На протяжении последнего десятилетия во всех областях науки произошёл удивительный прогресс. Благодаря развитию оборудования для диагностики мозговой деятельности, ученым удалось определить, какие части мозга контролируют определённые эмоции и реакции. Создаётся ощущение, что «центр счастья» находится в правой передней доле. Это знание, вкупе с исследованиями, проводимыми на протяжении долгого времени, позволило исследователям получить достаточно чёткое представление о том, что является счастьем, а что нет. Результаты подтверждают то, что мы интуитивно понимаем. Я знаю, что это может обеспокоить некоторых ученых, но эти выводы звучат так, будто они были взяты непосредственно со слов Бога и Его Евангельского плана.

Эти исследования говорят о том, что счастье не зависит от денег, хотя многие полагают, что это в значительной мере так. Создаётся впечатление, что как только мы получаем достаточно денег, чтобы покрыть наши основные нужды, это перестаёт приносить нам счастье; остаётся только ощущение, что большее количество денег может сделать нас более счастливыми. Счастье нельзя найти в получении чрезмерного удовольствия или даже в достижении славы.

Неустанная погоня за целями и имуществом скорее принесёт несчастье, чем отдалит его. Стоит вспомнить слова Алмы: «Нечестие никогда не было благом» (Алма 41:10).

Слава, если она приходит не от осмысленной деятельности и достойных целей, очень немного стоит. Анализируя все эти исследования, я пришла к выводу, что есть три составляющие счастья:

1. Контроль

Пункт, который можно поставить номером один в диаграмме счастья — это наличие определенного контроля над своей жизнью. Похоже, что люди появляются уже «запрограммированными» таким образом.

Причина такой программы становится очевидной, когда мы понимаем, что эта возможность контролировать своё поведение, и, следовательно, в некоторой степени, контролировать результаты наших действий — это ключ к той свободе выбора, за которую мы сражались на Небесах. Те, кто чувствуют себя неспособными выбирать и действовать, чувствуют  безысходность — состояние, которое является противоположностью счастью.

Исследования показывают, что дети в возрасте шести месяцев выглядят более счастливыми, чаще улыбаются и меньше плачут, если у них некоторый контроль над окружающим. Оценивалось поведение этих детей, когда они своими действиями могли вывести на экран изображение. Дети быстро разобрались, какие действия способствуют появлению картинки на экране, и их радость была очевидна, и это было записано. Когда эту способность контролировать окружающее была от них забрана, они становились несчастными. Даже когда кто-то выводил для них какие-то изображения на экран, дети это не принимали. Однажды ощутив этот контроль, они были недовольны, когда он был от них забран.

Рука об руку с понятием контроля идёт понятие возможностей: это разрешение, данное нам другими или нами самими, чтобы действовать таким образом, которые мы воспринимаем как положительные и идущие нам на пользу.  Центральное место в характере тех, кто называют себя счастливыми, занимают оптимизм и вера в себя. Без веры в себя, без внутреннего убеждения, что вы сможете всё сделать лучше, или что всё наладится, депрессия прочно пускает корни. Эта уверенность — наличие веры в себя и в свою способность делать и действовать даже важнее, чем наличие определенных навыков, поскольку вместе с ней появляется вера. Когда жизнь воспринимается, как нечто хорошее, то кажется, что проявляются скрытые ресурсы и способности.

У моего отца стены в офисе были покрыты мудрыми высказываниями. Будучи маленькой девочкой, я любила сидеть на моём особенном стуле, запоминая и привнося в своё детство то, что эти «высказывания» означали. Одним из моих любимых было: «верить в свои возможности практически то же, что иметь возможности». Я просила его снова и снова объяснить мне это. Он старательно приводил мне примеры, как я могу задействовать внутренние ресурсы, если я просто буду считать, что они у меня есть. Если я верю, что могу что-то сделать, и действую так, будто я могу это сделать, я буду развивать навыки, необходимые для того, чтобы это сделать. Мой первый опыт в проверке этой теории произошёл, когда я, молодая девушка, сопровождала его на приёмах в его активной общественной жизни. Я должна была знать, как приветствовать  людей, и о чём с ними разговаривать. Меня рассматривали как равную, и я должна была вести себя как адекватный собеседник.

Хотя у меня был застенчивый и очень закрытый характер, спустя некоторое время, я была в состоянии ходить с ним, знакомиться с людьми, выступать в качестве докладчика, забывать о своих недостатках и интересоваться теми, с кем я общаюсь. Спустя несколько лет, я обнаружила, что не только могу делать это, но и получаю удовольствие от этого опыта. Даже несмотря на закрытый характер, я получила способность функционировать в обществе, благодаря этому убеждению. Это и есть расширение возможностей. И чаще всего именно сами люди, а не условия жизни отрицают его или её способности, и, следовательно, ограничивают его или её счастье.

