На протяжении истории Церкви мы, мормоны, не раз задавались вопросом о том, что именно запрещает Слово мудрости. Мы знаем, что алкоголь, табак, кофе и чай запрещены, но как насчет вина, используемого в кулинарии? А как насчет декофеинизированного кофе, кока-колы, чайного гриба, травяных чаев и зеленого чая? Иногда попытка разобраться в 89 разделе Учения и Заветов напоминает попытку разобраться в сортах чая, угодных к применению — не так-то это просто! Отсюда вопрос — почему же тогда Господь не дал нам более точных указаний?
А что если я скажу вам, что мы неправильно понимаем Слово мудрости? Может быть этот раздел был написан не для того, чтобы научить нас тому, что следует, и что не следует употреблять, а для того, чтобы научить нас определенному принципу? Помогло бы нам это взглянуть на Слово мудрости другими глазами?
В этой статье, используя концепцию, которой учил Старейшина Дэйвид А. Беднар, я хотела бы представить идею о том, что Слово мудрости, возможно, не является законом о том, что можно и что нельзя, как мы зачастую его понимаем. Вместо этого, я предлагаю посмотреть на Слово мудрости как на особый принцип, который дал нам Господь, чтобы мы могли справиться с трудностями в последние дни. Я применяю эту концепцию и в моих последующих статьях с надеждой, что это поможет нам лучше понять Слово мудрости.
Доктрины, принципы и их применение
В своей книге под названием «Ищите знаний» Дэйвид А. Беднар проводит различие между понятиями «доктрина», «принцип» и «применение» (доктрины или принципа). Он считает, что эти три понятия отвечают на разные вопросы. Доктрины отвечают на вопрос «Почему». Принципы помогают нам понимать «Что», а их применение помогает нам понять «Как».
Вот как Старейшина Беднар объясняет понятие «доктрина»:
«Доктрины Евангелия — это истины, открытые нам любящим Небесный Отцом. Доктрины Евангелия имеют вечный характер, они неизменны и направлены на совершенствование и возвышение дочерей и сыновей Небесного Отца. Доктрины (например, доктрина о природе Божества, доктрина о плане спасения или доктрина об Искуплении Иисуса Христа) являются основополагающими, центральными и всеобъемлющими. Существует всего несколько стержневых доктрин Евангелия Иисуса Христа.
Доктрины Евангелия отвечают на вопрос „Почему?“ Например, доктрина о плане счастья отвечает на вопросы о том, почему мы здесь на земле, почему брак между мужчиной и женщиной определен Богом, и почему основой вечно плана нашего Создателя для Его детей является семья. Доктрина о природе Божества объясняет нам, почему мы должны стремиться к совершенству, равному совершенству Небесного Отца и Его Сына Иисуса Христа. А доктрина об Искуплении объясняет, почему Иисус Христос является нашим посредником и защитником перед Отцом» (стр. 151-152).
Таким образом, доктрины являются вечными и основополагающими истинами. Они помогают нам понять, почему все так, как оно есть, почему Отец дал нам те знания, которые Он нам дал, и почему мы должны хотеть следовать Его наставлениям.
Принципы Евангелия вытекают из доктрин Евангелия. Тогда как доктрины Евангелия отвечают на вопрос «Почему?», принципы Евангелия отвечают на вопрос «Что?» Например, «Что может помочь нам жить в соответствии с определенной доктриной?» Старейшина Беднар объясняет:
«Принцип Евангелия — это определенная директива, основанная на доктрине Евангелия и позволяющая нам проявлять свободу воли. Принципы — это подклассы или компоненты более обширных истин Евангелия. Принципы дают нам направление. Принципы всегда имеют в основании определенные доктрины, они неизменны и отвечают на вопрос „Что?“ Многие принципы вытекают из какой-то одной доктрины… Принципы не являются поведением или действием как таковым. Это, скорее, список правил, нацеленных на изменение поведения и действий».
Примерами принципов Евангелия, согласно Старейшине Беднару, может являться вера в Христа, покаяние в грехах, повиновение Богу, служение другим. Обратите внимание на то, что эти принципы представляют собой общие руководящие наставления и не выделяют отдельные модели поведения.
Очень важно понимать разницу между определенным поведением или действием и наставлением. Наставление позволяет нам проявлять свободу воли и учитывает наши индивидуальные обстоятельства. Все дети Бога проходят через уникальные жизненные обстоятельства. И даже если бы это помогло, Священные Писания не могли бы вместить в себя все наставления о том, как каждый человек на земле должен себя вести в каждой отдельной ситуации, в которой он может оказаться. Это было бы невозможно, так как обстоятельства жизни неисчислимы. Вместо этого, Бог дает нам принципы, которые каждый человек может использовать как руководство к действию в определенной ситуации. Джозеф Смит сказал: «Я учу их верным принципам, и они сами управляют собой».
И наконец, Старейшина Беднар объясняет, что означает понятие «применение»:
«„Применение“ подразумевает поведение, порядок действий, определенную практику и приемы, которые помогают нам реализовать доктрины Евангелия в нашей жизни. Тогда как доктрины и принципы неизменны, их применение зависит от наших нужд и жизненных обстоятельств, и отвечает на вопрос „Как?“ „Применение“ закона может истекать из и ассоциироваться с одним и тем же принципом» (стр. 156).
