В 1817 году, стоя на фоне быстро меняющегося ландшафта в районе Пальмиры, штат Нью-Йорк, двенадцатилетний Джозеф Смит смотрел на солнце, луну и звезды на небе и размышлял о существовании Бога. Он был уверен, что Бог существует, но он не был уверен в том, как он сам выглядит в глазах Бога.

Состояние души Джозефа

Он вспоминал:

«Примерно в возрасте двенадцати лет мой ум был серьезно впечатлен чрезвычайно важными заботами о благополучии моей бессмертной души».

Более того, Джозеф беспокоился о состоянии мира. Позже он писал: «я много размышлял в своем сердце о положении человечества».

Это поднимает важный момент в истории Первого видения Джозефа Смита. Прежде чем спросить, какая церковь истинна, он спросил, как он может спастись. Он спросил о состоянии своей души.

Мы поговорим о том, как поиски ответов на вопросы вечной важности в конечном счете привели Джозефа в лес, чтобы непосредственно общаться с Богом.

Возможно, именно из любопытства Джозеф Смит начал посещать различные церковные собрания в своей общине. К двенадцати годам он очень серьезно относился к религиозным разговорам, происходившим вокруг него. Довольно быстро его присутствие на собраниях стало связано с его духовными исканиями.

Джозеф смотрел на христианские церкви, потому что верил, что искупление от греха и смерти приходит через Иисуса Христа.

Он писал в своем дневнике за 1832 год: «Я был осуждаем за свои грехи. Я чувствовал, что скорблю о своих грехах, о грехах мира». Он отчаянно нуждался в прощении, поэтому искал его, и чем дальше он искал, тем больше запутывается из-за конкурирующих теологий спасения.

Так вот, не все собрания, на которых присутствовал Джозеф Смит, были собраниями пробуждения, но некоторые из них были крупными событиями.

Собрания пробуждения

Многие из проповедников были очень энергичными, харизматичными людьми, которые привлекали людей. И они часто выступали на улице просто потому, что это было то пространство, которое у них было. Это перерастало в собрания, и люди собирались вместе, и даже разбивали лагерь, просто чтобы быть там, а затем проповедовали на открытом воздухе и так далее.

Они пели гимны и слушали проповеди, молитвы и свидетельства. Некоторые из этих собраний продолжались несколько дней. Цель была почти всегда одна и та же: помочь людям обрести духовный опыт, который обратил бы их к Иисусу Христу.

Один из часто используемых методов заключался в том, что на этих собраниях, посреди лесов или полей, должна стоять трибуна, с которой несколько проповедников учили в течение этих дней.

Другие молились, увещевали и так далее, а чуть ниже, на полу, ставили скамью, которую называли скамьей скорбящих. Туда приглашали выйти тех из толпы, кто чувствовал жар в своем сердце, или как что-то происходит в них во время проповеди, пения и молитвы. И там они открывали свои тревоги перед Христом.

У нас есть сообщения о людях, терявших сознание, падавших на землю во время обращения ко Христу. Это были почти Пятидесятнические переживания, когда люди испытывали сильные эмоции, иногда физические реакции и, в некоторых случаях, видения ангелов, Бога и других божественных существ. Типичная формула здесь состояла в том, что их приглашали на скамью, а затем, когда они были переполнены ощущением своей греховности и искали обращения к Богу, они падали на землю, часто почти теряя сознание. Затем, приходя в себя, они рассказывали о невероятной работе, которую Бог сделал для них. Часто они рассказывали о чудесных видениях, которые у них были, когда Иисус Христос являлся им, прощал им их грехи и говорил им идти и больше не грешить, креститься и присоединиться к определенной церкви.

Джозеф Смит вспоминал, что между различными христианскими деноминациями было единство, когда речь шла об этих пробуждениях. Основное внимание уделялось обращению в целом. По крайней мере, так было изначально.

Самое интересное в этих пробуждениях то, что они начинались в 1790-х и 1800-х годах как средство сотрудничества между методистами, пресвитерианами и баптистами, всеми евангелически настроенными христианами, которые намерены обращать людей ко Христу независимо от деноминации.

Но к 1810-м и 1820-м годам они превратились, как вспоминает Джозеф Смит, «в войну слов и [состязание] мнений», причем каждый из них настойчиво обращал не только ко Христу, но и к своей конкретной вере, к своей конкретной церкви.

Люди делились религиозным опытом, они называли это исповеданием своей веры. И это происходило, если люди чувствовали убеждение или духовное свидетельство.

