«Сын Божий был тем Мессией, Который должен прийти» (1 Нефий 10:17).
Факты
Книга Мормона говорит о том, что Нефий и другие дохристианские Пророки обладали предвидением об Иисусе Христе, как о Сыне Божьем и Мессии. Нефий пророчествовал: «Да, именно по прошествии шестисот лет с того времени, как мой отец покинул Иерусалим, пророка воздвигнет Господь Бог среди иудеев – да, Мессию, или, иными словами, Спасителя мира» (1 Нефий 10:4). Мессия, по словам Нефия, станет «Искупителем мира» (1 Нефий 10:5) и «Сыном Божьим» (1 Нефий 10:17).
Решительное ожидание прихода Мессии в Книге Мормона, включая свидетельство о том, что Иисус Христос является Мессией, поднимает вопрос о том, были ли эти верования присущи древним израильтянам. Многим кажется неправдоподобным тот факт, что люди из Книги Мормона могли так много знать об Иисусе до Его рождения. Удивительно даже слышать подобный вопрос от верующих христиан, поскольку Новый Завет подтверждает, что пророки, жившие до Иисуса Христа, предвидели Его жизнь и смерть (от Луки 24:13-35, Деяния 2:25, 3:24, 8:26-39).
Опираясь на работы Маргарет Баркер и других библейских учёных, не принадлежащих к Церкви СПД, автор Брант Гарднер и другие ученые раскрыли этот вопрос, утверждая, что изображение Бога и Его Сына в Книге Мормона согласуется с древней израильской религией. Гарднер объяснил, что древняя израильская религия включает представление об Отце или главе божества (называемого Эль или Эль Элиот – Бог Всевышний) и его сыновьях (включая Яхве или Иегову), которые образуют божественный совет. Яхве был «Святым Израилевым» и понимался как Искупитель Израиля (см. Псалтирь 20:13; Исайя 47:4; 48:17, 54:5; Иеремия 50:34). Эти идеи, как утверждает Гарднер, «предоставляют концептуальную основу, позволяющую нам понять отношение к Богу, Сыну и Отцу в Книге Мормона».
Кроме того, «поскольку представление об Эль, как об Отце, и Яхве, как Сыне было частью древнееврейской мысли во времена начала Книги Мормона, это особое понимание Отца и Сыне» стало частью богословского учения Книги Мормона.
Как объяснял Гарднер, Книга Мормона изображает Яхве (предвоплощение Иисуса Христа, см. 1 Нефий 19:7-9), как Мессию, что, по утверждению Баркер, было свойственно самому раннему христианскому пониманию Мессии; пониманию, которое возвращает назад и восстанавливает важные аспекты древней израильской религии.
Кевин Кристенсен любезно разъяснил: «особый интерес для студентов – Святых последних дней – представляют утверждения Баркер о том, что традиции, которые определяют соответствующие (христианские) ожидания Мессии восходят к первому храму Израильтян до изгнания. Это привязывает Книгу Мормона к ключевому месту и времени».
Согласно Даниэлю Боярину, ведущему исследователю иудаизма, в Новом Завете учение о Мессии предшествует пришествию Иисуса и уходит корнями в наиболее древние формы религии израильтян. Боярин утверждает, что «Мессия – Христос – существовал как еврейская идея задолго до того, как родился младенец Иисус. Идея второго Бога, как наместника Бога Отца, является одной из наиболее древних теологических идей Израиля». Однако, второй Бог был больше, чем просто наместник. Он – Искупитель. «Таким образом, представление о втором Боге-Искупителе, на мой взгляд, исходит из ранней истории религии Израиля». Эти понятия обнаруживаются, согласно словам Боярина «среди самых ранних идей о Боге в религии израильтян».
Завершая свой анализ, Боярин высказал мысль, что «в тех самых моментах, которые мы считаем характерными для христианства в отличие от евреев» мы обнаруживаем некоторые из самых ранних концепций израильской религии. К ним относятся: 1) понятие двойной божественности Отца и Сына, 2) понятие об Искупителе, который сам будет и Богом и человеком, и 3) понимание, что страдания и смерть Искупителя являются частью процесса спасения.
По крайней мере некоторые из этих идей – например, божественность Отца / Сына и страдания Спасителя, – уходят корнями к Еврейской Библии и могут быть найдены среди наиболее древних имевшихся у израильтян идей о Боге и мире.
В значительной мере те же идеи отражены в Книге Мормона.
Причины
Некоторые авторы ставят под сомнение вероятность наличия у древних израильтян представления о «Сыне Бога», как Мессии Израиля. Эти авторы утверждают, что данное учение является анахронизмом или находится вне времени Израильтян дохристианского периода и является результатом либо собственного пророческого «трактования» Джозефа Смита в Книге Мормона или откровенного анахронизма текста, датируемого 19 веком.
Однако, работы Гарднера и Кристенсена (основанные, в свою очередь, на исследованиях Маргарет Баркер и других) теперь демонстрируют правдоподобность Нефийского понимания Бога и Мессии внутри древней израильской традиции. Конечно, то, что Нефию и другим пророкам были даны видения будущих событий (таких как служение Иисуса Христа) является фактом, который не может быть непосредственно подтвержден или опровергнут исключительно на исторических основаниях. Если взять за основу предположения, отрицающие возможность того, что Бог даёт Пророкам откровения о грядущих событиях, то никакое количество исторической документации не будет убедительным.
Можно сказать, что недавние исследования показывают, что описание в Книге Мормона Бога и Его Сына (который тоже является Богом или Богоподобной личностью) находят намного более правдоподобные подтверждения в древнем Израиле, чем предполагалось до сих пор. «Именно в тех пунктах, на основании которых критики утверждают, что (Книга Мормона) несовместима с Ветхим Заветом, – приходит к выводу Кристенсен, – Баркер находит изменения в мыслях Израильтян во время изгнания и позже. По каждому пункту исходная картина соответствует тому, что мы имеем в Книге Мормона».
Оригинал этой статьи был опубликован на сайте Book of Mormon Central.