Вопрос: Священные Писания учат нас, что сатана «искусил» Еву, чтобы она вкусила от запретного плода. Однако, Святые последних дней верят, что она приняла правильное решение. Может ли и то и другое быть правдой?

Краткий ответ: Некоторые говорят о Еве в негативном свете, обвиняя ее в том, что она принесла в этот мир грех. Однако это не так, как видят ее Святые последних дней. Мы верим, что Ева сделала этот шаг благодаря своей мудрости и проницательности, и что решение, принятое ею в Саду Эдемском, было необходимой частью божественного плана. Мы верим, что вкушение от плода дерева познания добра и зла не являлось грехом, и чтим Еву за ее непреходящую верность. Однако, некоторые довели это мнение до крайности, утверждая, что, по ряду причин, решение Евы не было последствием «искушения» сатаной. Существует мнение, что сатана говорил правду, когда соблазнял Еву вкусить от плода. Другие верят, что Ева приняла это решение совершенно осознанно, и ее решение не зависело от того, что говорил ей сатана. Все эти утверждения – результат самых лучших намерений, однако, все они ошибочны. Из Священных Писаний мы узнаем о хитрой тактике сатаны, о том, как мудрость Божия в итоге берет верх, и о том, как Ева стала символом мудрости.

Введение

Мы хотели бы начать наше обсуждение со следующих вопросов:

Был ли сатана полностью честен с Евой?

Искусил ли он Еву?

Ответы на эти вопросы помогут нам понять тактику сатаны.

Был ли сатана полностью честен с Евой?

В книге Моисея мы узнаем о том, какие утверждения использовал сатана, чтобы искусить Еву: 1) «Нет, не умрете вы непременно» и 2) «Вы будете как боги, знающие добро и зло» (Моисея 4:10-11). В 28 стихе мы узнаем, что Бог соглашается со вторым утверждением сатаны, сказав Адаму и Еве (после того, как они вкусили от плода), что они стали «как один из нас, знающих добро и зло». Таким образом, второе утверждение сатаны неоспоримо. Однако, некоторые ошибочно верят, что первое утверждение сатаны также истинно.

Безусловно, буквальный перевод с иврита фразы «Умирая, вы не умрете», данный в примечании библии, используемой Святыми последних дней, не совсем понятен. Например, в своем содержательном толковании об истории Адамы и Евы, Алонзо Гаскилл придерживается ошибочного мнения, что эта фраза означает следующее: «Умирая физически, вы не умираете (то есть «вы не умираете навсегда»). В этом ошибочном толковании перевода, сатана был полностью честен с Евой, сказав ей о том, что если она вкусит от плода дерева познания добра и зла, ее смерть будет всего лишь временной. Однако, повторение одного и того же слова в иврите означает отрицание. Другими словами, значение фразы «вы не умрете» переводится как «не умрете вы непременно» (или «вы определенно не умрете»). По этой причине слова сатаны являются чистым лукавством.

Сатана, как всегда, разбавил истину ложью. Как выразился Бригам Янг, «Сатана сказал Еве много истин и немного лжи». Или, как сказал Хайрам Андрус: «Слова сатаны были сочетанием одной большой лжи и небольшой полуправды». В Книге Мормона, в контексте согрешения Адама и Евы, не раз говорится о сатане как об «отце лжи» – указывая на то, что эти два понятия довольно близки. Возможно, самым лучшим примером служит 18 стих второй главы книги Второго Нефия, где фраза «а потому» является логической связкой между первым предложением, описывающим кто есть сатана, и вторым предложением, указывающим на то, что он сказал: «Дьявол, который есть отец всякой лжи…, а потому (поэтому) он сказал: Вкуси от запретного плода, и не умрёте вы, но будете как Бог, зная добро и зло».

Было ли падение Евы результатом искушения сатаны?

Джеймс Т. Саммерхейз, Вивиан Макконки Адамс и Беверли Кэмпбелл соглашаются с тем, что «сатана… пытался искусить Еву», и что ему все-таки не удалось ее соблазнить. Они объясняют это тем, что когда Ева говорит – «Сатана искусил меня», она не говорит о том, что он ее обманул.

К сожалению, ни один из этих четырех ошибочных аргументов не выдерживает проверки.

Аргумент №1. Несовершенные переводы библии не передают полной глубины значения слова «искусить» на иврите. Считается, что перевод слова «искусил» с иврита подразумевает «глубокий внутренний процесс; (Ева) взвешивала, обдумывала и размышляла над последствиями вкушения от плода перед тем, как она решилась на этот шаг». Это кажется вполне обоснованно. И действительно, подтверждение этому описывается в Моисее 4:12. Однако, предположение о том, что слова сатаны заставили Еву задуматься, не доказывают того, что попытка сатаны искусить ее была причиной ее выбора. Практически все варианты перевода библии, включая перевод Короля Иакова, переводят слово «соблазнил» в его более простом варианте. Так, несмотря на все те мысли и размышления, которые могли возникнуть в разуме Евы на момент ее решения, она сама, со всей своей искренностью признается, что на ее решение повлияло то, что она поддалась искушению сатаны.  