Тихое ожидание

Были люди, которые делились опытом в общественном контексте, но также было много спокойных, индивидуальных переживаний. Многие записывали такие тихие свидетельства и держали их при себе, либо терзались желанием испытать то, о чем они слышали от других людей.

Другие, жаждущие обращения и ответов, терпеливо участвовали и ждали. Среди них был и Джозеф Смит. Позже он вспоминал, как сильно ему хотелось испытать то, что, казалось, испытывали другие участники собрания: «[он] тоже хотел получить религию, хотел чувствовать и кричать, как остальные, но ничего не чувствовал».

Он размышлял; читал; слушал; искал; посещал собрания пробуждения; он делал все это, чтобы действительно получить ответ.

Для людей тогда и сейчас в том ожидании, которое было, есть важный урок.

Люси Мак Смит сказала в своем дневнике, что провела двадцать лет, молясь, чтобы найти правильную церковь. Двадцать лет. А потом мы рассказываем истории так, как будто все происходит мгновенно, и чувствуем, что терпим неудачу. Опять же, мы фокусируемся на моменте, но когда читаешь письма и дневники людей, становится понятно, что это одна часть долгого процесса, и ответы приходят через определенный период времени.

Для Джозефа и многих членов его семьи поиск ответов на насущные вопросы их души был процессом, причем длительным.

Джозеф был свидетелем обращений. То, что многие из этих людей призывали делать — это искать обращения более личным образом.

Самый важный вопрос

До сих пор в этом эпизоде мы много говорили об ответах. Давайте на минутку поговорим о вопросах, в частности, о тех, на которые Джозеф Смит искал ответы.

И в том виде, в каком многие слышали эту историю, для Джозефа остро стоял вопрос: какая из всех церквей истинна? Какая из них была церковью, которая учила правильному учению Иисуса Христа?

И он действительно об этом спросил. Но этому предшествовал еще один важный вопрос. Джозеф хотел знать о спасении. Он размышлял о состоянии своей души, о своем положении перед Богом. Он хотел, чтобы ему простили его грехи. Он хотел знать путь к вечному спасению.

Вопрос Джозефа — это окончательный вопрос. Он спрашивал о самых важных заботах, которые могут быть у человека, о самых вечных заботах. Он не спрашивал, в какую церковь следует вступить, как будто выбирая из множества продуктовых магазинов или вариантов загородного клуба. Он спрашивал об искуплении.

Это небольшое смещение ракурса в истории о первом видения может помочь нам понять связь, которую Джозеф Смит видел в восстановлении церкви Иисуса Христа и спасении детей Божьих.

Единственная причина знать, какая церковь истинна, — это знать, какая ведет ко Христу, какая принадлежит Ему, в какой можно найти прощение. Так что это все меняет. Это более важно, чем вопрос о том, какие доктрины правильны. Это гораздо менее теологично или, по крайней мере, гораздо практичнее. Речь идет о спасении, а не только о богословском споре.

Вопрос о состоянии его души вызвал другие вопросы, которые в конечном счете привели его в рощу деревьев, чтобы помолиться. Только в поисках ответов на насущные вопросы своей души Джозеф Смит решил, что должен выяснить, какая из всех церквей истинна.

Стих, изменивший все

Именно на одном из собраний, которые посещал Джозеф, ему указали на Священное Писание, которое изменило ход поисков религиозной истины. Итак, ключом к истории Джозефа Смита явилась его встреча с Иаковом, глава первая, стих пятый. «Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, — и дастся ему». Стих дает довольно простое направление. Если вам недостает мудрости, просите Бога, и Он дарует вам мудрость.

Но для Джозефа этот стих не просто дал направление его духовным поискам; он изменил то, как он читал и понимал Библию.

В том мире доминировали протестанты.  Идея о том, что только Библия — источник истины, являлась основной в его культуре. Библия — это книга ответов. Все, что вам нужно знать от Бога, находится в этой книге.

Так и его родители, и соседи, все вокруг почти уверены, что Библия — это место, где можно найти Бога, поэтому Джозеф в отчаянии обращается к Библии, веря, что она истинна. Поначалу он ищет ответы на свои вопросы. Он ищет отрывок, в котором говорится: «то, что говорят методисты, истинно» или «то, что говорят пресвитериане, истинно». Он надеется на что-то столь же ясное, но не находит этого.

