Недавно я ходила на выставку изобретений, которая проходила в моем городе. Для тех, кто не знает, что это такое – это выставки, где вы увидите необычайный изобретательский талант. Там вы найдете и роботехнику с другими инновационными изобретениями в этой сфере, дроны и принтеры 3D, а также предметы декоративно-прикладного искусства. На этих выставках представлена и наука, и искусство, только все это «на стероидах». Дети просто сходили с ума от счастья, видя все эти необычные поделки, лазеры и другие изобретения. А родители сходили с ума еще больше.
Я представляла там одну из самых известных мам YouTub-а, и в тот день говорила о том, как помочь ребенку вырасти творческой натурой. Мне кажется, что иногда этому качеству не уделяется достаточно внимания, а ведь это может сыграть важную роль в решении проблем в браке, на работе и вообще в любых отношениях.
Если вы попросите учеников старших классов продемонстрировать для вас пение птиц, скорее всего, никто не поднимет руку. Возможно, что кто-нибудь на задней парте крякнет шутки ради, но на этом демонстрация закончится. Однако, если вы попросите о том же детей детсадовского возраста, руки поднимет каждый ребенок. К тому же, они начнут делать это с таким энтузиазмом, что вам придется их после этого долго усмирять.
То же самое вы увидите, если проверите способность что-то нарисовать. Или сочинить стихотворение. Так что же происходит в промежуток времени между детским садом и 10-ым классом? Когда одного поэта однажды спросили, когда он стал поэтом, он ответил, что все рождаются поэтами. Вопрос состоит в том, почему они перестают ими быть?
Чересчур критичные учителя, а также родители и сверстники оказывают на нас огромное влияние, и часто не в самую лучшую сторону. Годы «директивы» и «коррекции» вскоре заставляют нас поверить, что наши старания недостаточно хороши, и многие из нас сдаются. Так место уступается усредненности, а творчество улетучивается. Большинство подростков хотят быть как все, а не выделяться. И вскоре наслаждение от творческого риска исчезает.
Даже в ситуациях, где творчество не требуется, детям говорят, что есть только одно решение, и если они пытаются к нему прийти другим способом, их наказывают. Следование стандарту поощряется, а изобретательность – нет.
Перед тем как я предложу вам несколько решений этой проблемы, хочу подойти к этому вопросу с точки зрения члена Церкви Иисуса Христа Святых последних дней (кем являюсь), которая любит заповеди. Думаю, что все мы согласимся в том, что им необходимо следовать, и следовать им нужно в точности. Все мы видели страдания, которые приходят в ситуации непослушания закону Бога. Так что следовать правилам в духовных вопросах очень важно для обретения счастья.
Но много чего в жизни не попадает под эти рамки – особенно там, где нет правильного и неправильного выбора. Но несмотря на это, слишком много взрослых подавляют в детях творчество, навязывая им правила и нормы, которых там вовсе не должно быть.
Когда моя дочь была в восьмом классе, я согласилась быть «родителем класса». Однажды учительница повела детей на улицу, чтобы посмотреть на деревья, и когда они вернулись обратно, они должны были нарисовать дерево. Один мальчик раскрасил листья своего дерева синим цветом. Учительница увидела такой нестандартный подход и быстро подошла, чтобы сказать ему, что листья на деревьях не синие, а зеленые. Можно было видеть, как с его лица улетучилось сияние радости. И пока я наблюдала, как она исправляла подобные «ошибки» в рисунках других детей, я поняла, что не могу позволить кому-то с таким образом мышления и таким большим количеством времени в классе повлиять на мою дочь. В тот момент я решила обучать ее на дому до конца года (и сегодня она, помимо прочего, замечательная художница).
Существует наверное тридцать различных способов развить изобретательность и творчество в детях, но я хотела поделиться только несколькими из них.
