«А потому Я хотел бы, чтобы вы были совершенны, даже как Я или как совершенен Отец ваш Небесный» (3 Нефий 12:48)

Контекст и содержание

Когда Иисус явился людям в городе Изобилие, Он учил их истинам, подобным тем, которые были высказаны Им в Нагорной проповеди в Новом Завете (от Матфея 5-7). Однако, храмовый контекст 3 главы книги Нефия, также как некоторые существенные различия в формулировках, привносят больше света во вдохновляющие слова Иисуса. В Евангелии от Матфея 5:48 Иисус говорил: «Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный». Этот стих может показаться непомерным  или отбить желание читать, ведь, если смотреть с нашей современной позиции «совершенства», кажется, что это указывает на пожелание Христа, чтобы все следовали невыполнимому заданию жить картинно-совершенной жизнью.

Однако, греческое слово, переведенное как «совершенны» в Евангелии от Матфея 5:48 может также означать «законченный» или «завершенный».  Вместо того чтобы ожидать от людей, что они будут жить «без ошибок», Иисус, возможно, повелел им быть целостными через заключение заветов с Ним.

Окружение

Примечательно, что стихи, предшествующие заповеди быть совершенными в книге Мормона, отличаются от подобных стихов в Евангелии от Матфея, и могут придать более глубокий смысл стиху 3 Нефий 12:48. Эти стихи учат, «И потому то, что было издревле, что было под законом, во Мне всё исполнено. Старое прошло, и всё сущее стало новым». Предшествующие стихи в Евангелии от Матфея 5:48, с другой стороны, просто говорят о том, что люди должны любить своих врагов, после чего объявляется, что люди должны быть совершенны. К счастью, изучение Ветхого Завета и его исполнение через искупление Иисуса Христа предполагает, что такое различие может быть связано с заветами.

Совершенство на Иврите

Еврейский эквивалент этого слова также переводится как «непорочный», и может быть связан с заветами. В Ветхом Завете Бог иногда повелевает людям связаться с Ним посредством заветов, используя слово «совершенны». Например, во Второзаконии 18:13, Господь заповедует: «Будь непорочен пред Богом твоим». В предыдущем стихе уточняется, что Бог хотел, чтобы Его народ отверг грехи своих соседей и «был непорочным» перед Ним, или заключил завет следовать за Ним (Второзаконие 18:12).

Вот как используется это слово в книге Иисуса Навина 24:14 (курсив мой): «И так бойтесь Господа и служите Ему в чистоте и искренности (или полностью); отвергните богов, которым служили отцы ваши … в Египте, а служите Господу». В этом случае Бог повелел людям вступить в завет служить Господу, а не служить другим богам. Псалом 119:1-2 связывает это слово с полной отдачей Господу: «Блаженны непорочные (или совершенные)…  всем сердцем ищущие Его». В этом примере подразумевается заключение завета посвятить себя поиску Господа «всем сердцем». Таким образом, заключение завета следовать за Богом, а не каким-либо другим путём, это один из возможных способов понять совершенство.

Совершенство, согласно Новому Завету

Также как  люди, согласно Книге Иисуса Навина, 24 глава, обязаны посвятить себя Господу, и полностью отвергнуть язычество, в 3 книге Нефия людям было заповедано отказаться от закона Моисеева в пользу нового пути Христа. Отказываясь от старых путей, и вступая в завет полностью посвятить себя новому, они могли стать «совершенными». Греческое слово, переведенное как «совершенными» в Евангелии от Матфея 5:48, было использовано в Послании к Евреям 5:14-6:1 «Оставив начатки учения Христова, поспешим к совершенству». Это означает, что люди должны были оставить позади «всё старое», что прошло, закон Моисеев, и заключить завет следовать новому закону, который Христос дал им.

Подобное заявление Христа есть в книге Левит 19:2: «святы будьте, ибо свят Я Господь, Бог ваш», или, в несколько ином переводе: «Я хотел бы, чтобы вы были святы, как Я, Господь Бог есть свят». На основании сходства этих стихов, кажется разумным предположить, что Христос приравнивал святость и совершенство. В священных писаниях быть святым подразумевает посвятить себя Богу. Таким образом, Христос, возможно, напоминает нам, что мы должны вступить в завет посвятить себя Богу. Контекст этой главы также напоминает нам, что мы должны любить Его и наших ближних, каяться в своих ошибках, и тогда благодати и силы Иисуса Христа будет достаточно, чтобы сделать нас совершенными, полностью целостными, и едиными с Ним.