Юный Джозеф Смит не имел ни малейшего представления о том, как он должен читать Библию. Это напряжение нарастало в нем, пока он не пришел к пониманию, что Библия — это не архив всех ответов на каждый вопрос. Это книга о людях, которые просили у Бога мудрости и получали ее. Это книга, которая показывает, как искать и получать ответы от Бога, и когда он прочитал от Иакова 1:5, всё изменилось.

«Я размышлял об этом снова и снова, зная, что если кто-то и нуждается в мудрости от Бога, то это я».

Вот что чувствовал Джозеф, когда впервые задумался над этим писанием.

Теперь он понял, что одно из центральных посланий Библии, повторяемое из истории в историю, состоит в том, что он может обратиться непосредственно к Богу за ответами.

Нет ничего более последовательного и более мощного в повествованиях о первом видении Джозефа, чем слова Иакова 1:5. Он все время возвращался к этому. То первое откровение, что он может читать Библию по-другому, может идти к Богу сам, было огромным сдвигом в его мышлении. Это не вытекало из его культуры. Он должен был получить это от Бога и Библии самостоятельно.

Обратиться к Богу в молитве было именно тем, что Джозеф решил сделать.

Место уединения

Почему лес? Вы когда-нибудь думали об этом?

Несомненно, была практическая причина искать уединения в роще деревьев. В 1820 году небольшой бревенчатый дом, в котором жила семья Смитов, был полон до краев. В тесной комнате жили десять человек. Уединение было на первом месте. Лес был очевидной альтернативой.

Но есть и другие возможные объяснения.  Джозеф, несомненно, слышал рассказы о других людях, молящихся в уединении леса и получающих волнующие ответы. В начале девятнадцатого века это была обычная практика религиозных искателей.

Кроме того, поиск уединения и мира для молитвы в природе, по-видимому, был обычным действием в семье Смитов.

Мы знаем, что мать Джозефа делала это. Она рассказывала в своих мемуарах о времени — примерно в период рождения Джозефа, — когда она обещала Богу, что будет искать Его истину. Он и раньше милостиво отвечал на ее молитвы, и она обещала Ему, что найдет Его, найдет Его Церковь. Итак, она ходила на собрания, и решила, что Методизм выглядит очень хорошим выбором. Она хотела, чтобы ее муж пошел с ней в методистскую церковь. И он делал это только для того, чтобы угодить ей, пока в дом не пришел его брат и не оставил «Век разума» Томаса Пейна со словами: «Читай это, пока не поверишь». Джозеф-старший перестал ходить с ней в церковь. Он разрывался между семьей, в которой вырос, и женой. Это очень задевало ее чувства. Она пошла в рощу, встала на колени и молилась.

В ту ночь она увидела во сне прекрасный луг и два дерева на берегу ручья, и одно из них колыхалось на ветру. Это было прекрасно. Она сказала, что оно казалось живым. А другое было жесткое и несгибаемое, и она поняла, что деревья — это ее муж, гибкий, и его старший брат, который непреклонен, непоколебим. Она поняла — откровение, которое она получила, чтобы истолковать свой сон, — что восстановленное Евангелие придет. Господь откроет это, и когда её муж узнает об этом, он его примет. Не нужно постоянно беспокоиться о нем. Он примет это.

Итак, как Джозеф Смит узнал, что когда возникает религиозный кризис, нужно идти молиться Богу в лесу? Кажется очень вероятным, что он слышал это раньше, и он знает, что когда у вас есть трудный вопрос к Богу, вы идете в лес и спрашиваете Его об этом.

Будь то прагматичная потребность в уединении, религиозная культура того времени, традиционные семейные практики или какая-то комбинация из трех, но Джозеф решил воззвать к Богу о помощи. Именно для этого он и отправился в лес весенним утром 1820 года.

Итак, мы проследили историю Джозефа Смита и его первого видения до того момента, когда он вошел в лес неподалеку от своего дома весной 1820 года. Это, конечно, поворотный момент.

Но в наших попытках воссоздать мир, в котором Джозеф Смит искал мудрости у Бога и получил в ответ важное видение, стоит поговорить о чувственном опыте Джозефа. Как выглядела роща, в которую он вошел весной 1820 года? На что это было похоже? Мы даже можем спросить, как там пахло? Эти вопросы могут показаться странными, и, возможно, так оно и есть, но что, если я скажу вам, что ответы могут очень сильно изменить ваше представление об этом событии.

Чувственное переживание Священной рощи. Мы поговорим об этом в следующей части.