ярче, доколе не достигает совершенного дня» (Учение и Заветы 50:24).

Это значит, что если у мормонов нет ответов на какие-либо вопросы сейчас, они могут получить ответы на эти вопросы в будущем.

В Церкви, в которой есть откровение, не существует понятия «заключительное слово», когда дело касается Евангелия. Как и в образовании, источник знаний никогда не иссякает.

Каких ответов можно ожидать от Церкви?

Какое отношение это имеет к теме «официальных» ответов? Позвольте мне объяснить. Уже больше двадцати лет мне приходится сталкиваться с вопросами бывших членов Церкви и тех членов Церкви, которые сомневаются в своей вере. Они часто жалуются на то, что такие люди, как я, являются всего-навсего апологетами-любителями (апологет — человек, который защищает свою веру), поэтому мое мнение на эту тему можно не брать во внимание.

Они требуют «официальных» ответов на свои сложные вопросы, связанные с мормонизмом.

Темы, на которые мормонам сложно найти ответы, включают:

  • Вопросы о взаимосвязи между Книгой Авраама в мормонских Священных Писаниях и египетскими иероглифами папируса Джозефа Смита.
  • Вопросы о Книге Мормона и археологических доказательствах существования древнего Нового мира.
  • Вопросы о библейских рассказах об Адаме и Еве и их связи с человеческой эволюцией.
  • Взаимосвязь между взглядами отдаленных районов Америки на народную магию в середине XIX века и тем, как Джозеф Смит осуществил перевод Книги Мормона.
  • Различие между пониманием Джозефа Смита своего Первого Видения в юношеском возрасте и его пониманием этого видения в более зрелом возрасте, когда он уже был пророком.
  • Взаимосвязь между символикой храмов Святых последних дней и масонством эпохи Джозефа Смита.
  • Взаимосвязь между восстановлением Джозефом Смитом полигамной практики и созданными человеком порядками, подрывающими мораль.
  • Взаимосвязь между расовыми представлениями начала XIX века и запретом на дарование власти священства членам-афроамериканцам.
  • Взаимосвязь между духом и мозгом в вопросе влечения к представителям своего пола и понятием о традиционном браке между мужчиной и женщиной.

И так далее.

И критики, и некоторые члены Церкви думают, что у Церкви должны быть официальные ответы на все эти вопросы и любые другие вопросы, которые возникают или могут возникнуть в будущем.

Такие желания, однако, наивны и несбыточны.

Ответы ученых — ответы мормонов

Во-первых, большинство этих вопросов связаны с научными объяснениями данных, а не с вопросами доктрины Церкви. Например, Церковь учит, что Легий, Нефий и их семьи переплыли на корабле из Старого Света в Новый, где они практиковали свою религию, воевали с теми, кто не поддерживал их образ жизни, и записывали свою историю на металлических листах. Официальное учение Церкви гласит, что Книга Мормона является словом Божиим. Однако, Господь не предоставил нам никаких исторических доказательств о народах Книги Мормона и их землях.

Так, возможно, мы бы хотели, чтобы Господь дал нам какие-нибудь доказательства о существовании народов из Книги Мормона. Возможно, что мы также хотели бы, чтобы Господь дал нам больше информации о времени Второго пришествия или о том, могут ли умершие переходить из одного небесного царства в другое. Нам также, возможно, хотелось бы знать, получит ли Святой Дух тело, и когда это произойдет, или то, как разумы были организованы в духовных детей. У нас у всех есть много вопросов, но Господь открывает нам только самое необходимое, что нам нужно знать, чтобы стать похожими на Христа и вернуться в нашу Небесную Семью. Однако, на данное время есть много вопросов, на которые мормоны еще не могут ответить.

Если не существует откровения о том, где именно Легий сошел с корабля, приплыв на американский континент, или о том, что до поселения Иаредийцев их земли не были заселены никакими другими народами, а также о том, каков химический состав золотых листов Книги Мормона, это значит, что эти откровения нельзя найти в официальных заявлениях пророков Церкви — их можно найти только в научных исследованиях и обсуждениях.

