10 июня 1844 года Джозеф Смит, в то время мэр города Наву, и городской совет приказали уничтожить газету «Разоблачитель Наву» и пресс, на котором она печаталась. «Разоблачитель Наву» была газетой, выступавшей против Церкви, которая клеветала на Пророка и других святых и призывала к отмене Хартии Наву.
Городские власти опасались, что эта публикация приведет к массовым действиям. В результате действий мэра и городского совета, власти Иллинойса выдвинули необоснованное обвинение в беспорядках, направленное против Пророка, его брата Хайрама и других должностных лиц города Наву. Губернатор штата Иллинойс, Томас Форд, приказал этим людям предстать перед судом в Карфагене, штат Иллинойс, и пообещал им защиту. Джозеф знал, что если он направится в Карфаген, его жизнь окажется в большой опасности.
Полагая, что преследователи ищут только их, Джозеф и Хайрам решили покинуть Запад, чтобы спасти свои жизни. 23 июня они пересекли Миссисипи, но позже в этот день братья из Наву догнали Пророка и сказали ему, что войска вторгнутся в город, если он не подчинится властям Карфагена. Пророк согласился на это в надежде успокоить как правительственных чиновников, так и толпу.
24 июня Джозеф и Хайрам попрощались со своими семьями и в сопровождении других чиновников Наву поехали в Карфаген, где на следующий день добровольно сдались городским властям. По первоначальному обвинению братья были освобождены под залог, но затем их ложно обвинили в государственной измене против штата Иллинойс, арестовали и до слушания дела заключили в тюрьму города Карфаген. Старейшины Джон Тейлор и Уиллард Ричардс, единственные из Кворума Двенадцати Апостолов не служившие в то время на миссии, добровольно присоединились к ним.
27 июня 1844 года, вскоре после пяти часов пополудни, большая группа нападавших ворвалась в тюрьму и стала стрелять из пистолетов во всех находившихся внутри … Хайрам Смит был застрелен первым и умер почти сразу. Старейшина Ричардс чудесным образом получил лишь поверхностную рану, а старейшина Тейлор, несмотря на тяжелое ранение, сумел выжить и позже стал третьим президентом Церкви. Джозеф Смит подбежал к окну и был смертельно ранен. Пророк Восстановления и его брат Хайрам запечатали свои свидетельства своей кровью (Учения Президентов Церкви: Джозеф Смит).
Джозеф Смит был заключен в тюрьму якобы из-за разрушения печатного станка. Но, на самом деле, люди выдвигали много претензий, по которым Джозеф должен был быть заключен в тюрьму, и много причин, по которым он должен был быть убит. Но ни одна из причин, которыми люди мотивируют заключение в тюрьму и убийство, не выдерживают тщательного изучения.
Ниже приводится комментарий Мануэла Падро, антрополога-религиоведа. Это адаптация ответа, которым он поделился на сайте Quora.com
Причина не в печатном станке
В исследуемый период времени аболиционисты и антиаболиционисты уничтожали печатные станки друг друга достаточно регулярно, и, конечно, убийство произошло не из-за этого.
Например, в 1837 году в Алтоне, штат Иллинойс, толпа уничтожила печатный станок, а его владелец, знаменитый аболиционист Элайджа Лавджой, был убит. Из толпы, убившей его, только один человек предстал перед судом. Он был оправдан, и никто никогда не был осужден за уничтожение печатного станка или убийство его хозяина. Штат Иллинойс тех лет — это место, где вы могли уничтожить печатный станок вполне обоснованно и не бояться быть за это наказанным.
Не очень известный и малопривлекательный факт об Аврааме Линкольне (сенатор Иллинойса, ставший президентом) заключается в том, что он систематически поддерживал уничтожение печатных станков на Севере, где сочувствовали Южанам. Он сделал это, потому что они нарушали мир (и угрожали его военным устремлениям). Джозеф Смит, будучи мэром Наву, не сделал ничего, что бы не сделал много-много раз Линкольн, будучи президентом Соединенных Штатов (Остановить прессу: Линкольн подавляет журналистику).
Помимо того, в 1833 году печатный станок СПД У. В. Фелпса был уничтожен немормонскими дружинниками, дабы помешать напечатать Книгу Заповедей (предшественницу Учения и Заветов). Никто не предстал перед судом за это, и тем более никто не был убит.
Я уверен, что когда Джозеф приказал уничтожить «Разоблачителя Наву» Уильяма Лоу, он ожидал тех же юридических процедур, которые получили миссурийцы: то есть никаких.
То же, что он получил, являлось сфабрикованным обвинением в измене, которое было беспрецедентным — я не знаю другого человека в Американской истории, арестованного за измену или убитого за уничтожение печатного станка. В 1840-х годах идея свободной прессы была лишь идеей, с которой большинство американцев познакомились в 1776 году. Это примерно 70 лет, или 2-3 поколения людей. Некоторые из основателей, создавших концепцию свободы прессы, были еще живы в детстве Джозефа Смита, у большинства людей не было достаточно времени, чтобы усвоить идею о том, что свобода печати священна и неоспорима, как это усвоили мы два столетия спустя.