2. Связанность

Самыми счастливыми людьми в этих исследованиях оказались те, кто верил в силы более высокого порядка, чем их собственные. Существует реальная связь между верой в Бога и выражением личного счастья. Люди, которые благодаря такой вере, имеют более чёткое понимание того, ради чего они живут, и принявшие заложенные принципы как кодекс поведения, становятся более счастливыми. Эти люди были в состоянии сформулировать источник своего счастья и смотрели в будущее с надеждой, даже в суровые времена. Если это действительно так, мы — те, кто полностью приняли Евангелие, доверились ему и применяем Его принципы, уже поднялись на несколько ступенек вверх по лестнице счастья, ведь радость и праведность неразрывно связаны.

Старейшина Нил А. Максвелл советует:

«Одной из редко упоминаемых причин для соблюдения заповедей является то, что мы становимся по-настоящему довольны собой. В противном случае, если мы недовольны собой, мрачное настроение выливается в страдания, или, по крайней мере, нагоняет мрак, и даже ущемляет жизнь других людей, которые вынуждены терпеть нас».

Наряду с личными отношениями с Богом, близкие отношения с людьми были абсолютным условием счастья, а отсутствие тесных отношений предрекали несчастье. У человека есть острая потребность в присутствии в жизни тех людей, которых мы любим, тех, чьи радости и горести мы разделяем, и кто разделяет их с нами, тех, кого хочется обнимать, поддерживать, о ком можно заботиться и на кого надеяться.

Помимо этого необходимы активные дружеские отношения, участия в семейных проектах и общих делах. Те, кто знают об этом, но не понимают, говорят просто: «Человек — это общественное животное». Те, кто понимают, знают, что корни наших нужд заложены глубоко и исходят из божественного источника, так что низводить их до простой общительности является принижением нашей природы.

3. Вызов

Наконец, исследования выявили, что отсутствие деятельности является абсолютной предпосылкой для несчастья. Наши повседневные дела должны быть направлены на сложную, осмысленную деятельность. Работа и сопутствующие ей благословения — это дар от Бога. В отсутствии такой деятельности, независимо от возраста, постоянным спутником человека становится депрессия. При наличии осмысленной деятельности, люди всех возрастов, от самых юных до самых пожилых, чувствуют примерно одинаковый уровень счастья. Идеальная деятельность даёт нам вызов, надежду на преодоление и ощущение нужности.

Возможно, вы знакомы с жизнью великого изобретателя Томаса Алва Эдисона, который большую часть своей жизни работал, лишь с небольшими перерывами. На протяжении первых лет его опыты не были успешны, и питание было скудным. Он едва замечал это, ведь он был полностью поглощён исследованиями и стремлением к своей мечте. Его жена верила в него и старалась изо всех сил трудиться в своей части виноградника, хотя это приносило мизерные плоды. В последние годы, когда он добился успеха, его жена радостно подарила ему две недели, во время которых он мог отправиться в любое место в мире, куда бы он ни захотел. Он поблагодарил её за такой прекрасный подарок, давший ему возможность беспрепятственно провести две недели в своей лаборатории!

Работа не всегда означает бурную деятельность. Иногда самая важная работа, которую вы можете сделать — это покачать ребёнка, помочь найти четырехлистный клевер, понаблюдать за ребёнком, демонстрирующим своё умение кататься на роликах, подержать за руку друга, или любимого человека, или найти красоту в облаках на продуваемом всеми ветрами небе.

Работа также может дать нам передышку от других жизненных передряг. Беверли Силл, великая оперная певица и директор Нью-Йоркской Метрополитен Оперы, говорит о терапевтическом свойстве её пения. Она отметила, что на протяжении трёх часов у неё не было никаких неприятностей, поскольку она знала, как всё пройдёт. Я пришла узнать, поскольку я несколько раз работала с мисс Силл, что-нибудь о тех неприятностях, на которые она ссылается. Эта гламурная и талантливая женщина, обладающая одним из самых прекрасных голосов ХХ века, очень тосковала по детям. В ожидании, она пела им колыбельные и разделяла с ними радости и прелести своего мира оперы. Хотя один ребёнок родился глухим, а другие любимые дети сильно отставали в развитии. Жизнь часто состоит из подобных парадоксов. Я знаю женщин, которые находят такой же терапевтический эффект в приготовлении пищи, украшении дома, чтении или письме. Одну из моих друзей после 15-ти часов часто можно обнаружить работающей при свете лампы в её необычном саду.

С принципом деятельности связано наше восприятие самих себя. Наше поведение должно находиться в гармонии с нашим собственным моральным кодексом, в гармонии с тем, кем мы, по нашему мнению, на самом деле являемся. Счастье приходит чаще всего тогда, когда дух и тело настроены на одну волну. «Ибо человек есть дух. Стихии — вечны; дух и материя стихии, нераздельно соединённые, получают полноту радости» (Учение и Заветы 93:33).

Живя в этой среде, как вечные духи, воплощённые в смертную обитель, и получив знание о Евангелии, мы имеем все основания испытывать абсолютное счастье.

Оригинал этой статьи был опубликован на сайте LDS Living. Автор Беверли Кэмпбелл. Переводчик Анна Марталлер.