То же самое касается и других сложных вопросов. К примеру, мы верим, что Книга Авраама — это слово Божие, однако мы никогда не получали откровения о том, как (и кем) эта книга — в том виде, в котором она была открыта Джозефу, — была впервые записана. Мы также никогда не получали откровений о том, какая взаимосвязь существует между папирусом Джозефа Смита и его переводом, полученным через откровение и содержащимся в наших Священных Писаниях.

Также, хотя мы и знаем, что Книга Мормона и другие современные Священные Писания были получены через откровение Джозефом Смитом, мы не знаем, каким именно образом работал камень провидцев, использованный Джозефом Смитом для получения этих откровений.

Хотя мы знаем, что Джозеф восстановил полигамную практику, мы не знаем точно, как именно полигамия практиковалась во времена Джозефа, и как эта практика повлияет на динамику семьи в следующей жизни.

Хотя мы знаем из откровений, что Бог создал землю и человека, мы не получали откровений о том, как долго занял этот процесс, и какие методы для этого использовал Бог.

Из личного свидетельства Джозефа мы знаем, что Христос явился ему в роще в ответ на его молитву. Но мы не знаем точно, каким образом Джозеф, будучи в своем смертном состоянии, смог увидеть Божественных личностей. Мы также не знаем, что именно Джозеф узнал тогда в роще о Боге и Евангелии, и мы также не знаем, когда именно он получил дополнительные откровения о них в своем разуме.

Тогда как всем темнокожим членам Церкви было отказано в даре священства, начиная со времен Бригама Янга вплоть до 1978 года, мы не знаем, почему Бригам Янг начал эту практику, и была ли она основана на его личных чувствах или же появилась в связи с культурным и социальным давлением того времени.

И хотя Церковь вышла с официальным заявлением по поводу влечения к представителям своего пола, а также храмового брака и вопроса закона целомудрия, у нас нет откровения, в котором говорилось бы о том, почему некоторых наших братьев и сестер влечет к представителям своего пола, и как такое влечение повлияет на динамику семьи в жизни после смерти.

Однако, хотя мы и можем получить все эти откровения и ответы, Господь не дает нам ответы на все наши вопросы. Почему?

Почему мне не удается разобраться во всей этой противоречивой информации?

Причина, почему нам это не удается, иногда не поддается объяснению согласно человеческой логике. Мы также должны помнить, что смертная жизнь — это школа, в которой мы сами должны во всем разобраться. Наши ошибки и неудачные попытки — часть этого процесса обучения. Тупики, фальстарты и неудачные повороты — неотрывная часть этой жизни и то, что помогает человечеству продвигаться вперед. Наша личная ответственность заключается не в наших ошибках, а в том, какое направление мы выбираем, и помогает ли оно нам стать более похожими на Христа.

Так, учитывая тот факт, что у нас нет откровений, которые давали бы нам ответы на наши вопросы, нам приходится обращаться за ответами к науке. Однако, некоторые ответы, полученные путем науки, могут быть неверными. И когда мы обращаемся к науке, мы открываем поле для обсуждения для всех, кто хочет поделиться своими мыслями. Сюда относятся эксперты в областях археологии, антропологии, генетики и истории — и все они могут внести вклад и поделиться своими идеями. Однако, нам нельзя не прислушаться к мнению обычных людей, не имеющих отношения к науке. Как сказал Хью Нибли: «Наше время — это время любителей», и мнение таких непрофессионалов может принести большую пользу.

Руководители Церкви понимают, что многие из этих вопросов, на которые у нас сейчас нет ответов, могут стать камнем преткновения для некоторых членов Церкви в обретении личного свидетельства. Учитывая тот факт, что мы ищем знания «учением, а также и верой» (Учение и Заветы 88:118), Церковь издала серию научных статей, дающих ответ на некоторые из этих противоречивых вопросов. В своем недавнем обращении к учителям Образовательной Системы Церкви Старейшина Баллард посоветовал им внимательно изучить эти статьи, чтобы они могли ответить на сложные вопросы сомневающихся студентов.

