В 1820 году мальчик-подросток по имени Джозеф Смит вошел в рощу неподалеку от своего дома в западной части Нью-Йорка и помолился. То, что произошло дальше, хорошо известно членам Церкви Иисуса Христа Святых последних дней. Согласно рассказам Смита, ему явились Бог Отец и Иисус Христос. Это был формирующий момент в жизни Джозефа и поворотное событие в истории Церкви, которую Смит основал и возглавил.
Теперь, двести лет спустя, эту историю рассказывают по всему миру. Некоторые слышали её сотни, даже тысячи, раз.
Но вы когда-нибудь смотрели на это событие глазами историков? Когда вы смотрите на Первое видение глазами историков, происходит что-то особенное. Вы обнаруживаете историю, которая одновременно знакома и нова.
Историческая обстановка
Итак, с чего мы начнем эту историю? Может показаться логичным начать рассказ о первом видении Джозефа Смита, сосредоточившись на семейной ферме Смитов к югу от Пальмиры, штат Нью-Йорк. Я мог бы описать вам примитивную ферму, которая выглядела все более идиллической с каждым днем тяжелой работы. Или я мог бы подробно рассказать вам о собраниях религиозного возрождения, которые прокатились по региону и привлекли внимание семьи Смит. В конце концов, и то и другое существенно для истории.
Но я не собираюсь начинать с этого.
Необычный религизныйо пыл
События, кульминацией которых стало Первое видение, начались много лет назад. И я говорю не просто о детстве Джозефа Смита. Я имею в виду, что социальные, культурные и экономические факторы, побудившие семью Смит переехать в Нью-Йорк, напрямую связаны с религиозным пылом, охватившим этот район.
Если мы хотим понять то, что Джозеф Смит назвал «необычным волнением по поводу религии», — если мы хотим реконструировать мир Джозефа Смита в 1820 году, — мы должны понять, что вызвало огромные социальные изменения в Соединенных Штатах в начале XIX века.
Переезд семьи Смит в западный Нью-Йорк произошел в разгар второго великого пробуждения. Это название было дано возрождению религиозного благочестия в Соединенных Штатах и в других местах. Возрождению, вызванному в значительной степени собраниями пробуждения и теологическими событиями в протестантском христианстве.
Второе великое пробуждение подчеркивало религиозные переживания, которые можно было почувствовать, моменты, когда мужчина или женщина становились свидетелями проявления Святого Духа, обращались к Иисусу Христу, а затем продолжали жить жизнью, соответствующей Его Евангелию.
Религиозное развитие также открыло путь к духовенству для средних американцев. Раньше большинство христианских конгрегаций возглавляли элитные мужчины, прошедшие обучение в колледже церковных служителей. Но в начале 1800-х годов число средних американцев, которые чувствовали себя призванными проповедовать — даже без формального посвящения — быстро росло. А их соотечественники стремились к религиозным лидерам, которые выглядели и говорили более похоже на них.
Большинство существующих христианских конфессий увеличились в результате второго великого пробуждения. Но — отчасти из-за преобладающего чувства возросшей свободы выбора своего религиозного пути, — основными бенефициарами были конфессии, которые когда-то были маргинализированы, такие конфессии, как баптисты и методисты. Методизм переживал особенно быстрый рост в начале 1800-х гг. Теология методизма подчеркивала важность человеческой свободной воли, отклика на Божью благодать, принятия мер, чтобы воспользоваться предложением Божьей благодати.
И эта вера в то, что христианское обращение и спасение — это то, что мужчины и женщины должны выбрать для себя, оказалась очень популярной в Америке девятнадцатого века и в других местах.
Нью-Йорк в начале XIX века
Так вот, этот религиозный пыл, хотя и широко распространенный, часто особенно концентрировался в определенных географических регионах. Например, западный Нью-Йорк, куда Смиты переехали в 1817 году, был одним из таких мест. Но то, что Смиты переехали туда в разгар такого религиозного пыла, не было простым совпадением. Смиты были частью массового переселения людей из Новой Англии.
С 1790 по 1820 год около восьмисот тысяч Новоанглийцев покинули страну и направились на запад. Большинство из них поселились в западной части Нью-Йорка для получения экономических возможностей, которые могли бы их ожидать.
Чтобы лучше понять эти цифры, рассмотрим следующее: население Соединенных Штатов в 1820 году составляло всего десять миллионов человек. Таким образом, речь идет о переезде почти десяти процентов населения страны на новое место за очень короткий промежуток времени.
Семья Смит является частью той же общей тенденции, когда люди искали новые экономические возможности, новые пространства, в которых они могли бы получить доступ к большему количеству земли для развития, чтобы стать самодостаточными и использовать этот новый и более широкий экономический рынок западного Нью-Йорка.
Земля в Нью-Йорке была дешевле, чем в Новой Англии. И для многих это сулило новый старт. Тем не менее, для многих из этих мигрантов из Новой Англии западный Нью-Йорк представлял собой нечто большее, чем просто новый экономический старт. Это также было новым началом для их религиозных практик. Отъезд из больших и малых городов, в которых их семьи жили на протяжении многих поколений — и во времена религиозных перемен в Соединенных Штатах — часто означал, что мужчины и женщины впервые чувствовали свободу вернуться к своим религиозным практикам. На самом деле, некоторые из их семей, вернувшихся в Новую Англию, так сильно беспокоились, что их родственники, друзья и соседи, уехав, потеряют свою религию, что они послали миссионеров в западный Нью-Йорк, чтобы проповедовать им.
