Первый Никейский собор и Никейские Символы веры сыграли большую роль в установлении доктрины православного христианства. Но какое отношение Никейский собор и Символы веры, установленные во время его проведения, имеют к Церкви Иисусу Христа Святых последних дней? Для начала, нам следует обратить внимание на то, какой была цель этого собора, и почему он сыграл такую большую роль в современном христианстве.
Что произошло во время Никейского собора?
Никейский собор был организован Императором Константином Великим в 325 году н. э.. На этот первый вселенский собор собрались Синоды (советы епископов), чтобы обсудить доктрины, вызывающие споры среди церковных служителей. Основным вопросом была природа Иисуса Христа и Отца.
Епископ Арий учил, что Христос был существом, которого Бог-Отец создал из ничего. Он утверждал, что все было создано через Сына, и что Сын не существовал до тех пор, пока Его не создал Бог-Отец.
Арий также верил, что Сын мог выбирать между добром и злом, и что Божественная природа Бога-Отца значительно превосходила божественную природу Сына. Однако, совет посчитал, что Арий трактовал Священные Писания неверно, и хотел убедиться, что его учения разъяснены и опровергнуты. Святой Александр из Александрии, с другой стороны, рьяно отстаивал свое мнение о том, что Сын Божий не отличался по Своей божественной природе от Отца, и что Он существовал от начала, как и Отец, иначе Он не мог бы быть Сыном Божиим.
Много дискуссий было посвящено значению слов «рожден», «создан» и «порожден». Арий считал, что все эти слова несут одно и то же значение, однако некоторые из его последователей не соглашались с ним. В результате, собор отклонил учения Ария и принял решение остановиться на мнении, что Сын Божий существовал от начала с Отцом и был равен по своей природе Богу-Отцу.
Также на соборе обсуждалось время празднования Пасхи. Так, во время собора были сформированы Символы веры, которые должны были утвердить окончательное решение и привести в исполнение эти и другие предписания, которые христианская Церковь хотела сделать каноном. Окончательное заключение Никейского собора гласит:
«Веруем во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца всего видимого и невидимого. И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, рожденного от Отца, т. е. из сущности Отца, Бога от Бога, Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не сотворенного, Отцу единосущного, через Которого все произошло как на небе, так и на земле, ради нас человеков и ради нашего спасения низшедшаго, воплотившагося и вочеловечшагося, страдавшего и воскресшаго в третий день, возшедшего на небеса, и грядущаго судить живых и мертвых; и в Духа Святого».
Для членов Церкви Иисуса Христа Святых последних дней эти слова, скорее всего, звучат довольно знакомо.
Никейские и мормонские Символы веры
Если сравнить никейские и мормонские Символы веры, можно обнаружить некоторые сходства. Мормонские Символы веры были написаны Пророком Джозефом Смитом. Многие члены Церкви Иисуса Христа заучивают Символы веры Церкви наизусть. Давайте сравним Никейские Символы веры с мормонскими:
Никейский Символ веры:
«Веруем во единого Бога Отца, Вседержителя … И в Духа Святого».
Мормонский Символ веры:
«Мы верим в Бога, Отца Вечного, и в Сына Его, Иисуса Христа, и в Духа Святого». Как мы видим, эти два символа очень похожи. Теперь давайте сравним третий символ веры Церкви Иисуса Христа Святых последних дней с тем, что говорится в Никейском символе веры:
Никейский символ веры:
«… Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечшася; и страдавша и воскресшаго в третий день, и восшедшаго на небеса, и грядущаго во славе судить живых и мертвых…»
Символ веры ЦИХСПД:
«Мы верим, что через Искупление Христа все человечество может быть спасено посредством повиновения законам и таинствам Евангелия».
Эти два символа веры немного отличаются друг от друга, но я думаю, что в то же самое время они друг друга дополняют. И мормонский и никейский Символы веры говорят о том, что Иисус, Сын Божий, пришел на землю, как Он родился на земле, и что Он пострадал на кресте, был воскрешен и вознесся на небеса.
Члены Церкви Иисуса Христа Святых последних дней также верят, что Иисус был Единородным от Отца, и что Они оба — Создатели. Третий Символ веры дает еще больше информации об Искуплении, которое совершил Христос до того, как был распят.
Никейские вымыслы
Одной из самых известных ложных идей, получивших свое начало во время Никейского собора, было понятие Троицы — идея о том, что Бог-Отец, Господь Иисус Христос и Святой Дух — это олицетворение одного Бога в трех лицах. И хотя эта идея обсуждалась, начиная еще с конца 100 и начала 200 г. н. э., обсуждение этого вопроса в качестве одной из основных доктрин Православного христианства началось уже в 362 г. н. э.
Члены Церкви Иисуса Христа не верят в доктрину о Троице. Они, однако, верят в то, что члены Божества — Бог-Отец, Иисус Христос и Святой Дух — отдельные личности. Также, согласно Первому видению Джозефа Смита, они верят, что Бог-Отец и Иисус Христос состоят из плоти и кости.
Первый Никейский собор сыграл очень важную роль в установлении христианской доктрины. Я лично благодарен за тех людей, которые хотели убедиться, что разногласия по поводу природы Бога-Отца и Иисуса Христа будут разрешены.
Оригинал этой статьи был опубликован на сайте LDS.net. Автор Мелисса Мьюз. Переводчик Ольга Малетина.