Недавно я опубликовал одну статью на моем блоге, которая совершенно неожиданно для меня привела к интересному развитию событий. В этой статье я поделился с читателями своими предположениями о том, что в нашей Церкви (Церкви Иисуса Христа Святых последних дней) происходит настоящая «революция любви». Я написал о том, что мне кажется, что люди в Церкви начинают больше принимать и меньше судить тех, кто не соответствует «мормонскому стандарту». Я также выразил мнение, что это очень хорошо для Церкви. Со мной, в основном, согласились многие читатели, однако, нашлись и такие, кому показалось, что я очень резко выразился в адрес тех, кто осуждает.   

Некоторые в своих комментариях сказали, что они имеют полное «право» осуждать, и что это даже их «обязанность». Некоторые люди, казалось, хотели оставить за собой исключительное право указывать другим на их недостатки, если эти люди не оправдывали ожидания осуждающих в том, какими им нужно было быть членами Церкви. Самое смешное то, что каждый человек по-своему понимает, что значит быть членом Церкви Иисуса Христа Святых последних дней («мормоном), и некоторые просто не могут удержаться от навязывания своей «версии» мормонизма людям в своем приходе и даже в своей собственной семье.

Другая группа людей выразила мнение, что осуждение других было их «слабостью», и что их нельзя осуждать за их слабость. Это не укладывалось у меня в голове — люди, которые сами сознались, что осуждают другиx, не хотели, чтобы их осуждали за то, что они осуждают. Где здесь логика? В ответ было написано много комментариев и даже целые статьи в социальных сетях и блогах, где люди старались принизить серьезность ущерба, который наносили их осуждения. И для этого не нужно произнести ни слова —наше мнение о человеке может быть заметно и без слов.

Третья группа людей, как мне показалось, не понимала разницу между осуждением других и рассуждением. Конечно же, умение рассуждать (судить между добром и злом) очень важно, и мы должны это делать каждый день… иногда даже каждую минуту. Но это не означает, что мы имеем право осуждать других и навязывать им ярлыки, особенно потому, что мы редко когда (если вообще когда-либо) видим полную картину.

Тех членов Церкви, которым нравится «бросать камни» в других, в Церкви очень мало, но их действия затрагивают очень многих. Как огромные шары для сноса зданий, они разрушают все на своем пути, и делают посещение собраний для некоторых членов Церкви невыносимым.

Почему так сложно не осуждать?

Почему так сложно быть дружелюбными по отношению друг к другу? Что же такого содержится в Нагорной проповеди, чего не могут понять даже самые активные члены Церкви? Что же такого непонятного содержится в словах Спасителя «Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить»? Почему мы часто не можем видеть хорошее в других людях, и держать язык за зубами, когда на ум не приходит ничего положительного и возвышающего? Почему стольким людям так нравится «исправлять» других вместо того, чтобы сперва исправить самих себя?

Мне кажется, что слова Спасителя об осуждении других, вполне ясны. Осуждать других — ПЛОХО. Более того, то, каким судом мы судим, будем судимы и мы. Изучая Священные Писания, я пришел к выводу, что Христос больше всего не любил осуждающих, благочестивых и строящих интриги сплетников и лицемеров. Страницы Священных Писаний буквально пропитаны подтверждением этому — особенно 23 глава евангелия от Матфея. Членство в Церкви стоит на кону не у того, кто стыдится исходящего от него запаха сигарет, а у того, кто обсуждает других за спиной или громогласно осуждает других.

И у меня, и у моей жены есть друзья, которые перестали ходить в Церковь еще в молодости, потому что над ними смеялись, дразнили их или исключали из общего круга. Только один такой человек вернулся в Церковь. Другие двое так и не вернулись, хотя оба верят в истинность Церкви всем своим сердцем. Заметьте, причиной их ухода не были учения Церкви или ее история. Причиной этому было то, что они чувствовали себя ненужными и отчужденными.

Душевные раны заживают долго

Пару недель назад я был свидетелем того, как один брат публично критиковал нескольких сестер за их доктринальную неточность. И пока я молча слушал его монолог, я заметил, что это он ошибался в доктрине, тогда как комментарии полностью соответствовали учениям современных пророков. Однако не важно, кто здесь прав, а кто нет — никто не любит выглядеть глупо перед другими… И этого может быть достаточно для того, чтобы с таким человеком не хотели общаться. Люди помнят то, что мы говорим, и некоторые слова сложно забыть. Душевные и психические раны, к сожалению, могут никогда не зажить.

Я понимаю, что кто-то, возможно, прочитает эти последние два параграфа и подумает: «Ну, эти люди просто легко обижаются». Честно говоря, я устал слышать эту фразу из уст тех, кто пытается найти отговорку своему поведению. В конце концов, так можно обидеть и самых необидчивых. Это обычная человеческая реакция, когда нам угрожают и унижают нас, в результате которой мы либо спасаемся бегством, либо вступаем в схватку — что плохо и для Церкви, и для самого человека.

