Когда в 10:00 утра в субботу, 6 апреля, во время 183-й ежегодной Генеральной конференции Церкви Иисуса Христа Святых последних дней, Табернакальный хор открыл встречу первыми нотами вступительного гимна, могло показаться, что конференция всегда была такой.
Но это не совсем так.
Первые Генеральные конференции
На самом деле, Генеральная конференция последних лет едва ли похожа на ту, которую историки обычно считают первой церковной конференцией, которая, как и большинство Генеральных конференций в первые годы существования церкви, была в основном деловой встречей. Она состоялась 1 июня 1830 года — чуть менее чем через два месяца после организации Церкви — в том же доме Питера Уитмера-старшего в Файетте, штат Нью-Йорк, где проходила и организация. Записи показывают, что на конференции присутствовали 27 членов Церкви, а также 30-40 других людей, которые были заинтересованы в происходящем.
Хотя основной целью этих первых конференций было ведение дел, принадлежащая Церкви газета «Времена и сезоны» сообщала, что «было дано много увещеваний, и Святой Дух изливался на нас чудесным образом».
«Многие из нашего числа пророчествовали, в то время как другим были открыты небеса для их взора, и они были настолько одолены Духом, что нам пришлось положить их на кровати или в другие удобные места, — говорилось в отчете. — Доброта и снисходительность милосердного Бога к тем, кто повинуется вечному Евангелию Господа нашего Иисуса Христа, вызывают в нас всех чувство восторженной благодарности и вдохновляют нас с новым рвением и энергией на дело истины».
В течение первых нескольких лет официального существования Церкви конференции проводились время от времени и в разных местах, «всякий раз, когда (основатель Церкви) Джозеф Смит считал необходимым вести дела, решать проблемы, или когда надо было провозгласить новые откровения и утвердить их», — писал автор, педагог и ученый Ричард Армстронг.
Решение проводить конференции ежегодно
Примерно с 1838 года до мученической смерти Джозефа Смита в 1844 году молодая Церковь начала проводить ежегодные и полугодовые Генеральные конференции в апреле и в октябре соответственно.
«Хотя дела церкви все еще велись, акцент был сделан на разъяснение и обучение доктринам церкви, — написал М. Даллас Бернетт в «Энциклопедии мормонизма». — В течение этого периода была пересмотрена и явлена значительная часть учений».
Годы, последовавшие сразу после смерти Джозефа Смита, были для Церкви трудными, полными гонений и неопределенности. Церковь изгнали из ее штаб-квартиры в Наву, штат Иллинойс, и им пришлось составить планы по перемещению Святых на запад. Тем не менее, общие конференции продолжали проводиться, за исключением Октябрьской конференции 1846 года.
Генеральная конференция проводится по традиции
После прибытия пионеров в долину Солт-Лейк-Сити в 1847 году Генеральная конференция стала традицией и проводилась на протяжении многих лет в трех разных зданиях в квартале, обозначенном, как Храмовая площадь, затем в кирпичном здании, построенном на той же площади, ну а потом в знаменитом куполообразном Табернакле в Солт-Лейк-Сити. Начиная с апреля 2000 года, Генеральная конференция стала проводиться в огромном Конференц-центре, рассчитанном на 21.000 человек, который находится через дорогу к северу от Храмовой площади.
В то время не было ничего необычного в том, что призвания на миссию давались напрямую с трибуны конференции без какого-либо предварительного предупреждения. Педагог и бывший президент Ассоциации истории Церкви Кеннет Годфри отметил, что «в течение первых нескольких лет в долине Соленого озера осенние конференции часто проводились в августе или сентябре, чтобы вновь призванные миссионеры могли уехать до того, как зимние бури закрыли бы горные перевалы».
Армстронг писал: «То, что эти публичные „призвания с трибуны“ принимались безоговорочно, — это красноречивый показатель преданности церковным лидерам той эпохи, которую они получали от членов Церкви».
Более спонтанный формат
Со временем Генеральная конференция СПД приняла модель и формат, знакомые большинству современных участников конференций, за несколькими заметными исключениями.