Различия в формулировках

Кроме того, различие в формулировках самого стиха показывает, что Бог хочет, чтобы мы заключили заветы, обещая быть преданными Ему. В книге 3 Нефий 12:48, воскресший Иисус сказал: «Я хотел бы, чтобы вы были совершенны, даже как Я или как совершенен Отец ваш Небесный» (3 Нефий 12:48, сравн. От Матфея 5:48)

В то время, как Матфей 5:48 приглашает праведных людей стать совершенными, как совершенен Отец, стих в 3 Нефий 12:48 включает также Иисуса, как наш образец. Кажется, что Иисус добавляет себя в 3 Нефий 12:48 потому, что в Новом Завете Он был ещё смертным, и не завершил Свою миссию. Когда же Иисус сделал это заявление в Книге Мормона, Он уже восшёл к Отцу, «стал прославленным с Богом», и полностью выполнил свои заветы, подтвердив верность Своему Отцу.

Версия стиха в Книге Мормона – это заповедь быть не только как Бог, но и как Христос. Например, Иисус завершил свою проповедь людям в Баунтифуле наставлением: «А потому, какого образа людьми должны вы быть? Истинно Я говорю вам: Такими, как Я» (3 Нефий 27:27). Он также учил, что одним из наиболее существенных способов, которыми мы можем быть как Он, и соблюдать заветы: «Креститесь во имя Моё, чтобы вы могли быть освящены принятием Духа Святого, дабы вы могли предстать незапятнанными предо Мной в последний день; ибо дела, которые, как вы видели, Я делал, вы тоже должны делать; ибо то, что, как вы видели, Я делал, именно так вы должны делать» (3 Нефий 27:20-21).

Учения и принципы

Таким образом, способ, которым мы должны стать совершенными – это с решимостью следовать за Христом. Это не значит, что мы не будем совершать ошибок, или не будем иногда сомневаться. Это просто означает, что мы заключим завет повиноваться Богу, и будем стараться следовать этому завету.  Мы ставим перед собой цель служить Богу через выполнения заветов, заключенных при крещении и в Храме, и это делает нас «совершенными» в нашем посвящении Богу. Именно вступая в завет следовать за Богом, мы становимся едиными с Ним, и, следовательно, совершенными. Когда Христос призывал нас быть совершенными, Он вовсе не планировал просить нас о чем-то неосуществимом, Он просто призывал нас искренне делать лучшее, на что мы способны. Он хочет, чтобы мы приняли заветы крещения и Храмовые заветы, и старались жить согласно этим заветам, полностью посвящая себя Ему, как Он полностью посвящает себя работе Отца. Мы можем стать совершенными таким же образом, каким совершенны Бог и Христос.  Чтобы достичь этого, мы должны жить со священной преданностью Богу, как это делал Христос.

Христос является главным примером того, как нужно жить, и Его полная преданность Богу – это образец того, как мы все должны жить. Мы все можем заключить завет посвятить себя Небесному Отцу, как Христос.

Подобно людям из Книги Иисуса Навина, мы все можем выбирать служение Господу вместо того, чтобы сосредотачиваться на негативных влияниях в нашей жизни. Мы все можем оставить позади «то, что было издревле» в нашей жизни, так что для нас «всё станет новым». Таким образом, мы можем выбирать жизнь, подобную жизни Христа, и быть совершенными, как Он.

Искупление Христа является высшим проявлением преданности Богу и человечеству во всей истории человечества, и призывает нас быть более внимательными к Христу и друг к другу. Христос просит нас быть полностью преданными Ему, так же, как Он предан нам. Благодаря Искуплению мы можем стать «совершенными во Христе», и жить в преданности Богу, как это делал Он. Старейшина С.Скотт Гроу заявил, что «через нашу веру в искупительную жертву Спасителя, Он очищает нас, исцеляет, и даёт возможность познать Его, помогая нам стать подобными Ему… Когда мы стремимся стать подобными Богу, Он может сделать для нас больше, чем мы можем сделать для себя сами».

Мороний в своём заключительном наставлении всем читателям Книги Мормона, так понял и передал эту мысль: «И ещё я увещеваю вас, чтобы вы пришли ко Христу, и держались за всякий добрый дар, и не касались злого дара и ничего нечистого. Да, придите ко Христу, и усовершенствуйтесь в Нём, и отрекитесь от всего безбожного, и если вы отречётесь от всего безбожного и возлюбите Бога со всей вашей мощью, разумом и силой, то довольно вам будет благодати Его, так что по благодати Его вы сможете быть совершенны во Христе; и если по благодати Божьей вы будете совершенны во Христе, то никоим образом не отвергнете силу Божью» (Мороний 10:30, 32).

 

Оригинал статьи был опубликован на сайте Book of Mormon Central. Переводчик: Анна Селимова.