Поймите меня правильно — я не пытаюсь сказать, что это норма. Я пытаюсь сказать, что такое случается, и что это может пагубно повлиять на чью-то жизнь, в том числе и в вечности… И иногда все, что требуется, это один необдуманный комментарий.  

Два вида осуждающих

Чаще всего те, кто любят осуждать, делятся на две группы. Первая группа это те, кто осуждает громогласно и открыто. Они могут отпустить колкую шутку или саркастическое замечание, которое будет слышно в конце коридора. Они также могут как бы невзначай уколоть вас на уроке Воскресной школы. По их словам, они всего-навсего говорят «как есть». Но эта «правда» рушит все на своем пути. Помнится, как один брат из моего кола публично раскритиковал меня за то, что я несколько дней не брился, и у меня на лице была щетина. Я подумал, что он шутит. Но нет, он говорил на полном серьезе.  

На другом конце спектра находится менее заметный способ осуждения. Те, кто осуждает таким способом, осуждают шепотом. Мы часто называем это сплетнями. Чаще всего такая форма осуждения присуща неуверенным в себе людям, пытающимся поднять свою самооценку за счет других. Попадали ли вы когда-нибудь в ситуацию, когда о вас сплетничали? Приходилось ли вам когда-нибудь идти на собрание или мероприятие, куда должны были прийти люди, которые сплетничали о вас у вас за спиной? Это не очень-то приятно. И самое ужасное — это когда такое происходит в церкви. Как сказал Иаков, «Не должно, братья мои, сему так быть».

Вы никогда не задавались вопросом о том, почему Алма отказался быть судьей и посвятил свою жизнь служению? Он сделал это именно потому, что члены Церкви не были добры друг к другу. Он отказался от своей должности по одной простой причине — «он узрел с великой скорбью, что народ Церкви стал превозноситься в гордыне своих глаз» и «что что они стали с презрением относиться один к другому и стали преследовать тех, кто не верили согласно их воле и соизволению» (Алма 4:8).

Подстрекатели

Старейшина Виртлин сказал: «Я часто задаюсь вопросом, почему некоторым кажется, что они должны быть критичны к другим людям. У них это, должно быть, в крови и становится для них настолько естественным, что они об этом даже не задумываются. Они, кажется, критикуют всех: как сестра Джонс дирижирует, как брат Смит ведет урок или ухаживает за садом. Даже когда мы думаем, что наши критические замечания безобидны, они могут иметь серьезные последствия.

Помню одного мальчика, который вручил конверт с пожертвований своему епископу и сказал, что это для него. Епископ, воспользовавшись поучительным моментом, объяснил мальчику, что на бланке надо показывать, предназначены ли деньги для десятины, пожертвованиями от поста или для других целей. Мальчик настаивал на том, что эти деньги предназначены самому епископу. Когда епископ спросил почему, мальчик ответил: «Потому что папа говорит, что вы – самый слабый из всех наших епископов»».

В одной статье газеты церковных новостей говорится: «Некоторые Святые чересчур беспокоятся о тех людях вне Церкви, которые распускают ложные слухи, чтобы уничтожить или опозорить ее. Однако, нам следует больше беспокоиться о «волках», которые, одевшись в овечью шкуру, прячутся в овечьем стаде. С волчьим аппетитом они рыскают в поисках добычи. Ущерб, который они наносят душам людей нельзя недооценить. Но есть также и другие такие волки, которые наносят ущерб не отдельным людям, а всей Церкви. Они разделяют и разгоняют стадо, вселяя раздоры, сплетничая и злословя. Они живут за счет конфликтов и разногласий».

Это очень пагубно для Церкви! Именно поэтому я считаю, что будущее Церкви полностью зависит от доброты и сострадания Святых. Люди хотят чувствовать себя в безопасности, когда они приходят в Церковь. Они ищут в Церкви убежище от шторма. Джозеф Смит как-то сказал: «Чем больше мы приближаемся к нашему Небесному Отцу, тем мы более склонны смотреть на погибающие души с состраданием; мы чувствуем, что хотим нести их на своих плечах, оставив их грехи позади…», а не осуждать и судить их.

Бот смотрит в наши сердца, и то же самое должны делать и мы. Так как Господь милостив к нам, мы также должны быть милостивы к другим людям, даже если они отличаются от нас. В первую очередь, нас должны волновать наши собственные отношения с Богом, ибо Он будет измерять нашу любовь к Нему по тому, насколько хорошо мы относились к нашему ближнему.

Оригинал этой статьи был опубликован на сайте Greg Trimble. Автор Грэг Тримбл. Переводчик Ольга Малетина.