На протяжении большей части своей почти 190-летней истории, Генеральная конференция была трехдневным мероприятием, со специальными сессиями конференции, посвященными вспомогательным программам Церкви СПД и потребностям в социальной помощи. Апрельская конференция включала в себя сессии 6 апреля, даже если эта дата приходилась на середину недели. И пока радиопередачи (в 1923 г.) и телевидение (в 1949 г.) не вынудили организаторов придерживаться определенного расписания, докладчики на конференциях часто выступали спонтанно и пока не закончат, когда бы это ни было.
Собрание обычно не возражало. В октябре 1867 года — во время первой конференции в еще недостроенном Табернакле — прихожане даже проголосовали за продление конференции еще на один день.
В современную эпоху Генеральную конференцию отменили только один раз: в октябре 1957 года из-за эпидемии азиатского гриппа. Грипп также вынудил церковные власти отложить апрельскую конференцию 1919 года до июня, а во время Второй мировой войны сессии генеральных конференций были ограничены специально приглашенными руководителями священства. Во время одной из таких сессий конференции времен войны апостолы Святых последних дней благословили и раздали причастие участникам конференции, а также провели свидетельское собрание, чтобы помочь принести покой и утешение в трудные времена.
Более четкий формат конференции в наши дни
С 1977 года Генеральная конференция была учреждена как двухдневное мероприятие по выходным, с двумя общими сессиями каждый день и собранием священства в субботу вечером. Начиная с 1986 года, ежегодные женские собрания, проводимые в субботу перед Генеральной конференцией, были добавлены к повестке дня октябрьской конференции. А в 1994 году ежегодные собрания Общества молодых женщин были также добавлены к апрельской программе конференции.
В наше время члены Первого Президентства и Кворума Двенадцати Апостолов Церкви выступают во время каждой Генеральной конференции по мере своих возможностей. Члены Президентства Первого Кворума Семидесяти, Кворума Семидесяти и президентств общих вспомогательных организаций церкви также выступают по очереди.
В предыдущие годы во время Генеральной конференции выступали в том числе президенты кольев и миссий, а также лидеры правительства и военные руководители.
Музыка
Музыка также всегда была важным и значимым элементом поклонения во время Генеральной конференции. Табернакальный хор был сформирован, по крайней мере частично, для обеспечения музыкой сессии Генеральной конференции, и по сей день этот хор является центральным элементом музыки конференций. Но в программу конференции включаются и другие хоры — обычно во время субботней дневной конференции и во время собрания священства. Также, с недавних пор, в Генеральной Конференции иногда участвуют приглашенные солисты, как, например, в 2004 году, когда Лириэль Домициано из Бразилии была приглашена Президентом Гордоном Хинкли.
Молитва
Молитвы во время Генеральной конференции также вызвали определенный интерес в средствах массовой информации из-за того, во время 183-й ежегодной Генеральной конференции Церкви одна из заключительных молитв была впервые произнесена женщиной. Исторически сложилось так, что молитвы на конференциях возносятся высшими властями, местными руководителями священства, вернувшимися президентами миссий, посещающими президентами кольев — все они мужчины. Также в последнее время молитвы на Генеральной конференции стали произноситься членами местных Кворумов Семидесяти.
Другая, но в то же время и та же самая
Будет ли следующая конференция Церкви тоже исторической? «На наших собраниях мы полагаемся на руководство Небес, — сказал старейшина Л. Том Перри, член Кворума Двенадцати Апостолов. — Генеральная конференция — не исключение. Вот почему мы обычно не публикуем программу проведения заранее». Дух и цели Генеральной конференции останутся такими же, какими они были всегда.
«Мы собираемся со всей Земли, чтобы свидетельствовать друг другу, слушать наставления, общаться как братья и сестры. Мы наслаждаемся общением, которое так приятно и так важно в культуре этой великой организации.
На протяжении многих лет выступающие выходили к трибуне, а затем уходили. Они все разные. Но дух один и тот же. Это тот дух, о котором Господь сказал: „Поэтому тот, кто проповедует и тот, кто получает, понимают друг друга, и оба назидаются и радуются вместе“ (Учение и Заветы 50: 22)» (Президент Гордон Б. Хинкли, Генеральная конференция, октябрь 1995 года).
Оригинал статьи был опубликован на сайте Deseret News. Автор Джозеф Уокер. Переводчик Елена Шэннон.