Применение принципа или доктрины означает определенное поведение, имеющее место в определенных обстоятельствах. Если наше применение принципа или доктрины основано на прочных принципах Евангелия, истекающих из вечной доктрины, мы можем быть уверены, что принимаем правильное решение. Однако, до конца быть уверенными в правильном применении принципа мы можем только тогда, когда руководствуемся наставлением Святого Духа.
Например, наше понимание Искупления Христа (доктрина) может развить в нас желание служить нашему ближнему (принцип). Существует множество способов применения этого принципа. Например, мы можем присмотреть за чьими-то детьми, помочь постричь газон или просто выслушать кого-то. Все эти способы хороши, но если мы ведомы Духом, мы сможем найти самый лучший способ, подходящий в конкретной ситуации.
Пример: соблюдение дня субботнего в святости
Чтобы на примере продемонстрировать идею, представленную Старейшиной Беднаром, я бы хотела обсудить тему соблюдения дня субботнего в святости — о чем в последнее время часто напоминают нам руководители Церкви.
Какая доктрина помогает нам лучше понять, почему мы должны соблюдать день субботний в святости? Эта доктрина представлена в самом начале Священных Писаний, когда Господь говорит нам о том, как Он создавал землю:
«И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал.
И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал» (Бытие 2:2-3).
В книге Исход Господь говорит:
«Скажи сынам Израилевым так: субботы Мои соблюдайте, ибо это — знамение между Мною и вами в роды ваши, дабы вы знали, что Я Господь, освящающий вас».
Президент Рассел М. Нельсон сказал:
«Возможно, самое главное — то, что день субботний был дан как завет вечный, постоянное напоминание о том, что Господь способен освятить Свой народ».
Принцип соблюдения дня субботнего в святости вытекает из этого основополагающего учения. Он представляет собой своего рода руководство, которое помогает нам знать, как мы можем отдохнуть от всех наших дел и показать Господу, что мы чтим Его, соблюдая в святости день, который Он Сам освятил для нас.
Самое важное здесь не спутать этот принцип с его применением. Существует много способов, как можно применить этот принцип: посещать Церковь, читать Священные Писания, вести семейную историю, не ходить в магазин и не играть в спортивные игры. Но какой из них самый лучший? На вопрос «Как можно святить день субботний?» президент Нельсон объясняет, что если мы сосредоточим свое внимание на учении, из которого вытекает данный принцип, это поможет нам знать как мы можем применить его в своей жизни:
«Когда я был гораздо моложе, я изучал плоды трудов людей, составлявших списки дел, которыми стоит и не стоит заниматься по воскресеньям. Лишь позже я узнал из Священных Писаний, что мое поведение и отношение к дню субботнему составляет знамение между мною и моим Небесным Отцом. После того, как я это осознал, мне уже были не нужны списки дозволений и запретов. Когда мне нужно было решить, уместно ли заниматься определенным делом в день субботний, я просто спрашивал себя: „Какое знамение я хочу явить Богу?“ Этот вопрос делал решения, связанные с днем субботним, кристально ясными».
То, как мы применяем определенные принципы Евангелия в своей жизни, зависит от человека и его индивидуальных обстоятельств. Сама доктрина неизменна также, как и истекающий из нее принцип. Однако, применение этого принципа варьируется в зависимости от ситуации.
Дети Израилевы не торопились вспоминать Господа Своего, поэтому им был дан «закон, который они должны были строго соблюдать изо дня в день» (Мосия 13:30). Закон Моисеев также содержал конкретные правила по соблюдению дня субботнего в святости. Однако, недостаток таких конкретных правил применения принципа заключается в том, что люди начинают думать, что если они следуют букве закона, они следуют самому принципу. Но мы знаем, что это не так. Господь не хочет, чтобы мы только внешне показывали свое повиновение. Он хочет, чтобы мы следовали закону в наших сердцах. Недостаточно быть праведными только в наших делах, мы должны служить Ему всем нашим сердцем, мощью, разумом и силой. Именно поэтому нам часто напоминают о важности следования духу закона.
Как это применимо к Слову мудрости?
Бог предпочитает учить нас посредством принципов, что позволяет нам проявлять свободу воли и прибегать к помощи Святого Духа для того, чтобы определить что есть истина в наших индивидуальных обстоятельствах. Евангелие Иисуса Христа — это не свод строгих правил. Оно основано на принципах. Так почему же Слово мудрости должно чем-то отличаться? Более того, Сам Господь назвал Слово мудрости «принципом с обещанием» (Учение и Заветы 89:3). Однако, слишком часто мы принимаем Слово мудрости за закон Моисеев: «Воздержись от алкоголя, табака, кофе и чая». Когда мы упрощаем 89 раздел Учения и Заветов до уровня простого свода правил, указывающего нам только то, от чего мы должны воздержаться, разве мы не упускаем что-то важное?
Что если Господь использует эти напитки всего лишь в качестве примера, за которым стоит намного более важный принцип, которому Он пытается научить нас? И как этот принцип помогает нам найти ему правильное применение, чтобы мы смогли лучше различать между тем, что нам следует и не следует употреблять?
Что еще важнее, если Слово мудрости — это принцип или набор принципов, из какой доктрины оно истекает? Помните, что доктрина отвечает на вопрос «Почему?» Какая доктрина учит нас тому, почему мы должны следовать принципам Слова мудрости? Какая доктрина помогает нам понять значение и цель этих принципов?
Оригинал этой статьи был опубликован на сайте Meridian Magazine. Автор Джейн Бёрч. Переводчик Ольга Малетина.
Читайте следующую статью из этой серии.