Писатель Ален де Боттон только что опубликовал свою книгу «Религия для атеистов», и одно он знал наверняка: он не собирался посещать Юту во время своего тура, посвященного книге.

В самом деле, с чего бы мормонам заинтересоваться книгой, предназначенной для неверующих? С чего бы они стали покупать книгу, которая повествует атеистам о положительных аспектах религии? У мормонов уже есть религия. Они не будут читать об этом с позиции неверующих.

Его книга просто не будет продаваться в Юте.

Верно?

Представьте себе удивление де Боттона, когда он обнаружил, что книга продаётся в Юте в восемь раз активней, чем в любом другом штате.

В прозвучавшем на радио интервью де Боттон предложил свою теорию бума продаж его книги. Он предположил, что в Юте есть люди, которые любят некоторые аспекты мормонизма, но не принимают многие его положения и заявленные истины. Часто такие люди настолько разочарованы, что они покидают Церковь, отдаляясь от семьи и друзей.

В данное время в Юте эта ситуация является основным источником социальной напряженности, также, как и во всей мировой общине мормонов. По большей части всё это происходит за кадром, но как показывают продажи книги «Религия для атеистов», эта тенденция гораздо более распространена, чем мы можем подумать.

Я сам столкнулся с таким испытанием.

Моя борьба началась более десяти лет назад, когда я служил как мормонский волонтер в Калифорнии. Общаясь с интересующимися, я узнал многие факты из церковной истории, которых не знал прежде: что Джозеф Смит использовал шляпу, чтобы перевести Книгу Мормона; что у него было около трёх десятков жён (много юных, много замужних); и что его перевод Книги Авраама в корне отличается от папируса, на котором она основана. Если я не знал этих фактов о Церкви, то чего же ещё я не знал? Я тревожился всё больше. Я рассказал об этих переживаниях своему президенту миссии, но он не был заинтересован в обсуждении деталей, сказав, что ответы на мои вопросы придут после этой жизни.

Я написал домой, прося о помощи. Вначале я написал своему отцу, который прислал мне книгу, где были разобраны сложные вопросы из истории церкви. Затем я написал своей любимой школьной учительнице, моей наставнице, которая оказалась не-мормоном. Она сказала мне, что поскольку я взял на себя обязательство служить на миссии, я должен её закончить, и разрешить беспокоящие меня вопросы после того, как я вернусь.

Этих ответов было достаточно для того, чтобы успокоиться на то время, которое мне оставалось служить в Калифорнии.

Странно, но когда я вернулся домой со своей миссии и начал учёбу в университете Бригама Янга, мои сомнения относительно мормонизма поблекли. Я сконцентрировался на школе, работе и свиданиях. Я отложил в сторону свои религиозные вопросы и одновременно с этим прекратил разговоры на тему церковной истории. Мне было вполне достаточно просто быть мормоном. Я поступил в аспирантуру и женился, и всё выглядело прекрасно.

Затем из Церкви ушла моя младшая сестра.

Сердца моих родителей были разбиты. Сердца всех членов моей семьи были разбиты. Учителя детского общества, общества молодых женщин, бывший епископ – они все были подавлены.

Некоторое время спустя, мой лучший школьный друг также покинул Церковь. Круг разбитых сердец повторился. У меня были друзья, прежде покидавшие Церковь, некоторые в то время, когда я учился в школе. Многие из них ушли отчасти из-за неповиновения – естественная реакция подростков на традиционную и подчиняющуюся строгим правилам религию. Но моя сестра и мой друг не были такими. В обоих случаях, они ушли не потому, что нарушили заповеди мормонизма, но потому, что после тщательного изучения, они отвергли его истинность.

