«…они изъяли из Евангелия Агнца много частей, ясных и наиболее драгоценных; а также многие заветы Господние они изъяли» (1 Нефий 13:26).
Факты
В видении Нефия о грядущих событиях (1 Нефий 11-14), Ангел говорил израильскому пророку и провидцу об «образовании той великой и мерзостной церкви, которая мерзостнее всех других церквей» (1 Нефий 13:26). Эта церковь, сказал ангел, была создана после того, как «эта книга (Библия) изошла из уст иудея» (1 Нефий 13:26).
Говорится, что книга вышла «из уст иудея, согласно истине, пребывающей в Агнце Божьем», после чего позорная церковь «изъяла из Евангелия Агнца много частей, ясных и наиболее драгоценных». Помимо того, что эти ясные и драгоценные истины были изъяты, «многие заветы Господние» также были потеряны или «изъяты» (1 Нефий 13:25-26).
Этот процесс изъятия ясных и драгоценных частей Евангелия и связанных с этим заветов приведёт к духовному разложению, согласно словам ангела. «А потому ты видишь, что, после того как эта книга прошла через руки той великой и мерзостной церкви, много ясного и драгоценного оказалось изъято из этой книги, то есть книги Агнца Божьего» (1 Нефий 13:28).
Видение ангела Нефием, говорящее о возможном разложении и утрате истин Евангелия и священных текстов вскоре после прихода Иисуса Христа, было подтверждено современной наукой. На основании широкого спектра библейских и раннехристианских авторов, ученые — Святые последних дней, среди которых Джон У. Уэлч, Джон Ги и Лори Дригс, — убедительно показали реальность сложившейся в раннем христианстве ситуации, описанной Ангелом.
Дригс объясняет: «многие из тех, кто исповедуют христианство, начали использовать и включать другие философии и идеологии в свои системы убеждений, тем самым пытаясь достичь компромисса между христианством и его временами враждебной средой. Это, — разъясняет она, — привело к небывалому разнообразию среди богословских убеждений самих христиан. Стабильность основных доктрин начала разрушаться, и одни и те же идеи и учения стали толковаться по-разному. Это, в свою очередь, стало причиной разногласий и споров среди христиан, в результате чего наблюдался рост различных направлений в христианстве… Помимо этого, в связи с отсутствием устоявшегося авторитетного библейского канона и средств, с помощью которых можно его регулировать, когда эти разнообразные группы получили свиток библейского текста, они могли умышленно или неумышленно менять и дорабатывать его под свои убеждения. Простые и драгоценные истины могли быть легко изменены или стать непонятными, а то и полностью быть изъяты из первоначального текста».
Джон Ги далее показывает, что этот процесс переосмысления Священных Писаний, что исказило содержавшиеся в них евангельские истины, имел место среди христиан во втором веке нашей эры. Ги объясняет, что этот сдвиг в понимании и значении мог произойти как в результате «предположений, грамматических и лексических интерпретаций», так и в результате умышленных искажений переписчиком ради идеологической или духовной выгоды. Ги отмечает, что «все процессы, изменяющие текст, происходили во втором веке. Результатом стало то, что появилось много различных толкований Священного Писания и библейских событий среди христианских общин».
Без сомнения некоторые — даже большинство — из этих изменений были скорее случайными, чем преднамеренными. В любом случае такие изменения, сделанные для того, чтобы текст был читаемым и понятным, ведут к тому, что утрачиваются незыблемые истины Евангелия.
Наконец, Джон У. Уэлч сводит воедино другие примеры потерь помимо духовной коррупции. «Сегодня существуют значимые доказательства того, что тайные и священные заветы раннего христианства были рано утеряны — объясняет Уэлч, — крещение за умерших, использование молитвенного круга и само причастие подверглись трансформации, если не ликвидации. Аналогично этому, на ранней стадии христианства был введён аскетизм и целибат, что искажает смысл брачных заветов и многих отрывков из Библии».
Причины
Нефий предвидел три факта, которые, даже несмотря на благие намерения, уведут ранних христиан от чистых истин и таинств Евангелия.
- Важные учения будут забыты.
- Божественный процесс заключения заветов, таких как крещение погружением в воду теми, кто наделён властью, изменится настолько радикально, что это приведёт к пагубным последствиям.
- В результате, слова и объяснения в первоначальном тексте потеряют своё значение или свою значимость, поскольку их актуальность станет не так важна.
Все три этапа, в ходе которых были утеряны простые и драгоценные истины, произошли между вторым и четвёртым веками нашей эры. Наиболее важные потери во всех трёх категориях имели место во втором веке, когда ряд культурных и лингвистических перемен изменили ход христианской мысли, управления и практики.
Конечно, не всё было изменено или модифицировано. Но ясность нескольких ключевых учений была размыта, критически уменьшились единство, сплочённость, общность и вера тех, кто хотел следовать за Христом.
В то же время ангел пообещал, что во время, установленное Господом «другие книги» придут «силой Агнца для убеждения» всех людей, «рассеянных по всему лицу земли в том, что летописи пророков и двенадцати апостолов Агнца истинны» (1 Нефий 13:39).
Действительно, начиная с середины 19 века, на удивление много старинных книг и записей начали появляться на свет, наряду с руководящими откровениями и открытиями, с ясностью разъясняющими это служение, восстанавливающими и убеждающими современных слушателей в первоначальных истинах Евангелия Иисуса Христа.
Откровение ангела Нефию о ранней христианской эпохе и её последствиях является реалистически точным и поистине обнадёживает.
Оригинал этой статьи был взят с сайта Book of Mormon Central.