Итак, у американцев было больше религиозного выбора, чем когда-либо прежде, в то время, когда новые христианские конфессии активно обращали в свою веру. Странствующие проповедники и миссионеры хотели вызвать религиозный отклик у своих соотечественников — американцев. Отчасти именно поэтому подъем методизма в Соединенных Штатах является такой ключевой частью истории.
И поэтому методистские проповедники путешествуют по всей ранней американской республике и особенно в северной части штата Нью-Йорк, где Смиты живут в начале девятнадцатого века. Их проповеди часто не подготовлены заранее, это импровизированные проповеди, посредством которых они пытаются вызвать религиозный отклик у собравшихся слушателей. Они цитируют отрывки из Священного Писания, но они также увещевают, что является менее формальным способом проповеди.
Как социальные изменения связаны с событиями, кульминацией которых стало Первое видение? Семья Смитов переехала в западный Нью-Йорк из Вермонта после ряда финансовых неудач в течение нескольких лет. К ним относились неурожаи, последний раз в 1816 году во время печально известного «года без лета». Если вы читали первый том «Истории Церкви», вы знаете всё о извержении вулкана в Индонезии, которое изменило погодные условия во всем мире в то время, когда погодные условия итак уже вели себя непредсказуемо.
Так или иначе, этот вызванный погодой неурожай заставил Смитов покинуть Вермонт вместе со многими другими и начать новую жизнь в Нью-Йорке.
Экономическая стабильность
Когда семья Смитов переехала в Пальмиру, штат Нью-Йорк, в 1816 и 1817 годах, они обнаружили, что поселенцы в этом районе были взволнованы не только религией. Они также были взволнованы экономическим будущим сообщества. План строительства канала Эри предусматривал, что новый искусственный водный путь пройдет непосредственно через Пальмиру. Это было большое дело.
Строительство канала Эри вызвало огромное волнение у людей по всему Нью-Йорку. Оно обеспечивало большую мобильность, лучший доступ к рынкам. Теперь вы могли бы пойти к каналу и отправить свой урожай на лодке, и это на тот момент почти буквально по всему миру. И именно расширение доступа к экономическим возможностям — улучшение условий транспортировки людей, товаров, идей — действительно обещало жителям Нью-Йорка очень многое в экономическом плане. Итак, этот канал, стал довольно всеобъемлющей особенностью их жизни.
Именно в этой обстановке Смиты надеялись изменить свое экономическое положение. Джозеф Смит-старший и двое его сыновей в конце концов купили участок земли к югу от Пальмиры. Хотя строительство канала не было завершено в течение еще нескольких лет, его строительство символизировало переходный период в экономике. Оно символизировал светлое будущее.
И, как оказалось, волнение по поводу изменений в экономике региона также повлияло на необычное волнение по поводу религии. Причина в том, что Нью-Йорк был одним из тех очагов, где миграция, транспорт и рост возможностей привели к тому, что такие места, как Сиракузы, Рочестер и Буффало, стали огромными городами. Раньше их не было, но внезапно они соединились, и лодки шли по каналу, и люди шли, и торговля шла, и все менялось. Рочестер становится одним из очагов возрожденчества, а без канала Эри его, скорее всего, не было бы.
Духовное обращение
То, что мы видим в Соединенных Штатах в 1800-х годах, — это культурные изменения в том, как американцы подошли к религии.
Обращение было выбором, а не просто чем-то зарезервированным для конкретных людей, и они могли сделать этот выбор, могли выбрать спасение, могли принять благодать, и желание иметь возможность сделать этот выбор инициировало пробуждение и создало пространство для обращения и религиозных изменений, которые оказали бы огромное влияние на обе стороны Атлантики. Этот более широкий контекст помогает нам понять глубокое желание людей найти религию и понять вещи, и как все эти различные факторы создали среду, где люди, такие как Джозеф Смит и многие другие, что-то искали.
Именно это и обнаружили Смиты, когда прибыли в западный Нью-Йорк.
Итак, во многих отношениях социальные, культурные и экономические силы, которые помогли семье Смит перебраться в западный Нью-Йорк наряду с сотнями тысяч других жителей Новой Англии, также способствовали высокой концентрации религиозного пыла в этом районе.
Именно это религиозное возбуждение и последовавшие за ним собрания пробуждения побудили Джозефа Смита задать вопрос, который навсегда изменит ход его жизни.
Вы знаете, что это за вопрос?
Я спрашиваю, потому что это может быть не то, что вы думаете. В то время как Джозеф в конце концов спросил, к какой церкви ему следует присоединиться, у него был другой — более насущный — вопрос, который прежде всего занимал его ум. Знание того, какой именно, может расширить наше понимание Первого видения и его значимости для нашей жизни.
Мы поговорим об этом в следующей части.