Многие люди скептически относятся к тому, являются ли члены Церкви Иисуса Христа Святых последних дней Христианами, поскольку некоторые их учения, практика и доктрины отличаются от традиционного христианства. Одно из учений, которое Церковь СПД выводит на первый план, — это учение о членах Божества.
Святые последних дней верят и учат, что Божество состоит из трёх отдельных Личностей: Бога Отца, Его Сына Иисуса Христа и Святого Духа. Так же как и остальные Христиане, члены Церкви верят в одно Высшее Существо, Которое управляет Вселенной и является всемогущим, всезнающим и вселюбящим.
Тем не менее, Святые последних дней не верят в то, что Он действует в одиночку, а скорее считают Его главным членом Божества. Также они верят, что члены Божества едины в Своей цели, плане и миссии. Это отличает их взгляды от взглядов других Христиан, которые верят и учат, что члены Божества составляют одну сущность.
Три отдельных личности Божества
В словаре библейских терминов говорится, что Бог это «Высший Руководитель Вселенной и Отец всего человечества. Из полученных откровений мы знаем, что Божество состоит из трёх отдельных Личностей: Отца, Сына и Святого Духа.
Из откровений наших дней мы узнаем, что у Отца и Сына есть осязаемые тела из плоти и крови, и что Святой Дух является Личностью духовной, не имеющей плоти и костей (Учение и Заветы 130:22-23)».
Святые последних дней верят, что эти три Бога — «отдельные в сущности, но … единые в цели, плане и всех качествах совершенства» — составляют партнёрство, которое управляет Вселенной, с Богом Отцом Вечным, имеющим руководящую власть.
Джеймс И. Талмейдж, Апостол Святых последних дней, объясняет это следующим образом:
«Это составляет Святую Троицу, состоящую из трех физически отдельных и определенных Личностей, которые вместе составляют председательствующий совет на Небесах» (Иисус Христос, стр. 32).
Это учение отличается от традиционного христианского учения о Троице, согласно которому это три личности, составляющие одну сущность. Все трое членов Божества вечны и в одинаковой степени Божественны, но их роли несколько отличаются.
Вечный Отец и Его Сын
Следующие отрывки на тему «Три личности составляют Божество — истинное учение Бога» были взяты из книги «Вечный Отец и Его Сын» Брюса И. Дана:
Во времена Джозефа Смита существовали различные учения о Божестве. Давайте рассмотрим некоторые из них.
Многие верили, что Отец, Сын и Святой Дух едины в одной личности. Различные проповедники верили и учили, что Бог больше не общается с человечеством. Были также и те, которые верили, что Бог не обладает физическим телом, но является пребывающим везде духом. Кроме этих учений, были и другие, в которых говорилось, что видения и откровения от Бога прекратились. И, конечно, были и те, кто даже не верили в существование Бога.
В отношении основного учения тех дней мы обращаемся к старейшине Джозефу Филдингу Смиту, Апостолу СПД:
В 1820 году, когда было получено Первое видение [в котором Джозефу Смиту-младшему явились Отец и Сын], универсальная доктрина протестантства, а также и католического мира, в отношении Божества заключалась в следующем: есть один единственный живой и истинный Бог, который беспределен в сущности и совершенстве, самый чистый дух, невидимый, не имеющий тела, частей или чувств, неизменный, бесконечный, вечный, непостижимый, всемогущий, самый мудрый, самый святой, самый свободный, самый абсолютный, управляющий всем в соответствии со своей собственной неизменной и праведной волей.
История развития ложных учений
Чтобы помочь нам понять то, как развивались эти ложные идеи о Боге, необходимо вернуться в полноту времен, когда был распят наш Господь.
Как религиозная, так и мирская история раскрывают то, как быстро руководство и власть священства были подавлены мирским превосходством. Это также показывает, как верные учения и таинства были изменены и искажены человеческими философиями.
Подобным же образом, история, к сожалению, показывает, с какой быстротой откровения Бога Его Апостолам и пророкам были заменены человеческими соборами, сочиняющими учения, лишенными истины и смысла.
Великое отступничество
Период времени, о котором говорилось в предыдущем абзаце, стал известен как Великое отступничество или время, когда на Земле больше не было полноты Евангелия. После распятия Иисуса назначенные Им Апостолы и пророки продолжали получать откровения для Церкви. Они записывали их в Писания и обучали им народ. Апостолы и пророки направлялись в другие страны для проповедования Евангелия, но их учения не принимали. Даже некоторые члены Церкви Христа начали отступать от учений Евангелия.
Слово «отступничество» происходит от греческого слова, означающего восстание. Именно в это время наиболее распространенные учения или идеи в густо населенных районах начали восприниматься как более ортодоксальные и имеющие большую значимость.
Решение Никейского собора
В 325 году от Р. Х. римский император Константин созвал Никейский собор, чтобы на нем разрешить – среди других вопросов – растущие разногласия о предполагаемом «тройственном единстве» Бога. Решение, к которому пришли после горячих дебатов священнослужители, философы и духовные лидеры, стало называться (по прошествии ещё 125 лет и трёх других великих соборов) Никейским символом веры, у которого впоследствии появились другие формулировки, в частности, Афанасиев символ веры.