Во-первых, мы должны понимать, что Небесный Отец – самый лучший Изобретатель. Нет равных творческому таланту нашего Небесного Отца, а также Христа в сотворении Земли. Он не только создал всю красоту, которую мы наблюдаем каждый день на этой планете, но также и другие сложные системы и комплексные создания, которые мы еще не открыли. Некоторые из них находятся глубоко в нашем мозге и наших клетках, другие – в глубине океана, а некоторые лежат глубоко под корой земли и в космосе.
В следующий раз, когда вы восхищаетесь гигантской секвойей, снежинкой, величественным тигром или медовой пчелой, остановитесь и представьте себе на минуту Спасителя, наполняющего мир этими чудесными созданиями. И для кого? Для кого-то еще? Нет, для вас! Наверное, когда Он помещал эти создания на Землю, Он представлял, как вы радуетесь и открываете рот от изумления. Мир полон творчества – этого божественного качества, которое мы наследовали будучи Его детьми. Если кто-то говорит: «Я меня нет творческого таланта» – это то же самое, что сказать «Я не человек». У всех есть творческих талант, просто он у всех по-разному развит, и его можно «подпитать» и увеличить так же, как вы это делаете с любым другим качеством, которое вы хотели бы развить.
Когда мы говорим детям, что это их природа – изобретать и проявлять свое творчество, и что им позволено искать и мечтать, мы должны дать такое же разрешение, такую же свободу, и себе. Часто показывая пример (пробуя новые блюда, добираясь на работу новым путем, брызгаясь в луже, напевая придуманную на ходу песню), мы показываем своим детям, насколько радостной может быть жизнь, когда мы пробуем что-то новое и отходим от привычного режима.
Когда нам нужно решить какую-то проблему или принять решение, мы можем показать детям, как найти наилучшее решение, как думать вперед, назад, по вертикали и даже по спирали.
Нет ничего страшного в том, чтобы перестать забивать расписание наших детей до предела различными занятиями и дать им возможность поскучать. Ведь именно тогда они придумывают свои собственные игры и истории, и у них появляются свои собственные идеи – многие из которых намного труднее, чем те занятия, на которые вы собирались их отвезти.
Мы можем научить их идти дальше, чем статус кво, учить их идти вразрез с общепринятыми решениями проблемы. Величайшие изобретатели не принимают мнение «это так, и больше ничего нельзя поделать» и ищут лучшее решение. Задавайте ребенку такой вопрос: «Как было бы лучше/проще/быстрее решить эту проблему?» Именно так появляются такие изобретения, как шариковая ручка, инвалидное кресло, контактные линзы, консервный ключ, вешалки для одежды, очки с двухфокусными стеклами, фонарики, изолента и т. д. и т. п.. Существуют тысячи гениальных идей, с помощью которых можно решить проблему. Дети должны почаще спрашивать: «Почему?» «Как?» и «А что если?»
Христос учил: «если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (от Матфея 18:3). И такая невинность, покорность и желание отдать этому учению всего себя очень важно. Но быть ребенком означает быть ребенком. Когда мы ценим и даже радуемся самым простым вещам в нашей жизни, мы обретаем правильную перспективу – такую, где мы глубоко благодарны за чудесные Божие создания и за простую, исходящую изнутри уверенность в том, что мы Его дети, и что Он любит нас.
Я поделилась с вами всего несколькими способами того, как помочь вашим детям развить их творчество и изобретательские способности. Когда дети следуют своим мечтам, видят мир другими глазами, и им достает храбрости пробовать свои идеи, они более уверенны в себе. Они более счастливы. Некоторым покажется удивительным то, что такие люди работают более усердно (вот что делает с человеком любимое дело – Эдисон провел свой день рождения в лаборатории). Ими движет внутренняя мотивация. Это может привести к удивительным социальным реформам. Также, креативные люди не сдаются легко. Будь то проблемы в отношениях или на работе, такие люди впадут в уныние последними, так как в их голове они будут прокручивать десятки подходов к проблеме и ее решения.
Как прекрасно то, что Бог создал нас со способностью изобретать и быть творческими личностями – такими, как Он сам.
Оригинал этой статьи был опубликован на сайте Meridian Magazine. Автор Джони Хилтон.