Чтобы понять их проблемы, я снова всерьёз погрузился в историю Церкви, читая такие книги, как  «Движение неограненного алмаза», «Мормонизм и магическое мировоззрение» Дэвида О. Маккея,  «Истоки современного мормонизма» и так далее. Я также читал о неудобных для мормонов темах в Интернете, включая официальный сайт lds.org, где представлено больше фактов о зарождении Церкви, которые были (снова) для меня новыми. Всё это изучение вытащило на свет старые страхи. Это были не просто  насмешки, или ложные слухи, распространяемые агрессивными неверующими. Это были проверенные факты, многие из которых подтверждались официальными церковными документами. Как я мог примирить эти факты с моим желанием оставаться в единстве с моими друзьями и семьёй? Была ли возможность оставаться искренним и, тем не менее, близким с теми, кого я любил?

Древняя структура

Статуя Сократа

Философы, подобные Сократу, способствовали созданию основ для взаимопонимания.

Мои вопросы привели меня к изучению прошлого для того, чтобы двигаться вперёд. Колледж научил меня любить древних, и я собрал тексты классических философов, ища основу полноценной жизни – что-то, что может служить общим основанием для верующих и неверующих.

То, что я обнаружил, было рядом на протяжении долгого времени.

Оно выявилось у таких философов как Сократ, Платон и Плотин. Затем, как послание в бутылке, его носило на протяжении веков, пока, наконец, оно не было откупорено и названо в 15 веке католическим священником по имени Марсилио Фичино.

С этого времени идея проявлялась в разных местах. Философ Иммануил Кант написал три основополагающих трактата в 18 веке, при этом каждый охватывает один основополагающий аспект идеи. Об этом писали и другие писатели, такие как У. Э. Б. Дюбуа и К. С. Льюис.

Идея такова: чтобы прожить полноценную жизнь, нам следует добиваться надлежащего баланса между такими ценностями, как истина, красота и добродетель.

Но может быть сложно определить истину, красоту и добродетель. Что это означает на практике? Одно из современных описаний, которое созвучно с моими ощущениями находится в книге Стивена Кови «7 навыков высокоэффективных людей». В ней автор обозначил важность интеллектуальных, духовных и социальных занятий и дал примеры того, как всё это выглядит на практике:

Интеллектуальные занятия обучение, чтение, письмо и преподавание.

Духовные занятия → времяпрепровождение на природе, развитие духовного самосовершенствования через медитацию, музыку, искусство, молитву и служение.

Социальные занятия → создание социально-значимых связей с другими людьми.

Другими словами:

Интеллектуальные занятия приближают нас к истине.
Духовные занятия приближают нас к красоте.
Социальные занятия приближают нас к добродетели.

Конечно, несложно выслушать эти идеи. Истина, красота и добродетель достаточно расплывчаты для того, чтобы звучать многообещающе и не вызывать раздражения, и на первый взгляд, это может показаться лёгким источником самопомощи. «Просто следуйте этим трём простым шагам для улучшения качества жизни!» На самом деле, ключом к полноценной жизни – независимо от убеждений – является соответствующий баланс трёх этих идеалов.

И это совсем не просто.

Истина, красота и добродетель: как найти баланс

Женщина сидит на скамье в парке

Покой приходит в нашу жизнь, когда в ней установлен баланс между истиной, красотой и добродетелью.

На храме Апполона в Дельфах написано: «Ничего лишнего».

Раздоры между верующими и неверующими возникают тогда, когда мы нарушаем равновесие в нашем стремлении к истине, красоте и добродетели.

Давайте посмотрим, как это происходит, начиная с истины:

Истина

Истина без красоты цинична. Рассмотрим пример женщины, которая, узнав неприятные факты о своей религии, в итоге её оставляет. Ей следует произносить молитвы благодарности, петь гимны и размышлять о вдохновлённых текстах. Теперь же она сталкивается с духовностью, состоящей из перечисления холодных фактов, уклона в цинизм и всё большего озлобления в адрес обидевшей её системы. Является ли это полноценной жизнью? Конечно, она лучше образована (читай: вооружена большей истиной), но ей не хватает того внутреннего мира, который с ней когда-то был. Ей было бы полезно отказаться от действий, которые наполняют её цинизмом, и вместо этого начать сознательно выражать благодарность, проводить время на природе, медитировать, читать то, что обращается к её сердцу.