В этих вариациях символа веры, дополнявших и повторявших друг друга, а также в доктринах, появившихся в последующие столетия, провозглашалось, что Отец, Сын и Святой Дух – абстрактные, абсолютные, трансцендентные, неизменные, равносущие, равновечные и непостижимые, без тела, частей или страстей, пребывающие вне пространства и времени.
В таких доктринах все три члена Божества – отдельные Лица и в то же время одно Существо; так называемая «тайна троицы». Это три отдельных Лица, однако Они не три Бога, а один. Все трое непостижимы, но все же это один непостижимый Бог (Джеффри Р. Холланд, Познать единого истинного Бога и посланного Им Иисуса Христа, ноябрь 2007 г.).
Официальная доктрина о Троице в том виде, как она была определена великими церковными соборами четвертого и пятого веков, не содержится в Новом Завете (Библейский словарь Харпера, Пол Ф. Ахтемайер, 1985 г., стр. 1099).
Учение о Троице в Новом Завете
В отношении Троицы выдающийся исследователь Библии Барт Эрман сделал следующее наблюдение:
Единственное место во всем Новом Завете, в котором ясно говорится о доктрине Троицы, содержится в отрывке, который попал в перевод Библии королем Яковом (1-е Иоанна 5:7-8), но его нет в большинстве греческих рукописей Нового Завета (2009 г., стр. 186).
Из этой цитаты можно выделить два ключевых момента. Первый из них заключается в том, что во всем Новом Завете есть только ОДНО место, которое чем-то напоминает учение о Троице. Это не постоянное послание Библии.
Для второго момента Эрман использует языковой код. Когда он говорит, что этого отрывка нет в ранних рукописях лучшего качества, он говорит, что это более позднее добавление к тексту Библии. Единственного упоминания учения о Троице не было в оригинальном тексте Библии. Он упоминает о том, что отрывок был добавлен Эразмом Роттердамским в шестнадцатом веке под давлением со стороны тринитариев.
В отрывке в 1-м Иоанна 5:7 говорится:
Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино.
В рукописи, которая была у Эразма Роттердамского, просто-напросто говорилось: «Есть три, которые свидетельствуют: Дух, вода и кровь, и эти три едины» (Эрман, 2005 г., сс. 80-82). Кто-то попытался насильно ввести учение о Троице в текст Нового Завета. Если убрать это позднее и не имеющее авторства дополнение к тексту, в Новом Завете не остаётся ни намека на данное учение. Это учение попросту не является библейским.
Учение о Троице было развито, спустя столетия, после написания книг Библии. Оно не является учением Библии или раннего христианства. Оно больше выражает греческую философию, нежели учения Иисуса.
Слова Иисуса Христа
Следовательно, можно прийти к выводу, что учение святых последних дней о Божестве, о том, что Бог Отец, Его Сын Иисус Христос и Святой Дух — это три отдельные Божественные личности, ни в малейшей степени не противоречит учениям Святой Библии. В действительности, оно абсолютно совпадает с видением, полученным Стефаном, в котором он увидел Иисуса, стоящего по правую руку Бога, как это записано в Деяниях 7:55-56:
Стефан же, будучи исполнен Духа Святого, воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога. И сказал: вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога.
Оно также полностью совпадает с ходатайственной молитвой Иисуса, записанной в 17 главе Иоанна, где Иисус молится о том, чтобы ученики были едины, подобно тому, как един Он с Отцом. Ещё одно подтверждение тому, что современное учение о Троице не является библейским. Брат Робинсон объясняет его более прямо (1991 г.):
Если Иисус не учил никейскому символу Троицы; если авторы Нового Завета не имели о нем никакого представления; если Апостолы не знали о нем и даже не упоминали связанные с ним проблемы; и если сама формула не была развита вплоть до четвертого века, и если даже тогда те, кто подписались под ней, до конца не осознавали ее в завершенных ортодоксальных терминах, тогда никто не может утверждать, что никейский символ веры, как его интерпретируют современные сторонники этого учения, является частью христианства, если, конечно, они не хотят сказать, что истинного христианства не существовало до четвертого века, включая Иисуса, Его учеников и Церковь Нового Завета.
По прошествии времени между христианскими учителями возникли жёсткие разногласия по поводу многих аспектов учения, результатом чего стало появление бесчисленных христианских вероисповеданий. Что на самом деле требовалось, так это восстановление священства с Небес и новые откровения воли Господа.
Учение о членах Божества, открытое Джозефу Смиту
Следующий отрывок на тему «Три личности составляют Божество — истинное учение Бога» из книги «Вечный Отец и Его Сын» Брюса И. Дана может послужить хорошим завершением:
Повторяясь, истинное учение о Боге было заново открыто пророку Джозефу Смиту, так как он лично видел Бога и Его Сына в Священной роще. Как таковой, он торжественно свидетельствовал о том, что они являются отдельными, прославленными личностями с телами, похожими по форме на тело смертного человека. Кроме этого, он говорит, что они передвигались и в словесной форме общались с ним на его родном языке и дали ему особые указания и учения. Следовательно, как написал старейшина Джозеф Филдинг Смит, Джозеф был единственным свидетелем, который мог со знанием свидетельствовать, что Бог жив, и что Иисус Христос на самом деле Его Сын.
* Эта статья была сокращена из книги Вечный Отец и Его Сын, автор Брюс И. Дана, изд. Сидар-Форт, 2004 г..
Автор — Кейт Браун