Ниже приводится выдержка из книги Брента и Венди Топ «За дверями смерти: понимание клинической смерти в свете восстановленного Евангелия».
Еще одной удивительной и, видимо, очень приятной особенностью духовного существования является отсутствие там измерения времени и пространства так, как мы знаем его здесь, на земле. «Я оказался в одном месте, в течение определенного периода времени, где, я бы сказал, все пространство и время были сведены на нет» (как цитируется в «Жизни в смерти», стр. 98). Такие рассказы о бесконечности времени по другую сторону согласуются со свидетельством Пророка Алмы, что «у Бога все как один день, а время исчисляется только для людей» (Алма 40: 8). Старейшина Нил А. Максвелл подтвердил то, что время, каким мы знаем его — это земное понятие:
«Когда завесы, которая сейчас укрывает нас, больше не будет, времени тоже не будет (см. Учение и Заветы 84: 100). Даже сейчас, время — однозначно не естественное для нас измерение. Поэтому мы как бы никогда, на самом деле, во времени не дома. С другой стороны, мы постоянно и нетерпеливо стараемся ускорить ход времени или остановить рассвет. Конечно, ни то, ни другое нам не по силам. Но в отличие от птицы, которая чувствует себя в воздухе, как дома, мы явно не на месте во времени, потому что принадлежим вечности! Время, как и все остальное, нашептывает нам, что мы здесь чужие. Если время было бы естественным для нас, то почему у нас так много часов, включая наручные?» (Нил А. Максвелл, «Терпение», журнал «Знамя», октябрь 1980 г., стр. 31).
Упоминание о неподвластности времени преобладает во многих рассказах об опытах терминального состояния. Почти все без исключения, они отмечали или показывали, что не имели ни малейшего понятия о том, продолжался ли их опыт в течение секунды, минуты, часа, года, вообще без времени или длился бесконечно. Они сообщают о том, что время было изменено, заблокировано или просто отсутствовало.
Даже доктор Карл Юнг, известный психоаналитик, который сам чуть не умер, рассказывал: «Я могу описать этот опыт только как исступление восторга в теперешнем состоянии, когда настоящее, прошлое и будущее становится, как один» (как цитировал Mорис Ролингз в книге «За дверью смерти», стр. 54).
Интересную дискуссию о безграничности времени, которая, кажется, согласуется с учениями о времени и вечности Святых последних дней, предложил Эмануил Сведенборг. Он рассуждал:
«Физический человек может поверить в то, что его понимание пропадет, если удалить понятия времени, пространства и материи, так как все мышление человека основывается на них. Но это помогло бы ему понять, что мысли ограничены и сдержаны лишь в той мере, что они черпают из времени, пространства и материи. Они не ограничены и расширяются до такой степени, что уже не берут ничего из них, так как разум пропорционально возвышается над телесным и мирским» («Рай и ад», стр. 132).
Кроме того, кажется, что Сведенборг пропагандирует такой принцип, относящийся к безграничности времени, которому всегда учили Святые последних дней: «Так как ангелы не имеют ни малейшего представления о времени, — писал он, — у них другое понимание вечности, чем у людей на земле. Ангелы видят в вечности бесконечное состояние, а не бесконечное время» («Рай и ад», стр. 130-31).
Господь открыл Моисею, что Его работа и слава заключаются в том, чтобы «принести бессмертие и вечную жизнь человека» (Моисей 1: 39). Мы понимаем, что вечная жизнь не относится исключительно к нескончаемой продолжительности жизни. Это подразумевается в слове бессмертие. Скорее всего, понятие вечная жизнь ссылается на состояние или составляющую жизни, которой Господь хочет, чтобы мы наслаждались.
Иисус намекал на смысл этого вечного типа жизни прямо перед Своим распятием: «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (От Иоанна 17: 3). Хотя мы не можем понять полный смысл этого утверждения, мы верим, что это знание — в абсолютном смысле этого слова — подразумевает, что мы живем с нашим Небесным Отцом и Его Сыном, став, как Они.
Хотя у нас может и быть какое-то представление о безграничности времени, еще труднее представить себе «этот мир, где правила космоса … все прекращены» («Возвращение из завтрашнего дня», стр. 45). Некоторые из комментариев людей, переживших опыт клинической смерти, могут оказаться весьма поучительными в этом отношении, хотя, как объяснил один человек: «Наша привычная пространственно-временная лексика для описания небес удручающе неадекватна» (цитируется из «Возвращения из смерти», стр. 52).