Истина без добродетели одинока. Есть история о Стефане Дедале, главном герое шедевра Джеймса Джойса – Портрете молодого художника. Когда он достиг зрелости, Стивен пришёл к убеждению, что католичество, особенно в том виде, в каком оно практикуется в Ирландии, является глубоко ошибочным. Он решил покинуть свою общину и отделиться от своих друзей, семьи и религии. Он даже отказался вслух помолиться перед смертным одром своей матери.

Однако скоро Стивена стало терзать чувство вины за то, как он поступил со своей матерью. Он становился всё более одиноким и подавленным, и его выбор отказаться от своего сообщества угнетал его. Он начал понимать, что общество, друзья и семья требуют компромисса.

Красота

Красота без истины легковерна. Это случается, когда люди воспринимают все мирные чувства, как проявления истины.

Такие люди легко поддаются обману: верят в мифы просто потому, что мифы представляются им красивыми. Однако, как однажды сказал Фланнери Оконнор «истина не меняется в зависимости от нашей способности её переварить». Иногда истина ранит.

Красота без добродетели эгоистична. Это стремление к духовности без готовности засучить рукава и действительно помочь нуждающимся.

Добродетель

Добродетель без красоты обыденна и пресна. Так может происходить посещение одиноких и больных с ощущением внутреннего нежелания этого. Это действие роботизировано и небрежно, оно рождается из чувства долга, а не искреннего желания.

Добродетель без истины губительна. Например, мормоны когда-то ошибочно полагали, что Бог изменил цвет кожи людей на основании их личного достоинства. Эти мормоны хотели быть хорошими, имея веру в слова своих религиозных руководителей, но они были невежественны в науке о цвете кожи. И это невежество, как и в случае с любым невежеством, опасно. Невежество привлекательно только для невежд. Оно разрушает всё остальное.

Полноценная жизнь находится посередине

Как мы можем видеть на основании приведённых примеров, только когда мы принимает все три идеала, каждый из них имеет шанс быть реализованным.

Мы можем сказать, что качество нашей жизни находится в центре диаграммы Венна с тремя пересекающимися кругами – по одному для правды, красоты и добродетели. Следование только за одним из этих идеалов уводит нас от центра, реализация всех трёх подталкивает нас к нему, навстречу хорошо прожитой жизни. Как сказал учёный мормон Уэйн Бут, эти три идеала «конкурируют на периферии, но воссоединяются в центре».

Иногда я встречаю мормонов, которые считают, что полноценная жизнь определяется исключительно мормонскими ориентирами. «Все мои дети были на миссии, заключили брак в храме и произвели на свет множество внуков», – могут сказать они. Но эти признаки не обязательно указывают на полноценную жизнь. Служба на миссии, заключение брака в храме, и рождение детей – все эти вехи имеют общий вид успеха, но не обязательно состоят из него.

Лучший показатель полноценной жизни заключается в том, ищем ли мы сбалансированный подход к истине, красоте и добродетели. Этот показатель работает как внутри, так и вне какой-либо системы убеждений.

В конечном итоге, независимо от того, являются ли ваши близкие верующими или неверующими, есть шанс, что вы всё же будете находить больше сходств, чем различий, когда дело дойдёт до истины, красоты и добра. Как только вы посмотрите на эти сходства и добавите порцию компромисса, вы обнаружите пути для совместного развития интеллектуального, духовного и социального здоровья. Дочерей, сыновей, братьев, сестёр, жён, мужей, родителей, бабушек и дедушек.

Возможно, вы всю ночь проговорите о вашей любимой книге, сходите на долгую прогулку на природу, будете служить в местном приюте для бездомных, – что угодно, кроме концентрации внимания на ваших различиях.

Устранит ли в полной мере это новое определение успеха пропасть между верующими и неверующими?

Пожалуй, нет.

Но это поможет нам сократить расстояние.

Оригинал этой статьи был опубликован на сайте MormonHub. Автор Джон Огден. Переводчик Анна Селимова.