Приказ об уничтожении «Разоблачителя Наву» не является причиной, по которой они решили убить Джозефа Смита, даже если это кажется прекрасным оправданием под объективом модернистских предрассудков и предчувствий.
Причина не в его авторитарном контроле над Наву
Авторитарный контроль Джозефа Смита над Наву не был беспрецедентным. Другие штаты предоставляли и будут предоставлять в дальнейшем аналогичный контроль над городом или округом религиозным и общинным лидерам, как было в таких местах как Хармони, штат Пенсильвания, — при Джордже Раппе, Нью-Хармони, штат Индиана — при Роберте Оуэне, и колонии Амана в Айове — при Эбенизере, штат Нью-Йорк. Ни одна из этих групп не сталкивалась с санкционированным государством военизированным насилием за авторитарный контроль над своими городами и поселками.
Причина не в его притязании на пророчество
Я также не вижу в его притязаниях быть пророком источника для гнева людей. Генри Миллер, Кристиан Мертц, Барбара Хайнеман Ландман, Энн Ли и Эллен Уайт были современниками Джозефа Смита, которые утверждали, что они пророки, и не сталкивались с таким жестоким угнетением, как Джозеф Смит. Кристиан Мертц, Эллен Г. Уайт и Барбара Хайнеманн Ландманн тоже выпускали новое Писание (даже если они не так громко заявляли об этом.)
Энн Ли утверждала, что является женской реинкарнацией Иисуса Христа, но даже при этом она не сталкивалась с проблемами, сопоставимыми с проблемами Джозефа Смита.
Причина не в собирании Святых
Практика привлечения бедных новообращенных из Европы не может быть причиной, потому что, например, шейкеры, делали это безо всякого возмездия. Все утопические группы имели идеи, похожие на Собирание, но никто не пострадал за это, по крайней мере, в том масштабе, как Джозеф Смит и Святые последних дней.
Причина не в критике платново духовенства
Критика духовенства была достаточно распространена в англоязычном мире 19-го века. Ни одна из других групп, выступавших против платного духовенства, (такие как квакеры, братья Плимут, амиши) не была угнетаема за это.
Причина не в Слове Мудрости
Слово Мудрости на тот момент еще не было широко распространено среди его последователей, и при этом было достаточно распространенным явлением среди других утопических экспериментаторов в евангельском движении святости.
Причина не в коммуне
С тех пор как в XVII веке Иоханнес Кельпиус основал первую коммуну, идея жить общиной стала устоявшейся американской традицией. К эпохе Джозефа Смита эти общины распространились до такой степени, что стали обычным явлением повседневной жизни на всем северо-востоке от Новой Англии до Айовы. После смерти Джозефа Смита Наву захватила группа утопистов, называющих себя икарианцами, а коммуны продолжали распространяться в Колорадо и Техасе, Дакоте и Орегоне, Вашингтоне, Калифорнии, Юте, Айдахо, Неваде и Аризоне.
Их лидеры и члены (среди которых были такие видные деятели как Генри Дэвид Торо, Ральф Уолдо Эмерсон и Генри Микер) никогда не сталкивались с насильственным угнетением, а значит, причина не в этом.
Причина не в отвержении тринитаризма
Многие секты того времени, начиная с унитариев, и заканчивая христианскими учеными, отвергли Тринитаризм — веру в то, что в одном Боге существуют три личности, но никогда они не сталкивались с такой ненавистью и насилием, как Святые Последних Дней.
Причина не в его «охоте за сокровищами»
В поисках сокровищ нет ничего необычного, и Джозеф Смит не был одинок в этом ничуть не преступном занятии, но он оказался одинок в той огромной ненависти, которую получил за это.
Причина не в провале страхового сообщества
Те экономические проблемы, с которыми Джозеф Смит столкнулся в Огайо, также не могут быть веской причиной для травли и убийства. Возможно, у него не было правовых полномочий для открытия банка, но для того периода времени в этом не было ничего ненормального. В то время не было Федеральной валюты — печатать валюту, обеспечивая ее недвижимостью, было стандартной практикой. Банк обанкротился во время волны подобных неудач по всей стране, и, повторюсь, ничего необычного тут нет.
В течении этого пятилетнего периода примерно половина банков страны обанкротилась вместе с банками Джозефа. Чтобы убедиться в этом, мне даже не нужны источники СПД, достаточно того, что я знаю историю капитализма в Соединенных Штатах. Людям тогда не приходилось убегать из городов из-за банкротства банков, даже если они были сформированы с нарушением юридического устава.
Причина не в полигамии
Полигамия также не могла быть причиной — многоженство, возможно, и было незаконным на бумаге, но эти законы обычно не соблюдались. Многие общины оуэнитов и все общины перфекционистов (Онейда) практиковали подобные доктрины без каких-либо юридических последствий.