Эмануил Сведенборг объяснял свою позицию о том, как пространство и время там приостановлены или не принимаются в расчет. Опять-таки, это напоминает о других способностях, которые приводятся в действие с помощью мысли:
«Всякий раз, когда в другой жизни человек думает о ком-то еще, он представляет себе его лицо в мыслях, вместе со многими другими вещами, которые относятся к жизни того человека. Когда он это делает, другой человек предстает, как если бы его туда позвали. Такого рода вещи происходят в духовном мире, потому что мысли там передаются друг другу, и потому что расстояния не имеют тех же атрибутов, что существуют в земном мире» («Рай и ад», стр. 400).
Хотя это может показаться странным, те, кто в наше время побывал в мир духов, описывают этот процесс приблизительно также. «Мне пришла в голову мысль о том, чтобы снова увидеть тех членов семьи и близких, которых уже не стало, и не успел я подумать об этом, как они тут же предстали передо мной … Потом я захотел увидеть Иисуса, потому что всегда хотел поблагодарить Его за ту роль, которую Он сыграл в истории, и за пример, который Он установил для других … Он мгновенно явился, без каких-либо усилий с моей стороны» (как цитировалось в книге «Возвращаясь к жизни», стр. 35).
Еще одно описание передвижения перекликается с пророчеством Бригама Янга о путешествии в следующей жизни. Хочу напомнить, что Пророк учил, что «если бы мы хотели посетить Иерусалим, или то или другое место … там мы тут же оказались бы на его улицах … Если мы хотим понять, как они живут на западных островах или в Китае, то мы уже там» (в журнале «Discourses», 14: 231).
Переживший такой опыт человек рассказывал о мгновенном передвижении в пункт назначения:
«Примерно в это время, пока я все еще удивлялся всему, что увидел, мой друг предложил отправиться в путь; и я, испытывая некоторое беспокойство, согласился. Мы СРАЗУ ЖЕ оказались в другом месте, на красивой улице. «Побывав там, — рассказывал он, — мы снова переместились, МГНОВЕННО» (цитата взята из книги «Великая благодать — опыт близости к смерти, как возместительный дар», Журнал исследований клинической смерти, том 10, номер 1, осень 1991 г., стр. 30).
Еще один человек, кажется, приносит свидетельство об обоих аспектах отсутствия переходного пространства в духовной сфере. Другие также упоминали «эффект телеобъектива», описанный здесь: «Всякий раз, когда я смотрела на человека, задаваясь вопросом, о чем он думает, — удивлялась одна женщина, которая оставила свое тело после аварии, — это было похоже на наезд камерой, как через зум объектива, и я уже была там. Но казалось, что часть меня — я называю это своим разумом — была там, где была я, в нескольких метрах от моего тела. Когда я хотела увидеть кого-то на расстоянии от себя, казалось, что часть меня, подобно трассирующему снаряду, отправлялась к этому человеку. И в то время у меня было чувство, что если бы что-то произошло в любом месте в мире, я могла бы просто быть там» (цитата взята из «Жизни после жизни», стр. 51-52).
Все это позволяет нам немного приподнять завесу в отношении исполнения обещания, которое является основой в теологии мормонов — если мы верны всему, чему были научены, мы будем с нашими близкими всегда, никогда не разлучаясь снова. Нашим земным разумом почти невозможно понять, как мы можем быть все вместе без, по крайней мере, какого-то расстояния между нами. По-видимому, у нас будет власть мгновенно преодолеть все препятствия, чтобы посетить и общаться с друзьями и близкими, если мы этого пожелаем. Расстояние и разлука никогда не будут снова ограничивать отношения так, как они делают это здесь, на земле.
Так же, как и с другими непередаваемыми чудесами грядущей жизни, описания этого явления можно растянуть на несколько страниц, каждое настолько же головокружительное, как и предыдущее. Те из нас, кто никогда не испытывал ничего подобного, благословлены, по крайней мере, этими удивительными рассказами в дополнение к доктринальным знаниям, и можем попытаться представить себе те невообразимые радости, которые ждут впереди.
Оригинал этой статьи был опубликован на сайте LDS Living. Авторы Брент и Венди Топ, выдержки взяты из книги «За дверями смерти». Переводчик Елена Шэннон.