Аргумент №2. Согласно пророку Легию, сатана «заманил» Еву. Это означает, что «Ева хотела (вкусить от запретного плода), и была привлечена одним, а не другим». Однако, это утверждение не показывает, что быть увлеченным можно как злом, так и добром – о чем и говорит Легий: «Был привлекаем одним или другим». Нельзя сказать, что решение Евы вкусить от плода дерева познания добра и зла, было, хотя бы отчасти, последствием искушения сатаны. Более того, слово «заманить» иногда используется в Книге Мормона по отношению к сатане как искусителю.

Аргумент №3. Ссылаясь на 12 стих 4 главы книги Моисея, существует ошибочное мнение, что дерево познания добра и зла «было хорошо… Согласно Священному писанию, Ева видела, что оно было хорошо – а не просто верила в это». Вопреки этому мнению, библеист по имени Наум Сарна считает, что «в этом утверждении прослеживается ирония». Заметьте, что в Священных Писаниях ничего не говорится о том, что Ева действительно взвесила всевозможные аргументы, которые могли повлиять на ее решение (например, ничего не говорится о том, насколько это было важно для опыта смертной жизни и обретения счастья благодаря возможности иметь детей). Вместо этого, в книге Моисея говорится, что Ева, услышав заманчивые слова сатаны, «взглянула на дерево… и оно стало приятным для глаз».

Также, согласно выдающимся библеистам Роберту Алтеру и Науму Сарне, соответствующие стихи в Книге Бытия указывают, что Ева поддалась на интенсивность своего желания, подпитанного большим аппетитом. В итоге, это привело к тому, что она сделала выбор в пользу собственного желания, а не в пользу закона Бога. Старейшина Джеймс Е. Талмейдж соглашается с этим, утверждая, что Ева «была очарована хитрыми измышлениями, полуистинами и пресловутыми обманами» сатаны, и, «желая завладеть привилегиями, нарисованными им, она нарушила заповедь Божию». Конечно же, несмотря на то, что Старейшина Джеймс Е. Талмейдж согласен с тем фактом, что сатана искусил Еву, он ни в коем случае не думает, что своим действием Ева выбрала зло, ибо «она не знала, что есть зло». Наоборот, Старейшина Талмейдж считает, что Адам и Ева сделали то, что должны были сделать в соответствии с планом Божиим.

Аргумент №4: Слово «видела» в иврите напрямую связано со словом «роэх», которое означает «провидец» и «видение». Существует мнение, что Ева «получила в Эдемском саду провидческое откровение». Под этим подразумевается, что так как слова «видеть» и «провидец» имеют один корень в английском языке, любое слово, имеющее этот корень, означает «божественное видение». Однако, это предположение ошибочно, так как не все, кто «видит», является провидцем! К тому же, если бы Ева действительно получила божественное откровение перед тем, как она сделала свой выбор, то, скорее всего, в Священных Писаниях было бы использовано другое слово, которое лучше всего описывает «видение» и используется исключительно в Ветхом завете. Важно заметить контраст между ограниченным уровнем понимания Адама и Евы до падения и большую степень сознания после – примером тому является тот факт, что они оба осознали, кем был сатана. Конечно же, вполне возможно, что Ева в какой-то степени догадывалась о положительных последствиях своего выбора. И мы видим, что ее понимание стало более полным после того, как она вкусила от плода. Однако, утверждать, что она полностью понимала ситуацию благодаря «провидческому видению», было бы не вполне правильным.

Священные Писания учат, что «сатана… искал соблазнить Еву». Как древние, так и современные гебраисты соглашаются, что с точки зрения основного значения, слово «искусить» означает «обмануть». Тот факт, что Адам и Ева сделали себе одеяния из фиговых листьев и спрятались от Бога, говорит о том, что после падения они начали сомневаться в своих действиях. Почему бы нам не принять простое объяснение самой Евы о том, что случилось? Во всей простоте и искренности своего признания, она отмечает, что позволила себя искусить, и что в этом виноват сатана: «Змей соблазнил меня, и я ела».

Змей является Еве в ее облике

Джулиано Буджардини, 1475-1554: Адам и Ева. 1510 г. Изображение змея, лицо которого напоминало лицо Евы, было выбрано художником не для того, чтобы показать, что Ева была одержима дьяволом, а потому, что дьявол хотел развеять ее страхи. Буджардини, как и некоторые другие художники его времени, изображал сатану, пытающегося завоевать доверие Евы, явившись ей в ее собственном лике.

Стратегия сатаны

В Священных Писаниях змей-искуситель описывается как «искусный». В переводе с иврита это слово означает «проницательный, коварный и лукавый, но не мудрый». В этом контексте, слово «искусный» означает способность выставлять одно за другое. Как мы и увидим в Священных Писаниях позже – это совершенно нормально для сатаны скрывать свою личность и представлять ситуацию в другом свете для того, чтобы обмануть человека.