Тот факт, что эти статьи опубликованы на официальном сайте Церкви, говорит о том, что эти ответы считаются «официальными» ответами Церкви. Однако, нам необходимо помнить, что не все то, что опубликовано и «официально», является доктриной Церкви. Иногда официальное заявление Церкви становится доктриной, а иногда оно представляет собой нынешнюю позицию Церкви как организации, управляемой людьми.

Эти статьи удовлетворяют требованиям «официального» ответа, однако важно понимать, что они не являются официальной доктриной Церкви. Это всего лишь научный взгляд на возникший вопрос.

Ответы, основанные на научных данных, могут измениться — они могут быть как верными, так и неверными, а также могут быть изменены в соответствии с новой информацией.

Так мы вернулись к началу этой статьи. Обучение продолжается.

Вопросы, на которые нет ответов

В смертной жизни нет ограничений тому, чему мы можем научиться. Все больше информации — как через откровения, так и путем научных открытий, — будет поступать в нашу жизнь. Все, что является «официальным» сегодня, будет обновляться по ходу получения новых научных и духовных откровений.

В нашей Церкви есть 13 Символов веры, которые вкратце описывают то, во что мы верим. Однако, как свидетельствует 9 Символ веры: «Мы верим во все, что открыл Бог, во все, что Он ныне открывает, и мы верим, что Он еще откроет много великого и важного, касающегося Царства Божьего».

Джозефу не нравилось понятие «символ веры», так как оно является ограничительным. «Доселе дойдешь и не перейдешь» — сказал Джозеф, цитируя Иова 38:11. Церковь, которая верит в непрерывное откровение, автоматически верит в то, что то, что является «официальным» сегодня, может перестать быть «официальным» завтра.

Один ученый, Святой последних дней, Генри Айринг писал: «В конечном итоге, истина будет говорить сама за себя. Господь прибегает к помощи несовершенных людей. Он часто выбирает не исправлять их ошибки. На это, наверняка, у Него есть причина — например, научить нас тому, что истина дается нам „строка за строкой, поучение за поучением“ в процессе отбора и отсеивания, весьма похожим на тот, который мне так хорошо знаком из науки».

Настоятельное требование получить ответы на все наши вопросы — простой и дешевый способ, который смог бы удовлетворить нашим ожиданиям, однако, этот способ не помогает нам получать больше информации.

Евангелие — это не Википедия, в которой можно найти ответ на каждый научный и духовный вопрос. Евангелие больше похоже на школу, в которой, совместно сотрудничая, мы, помогаем себе и нашему ближнему становиться похожими на нашего Небесного Отца как в интеллектуальном, так и в духовном и физическом плане.

Другая проблема в наличии ответов на каждый вопрос заключается в том, что слишком много людей попадают в ловушку, думая, что книга вопросов завершена, закрыта, и ответы, записанные в ней, не могут быть обновлены и изменены.

«Ты, неразумный, говорящий: Библия, у нас есть Библия, и не нужно нам другой Библии … Почему же вы ропщете, из-за того ли, что вы получите еще больше Моего слова? … И из-за того, что Я сказал одно слово, вам не нужно думать, что Я не смогу сказать другого; ибо дело Мое еще не закончено; и не закончится оно ни до конца человека, ни с того времени впредь, ни вовеки веков» (2 Нефий 29:6-9).

Будучи искателями правды, мы не должны ограничивать себя в возможности расти дальше надеждой на официальные ответы на каждый наш вопрос. Вместо этого, мы должны довериться Богу в том, что Он даст нам свет, и что на все наши сложные вопросы всегда есть ответ, даже если мы его не видим. Как сказал Хью Б. Браун: «Откровение приходит не только через пророка Бога или напрямую с небес в видениях и снах. Откровение может прийти в лаборатории, в пробирке или в пытливом уме и ищущей душе, благодаря поиску и исследованию, молитве и вдохновению».

Оригинал этой статьи был опубликован на сайте LDS.net. Автор Майкл Р. Эш. Переводчик Ольга Малетина.