Джон Хамфри Нойес и Роберт Оуэн никогда не были заключены в тюрьму за практику общественных браков (полигамные браки во всех формах по гендерному признаку) или за продвижения идеи «духовных жен».
Джейкоб Кокрейн, которого многие критики церкви СПД называют отцом полигамии, был лидером общинной религиозной группы, которая практиковала полиаморию (система взглядов, допускающая существование любовных отношений у одного человека с несколькими другими одновременно). При этом критики без труда игнорируют факт, что они никогда не сталкивались с насилием и угнетением, которым подверглись Святые Последних Дней.
Причина не в аболицианистской позиции
Аболиционисты (противники рабства) проложили железную дорогу через Иллинойс. Множество людей были аболиционистами, но при этом не были изгнаны из города или убиты за свои убеждения, в особенности в таком свободном штате, как Иллинойс.
Причина не в народном ополчении Наву
Наличие собственного вооруженного ополчения в Наву не могло быть проблемой, ибо в большинстве городов и округов в то время существовало народное ополчение. Именно ополченцы соседнего города, так называемые «серые карфагенцы» были в значительной степени ответственны за создание толпы, убившей Джозефа Смита. При этом никто не посчитал их действия коварством, они не были изгнаны из города и не понесли никакой юридической ответственности за свое участие.
Причина не в масонстве
В XIX веке в Соединенных Штатах многие люди практиковали масонство и не были убиты за это. Некоторые из них даже создали организации, которые использовали масонские церемонии с непосвященными в них людьми (включая женщин и детей).
Существовало множество групп, связанных с масонами. Наиболее примечательная из них – «Грандж», которая была создана, как сельскохозяйственная служба, призванная объединить всех фермеров Севера и Юга после гражданской войны. «Грандж» являлась национальной организацией, имеющей большое влияние в 48 штатах.
«Кровавые клятвы и наказания» масонских обрядов посвящения были ничем иным, как символическим представлением, указывающим на недопущение разглашения масонских секретов.
Масоны, как и большинство групп, принадлежащих к западному Экзотерическому движению (как и большинство тайных обществ во всем мире), были сформированы таким образом, что, в случае, если вы делились с посторонними информацией и идеями ложи, то вы могли быть убиты. Эти наказания были символическими напоминанием в символической церемонии символического движения, которые должны были напоминать людям через символы, что делясь секретами ложи вы, можете быть убиты посторонними силами. Но не членами ложи!
Эти наказания как правило не применялись к людям, нарушившим клятву масонов хранить тайну, не были они применены и к Джозефу Смиту.
Кроме того, трудно определить, какие из храмовых церемоний Джозеф Смит получил от масонов, а какие от розенкрейцеров в монастыре Эфрата и Снежном холме. Их церемонии очень похожи, и храмовая церемония СПД имела элементы обоих. В обрядах розенкрейцеров нет клятвы крови, из этого следует, что они не могли убить Джозефа за то, что он использовал их церемонии.
Нe имею ни малейшего представления
Честная истина заключается в том, что любая из этих групп людей имела множество мотивов для ненависти к Джозефу Смиту и Святым Последних Дней. Почему люди их ненавидели? Не имею ни малейшего представления, ведь они позволяли подобное поведение в других группах безо всякого наказания или преследования.
Я бы предположил, что Святые Последних Дней просто пересекли порог терпимости своих соседей. Они не были таинственными — они были слишком таинственными. Это вызвало враждебность среди достаточно большой части населения, что стоило им безопасности, и поэтому никто не хотел за них вступиться. Все согласились с тем, что Джозефа Смита и Святых Последних Дней есть за что ненавидеть, даже если и не понимали, что те из себя представляют.
Проблема этой теории в том, что многие из групп, которые мы только что обсуждали, практиковали большинство подобных идей и практик. В тот период времени в той части мира было много Свободы — и я не имею ни малейшего представления, почему самые разнообразные группы — «любящие», не признающие троицу, практикующие тайные ритуалы посвящения, еретические гуманитарные коммунисты — могли существовать и не подвергались изгнанию и убийствам за свои убеждения и обычаи, по крайней мере, не в таком масштабе, как Святые Последних Дней.
В качестве альтернативы Святые последних дней, видя такую непоследовательность, приходят к выводу, что единственное реальное объяснение заключается в том, что Сатана хотел, чтобы Джозеф Смит и его религия потерпели неудачу, и поэтому возбудил в сердцах людей ненависть против них.
Мы не можем это подтвердить или опровергнуть научно. Но в этой неразберихе их предположения не хуже моих или ваших.
Важно помнить, что когда люди пытаются установить мотивы поступков других людей, особенно уже умерших, они просто делают обоснованные предположения.
Оригинал этой статьи был опубликован на сайте Third Hour.
Автор Мануэл Пэдро.
Переводчик Анна Селимова.