Кто из нас не смотрел старый добрый мультфильм про озорника Карлсона, живущего на крыше? Его знаменитая фраза «Спокойствие, только спокойствие» давно и привычно вошла в наш обиход. Помните растерянное лицо Малыша, с тревогой разглядывающего разбитую не в меру расшалившимся Карлсоном люстру? «Представляю, что скажет папа», — растерянно произносит Малыш. «Ну папа, что папа? Дело-то житейское», — беззаботно отвечает Карлсон и добавляет: «Спокойствие, только спокойствие». И, словно так и было задумано, исчезает в открытом окне, напоследок обещая купить Малышу «десять тысяч люстр». Карлсон непосредственен и эмоционален, он открыт, как ребенок. Но он и безответственен, как малое дитя. Спокойствие Карлсона гораздо больше напоминает бесчувственность, равнодушие, когда можно разбить чужие вещи или даже чужие судьбы, сохраняя при этом полное спокойствие. Он спокоен, пока другие расплачиваются за его шалости.
Навряд ли такое спокойствие может дать нам уверенность в завтрашнем дне. Настоящее спокойствие — это внутренняя сила, необходимая каждому. Без неё рано или поздно движение вперёд станет невозможным, и обрести эту внутреннюю силу каждый может только сам. Это духовная независимость, наш «мотор духовности». Как бы вы определили понятие «покой», «спокойствие»? Для меня это безмятежное состояние души, отсутствие шума и угрызений совести. Мир, в котором мы живём, никогда не был и не будет спокойным. Когда на земле во время Тысячелетия, ожидаемого христианами, будет править Иисус Христос, земля и живущие на ней наконец обретут спокойствие. Но сейчас его в мире нет, и не может быть.
События в мире порой развиваются самым непредсказуемым образом, мы оказываемся в гуще событий, понять которые порой бывает очень сложно. Войны, политические игры, природные катаклизмы… Мы тревожимся и переживаем, когда не можем понять, что происходит вокруг. Когда же такое понимание есть, то даже в самых сложных условиях можно сохранить спокойствие. Когда мы смотрим на нашу жизнь с позиции вечности, многое из того, что сейчас лишает нас мира в душе, отступает на второй план.
Что же мешает нам сохранять спокойствие? Среди главных факторов можно назвать такие как необузданность наших собственных страстей, страх и паника, депрессия и отчаяние. Священные Писания многократно говорят, что спокойствие очень тесно связано со смирением. Спокойствие или состояние покоя даже приравнивается к жизни в раю. «И тогда будет так, что духи тех, кто праведны, принимаются в состояние счастья, которое называется раем, состояние отдыха, состояние покоя, где они будут отдыхать от всех своих бед и от всех забот и скорбей», — говорит пророк Алма из Книги Мормона, дополняющем Библию Священном Писании, признаваемом Церковью Иисуса Христа Святых последних дней. Кому же не хочется обрести такое состояние покоя, не дожидаясь, когда нашему духу придёт время отойти в мир иной?
Обрести состояние покоя. Значит ли это, что мы должны отказаться от всех наших эмоций, чувств и страстей, и погрузиться в состояние отрешенности? Вовсе нет. Это бы было равносильно тому, как если бы мы, являясь обладателями сильного молодого жеребца, вместо того чтобы обуздывать и направлять его энергию, сделали бы его слабым. Обуздать страсть вовсе не значит полностью отказаться от неё, гораздо больше пользы будет, если мы научимся её контролировать.
Многие люди, поверхностно знакомые с принципами христианства, полагают, что суть смирения заключается в том, чтобы быть покорными всему и всем, ни с кем не спорить, ничему не сопротивляться. Однако, это не совсем то, чему учит нас Господь. Вспомните библейского пророка Даниила, которого ещё юношей привезли в числе других молодых людей к царю, где им предстояло пройти обучение. Царь сразу назначил им ежедневную пищу с царского стола и вино, которое сам пил. Даниил же был научен тому, что такое питание неугодно Богу, и потому он «положил в сердце своем не оскверняться яствами с царского со стола царского и вином, какое пьёт царь». При этом он, конечно, не мог не понимать, что последствия такого поступка могут быть для него не самыми благоприятными. Но благоволение Бога было для него гораздо важнее благоволения царя. Таким образом, смирение, дарующее спокойствие, это смирение не перед людьми или внешними обстоятельствами, но перед Богом. Доверие Богу даже тогда, когда это противоречит всякой человеческой логике.
Конечно, мир тоже способен приносить радость. Только радость эта очень краткосрочна. Господь говорит о том, что Он победил мир, но Его победа не похожа на триумф римских императоров. Его мир можно ощущать даже тогда, когда внешние обстоятельства подавляют нас. То, что чувствуют победители и триумфаторы в момент своей победы, скорее можно охарактеризовать как восторг, но не мир в душе.
Характерна история ветхозаветного царя Давида. Когда он был ещё почти мальчиком, ему пришлось выйти на сражение с могучим великаном Голиафом. Был ли Давид спокоен? Наверное, его душа трепетала. Но в той ситуации он рассчитывал не на собственные силы, а на Бога. Его смирение проявилось ещё тогда, когда он терпеливо тренировался метать камни, не зная в точности, для чего это может пригодиться. Но был в жизни великого царя и другой момент, когда он не смог сохранить спокойствие и обуздать свою страсть, начав совершать один грех за другим, вначале овладев чужой женой Вирсавией, а затем отправив на верную смерть её мужа Урию. И некогда великий Давид потерял поддержку Бога.
Есть такая старая загадка: три лягушки сидели на берегу пруда, затем одна из них собралась прыгнуть вниз. Сколько лягушек осталось на берегу? Большинство людей отвечают, что две, но это не так. На берегу остались все три, ведь собираться не значит сделать… Точно также недостаточно просто знать заповеди Бога, даже слышать Бога. важно иметь решимость действовать в соответствии с этим знанием. И тогда то спокойствие, которое дарует нам Господь, мир не сможет у нас забрать. Иисус сказал своим ученикам так: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам. Да не смущается сердце ваше и да не устрашается».
Автор Анна Марталлер.