В момент искушения сатана намеренно пытался запутать Еву. Дьявол, так же, как и читатель, знал, что в Саду Эдемском было два дерева, однако в тот момент Ева могла видеть только одно из них. Маргарет Баркер объясняет:

Моисей и медный змей«Он сделал так, чтобы оба дерева были похожи – дерево познания добра и зла должно было открыть Еве глаза, и она должна была стать похожей на Бога, научившись распознавать добро от зла. То же самое произошло бы и с деревом жизни, так как мудрость открыла бы глаза тем, кто отведал бы от его плода. И, став мудрыми, они стали бы богами».

Путаница также возникает из-за того факта, что сатана часто скрывает свою личность, представляясь кем-то другим. Наиболее важным здесь является изображение сатаны в виде Христа или в лице представителя Его власти (как, например, в изображении Моисея, держащего медного змея). Более того, самые великие ангелы – серафимы – издревле были изображены в виде змей с огненными крыльями, и окружающими престол Божий. Идея о том, что сатана иногда представлялся в лике серафима, помогает лучше понять слова Нефия: «Существо, которое соблазнило наших первых родителей, преображает себя почти в ангела света».

Функция серафима была близка роли херувима, охранявшего вход в Сад Эдемский – он должен был быть стражем или «хранителем», охраняющим врата к небесному храму и его святыням, а также помогая святым войти в присутствие Божие. Так, Иисус – самый великий из всех серафимов и «хранителей врат» – имел полное право заявить, что «никто не приходит к Отцу, как только через Меня».

Так, Ричард Д. Дрейпер, С. Кент Браун и Майкл Д. Роудс сходятся во мнении, что сатана «явился в виде Мессии, обещая то, что может обещать только Мессия, ибо только Он один имеет власть над жизнью и смертью, и отсюда может обещать жизнь». Так, сатана не только явился в лике Христа, но он также явился без разрешения, представ в таком святом месте, как Сад Эдемский. Если, как полагал Ефрем Сирин, дерево познания добра и зла символизировало «завесу святилища», тогда сатана проявил богохульство и наглость, представ в виде «хранителя врат». Так, согласно словам Катерин Томас, Ева была вынуждена принять плод «не с той руки, поддавшись ложному голосу».

Хью Нибли подводит итог: «Когда сатана раскрыл тайны Адаму и Еве, он нарушил определенные правила. Да, то же самое было сделано и в других мирах, но на этот раз и в этом месте у него на это не было разрешения». «Сатана подал запретный плод Адаму и Еве, но он не имел на это право. И не важно – было ли то же самое сделано в других мирах, или нет. (Нам будет разрешено вкусить от этого плода в нужное время».

Почему Ева решилась на этот шаг

Святая женщина

Брайан Кершисник. 1962-: Святая Женщина, 2001.

Когда Ева осознала полноту последствий своего решения и почему оно было важным в плане Бога, она с мудростью, доблестью и состраданием обратилась к своему компаньону. И хотя Ева была первой, кто был искушен, Хью Нибли отмечает, что она была первой, к кому пришло осознание того, что нужно было сделать, чтобы остаться с Адамом и сохранить семью:

После того, как Ева вкусила от плода, и сатана одержал верх, Адам и Ева были разделены и отличались по своей природе. Однако Ева, ранее сумевшая перехитрить змея и уличить его во лжи, предоставляет ловкий аргумент. Для начала, она спрашивает Адама собирается ли он следовать всем заповедям Господа. Конечно же да! Всем заповедям? Естественно! А какая была первая заповедь? Разве это не была заповедь плодится и размножаться, данная всем созданиям Божиим? Как же они могли соблюсти эту заповедь, если Ева должна была покинуть Сад Эдемский? Эта заповедь была важнее той, которая запрещала вкушать от плода. Так, Адаму оставалось принять ее правоту и последовать за ней: «Я вижу, что так должно быть» – говорит он. Так, Ева помогла ему «увидеть». Но это не просто умная уловка Евы, это совершенно верное заявление о том, что мужчина и женщина были посланы на землю, чтобы иметь семью – это было самым важным их обязательством, превосходящим все остальные.

Святым последних дней следует чтить Еву, а также понимать роль сатаны как искусителя. И хотя Ева когда-то поддалась искушению, ее природная проницательность, обогащенная опытом, привела к тому, что она стала символом мудрости (София). И хотя сатана достиг кратковременного успеха, его намерение разрушить счастье Адама и Евы не могло сравниться с величием мудрости и любви Бога. Прозорливость и мудрая инициатива Евы разбили в прах план искусителя. 

Оригинал статьи был опубликован на сайте Meridian Magazine. Автор Джеффри М. Брэдшо. Переводчик Ольга Малетина.