Она была прямо передо мной, а я мог только хлопать глазами и бормотать: «Спасибо». Едва ли я мог достаточно отблагодарить гордо стоящего рядом со мной русского православного священника, после того как он вручил свой подарок. В мае 1992 года этот довольно крупный православный священник преподнёс мне в подарок грампластинку в память тысячелетия крещения Руси.
Я не мог оторвать глаз от обложки грампластинки, которую он подарил мне в знак своего уважения за мою лекцию о свободе в предпринимательстве. Берлинская стена пала, Горбачёв начал политику перестройки и гласности. В рамках этого пробуждения в СССР я был приглашён в Москву недавно вышедшим в отставку заместителем министра высшего образования пообщаться с некоторыми из новых ведущих бизнесменов и женщин.
Получение грампластинки и изображение на обложке лишили меня дара речи.
«Чья это картина», — спросил я его.
«Великий художник, писавший для нашей церкви в 1900-х — Михаил Нестеров. Ему принадлежит много картин о вере», — он широко улыбался, пока наш переводчик переводил его историю. «Его „Святая Русь“ — наша любимая картина, которая сегодня находится в Русском музее в Ленинграде».
«Кто здесь изображён?»
«Наш Спаситель, посетивший Древнюю Россию или Русь». Переводчик не дождался священника: «Мы все знаем эту историю».
«Расскажи мне, Игорь, — тихо попросил я, — и, пожалуйста, спроси у него, где берет начало эта история».
Игорю не терпелось поделиться историей, но он любезно предоставил эту возможность священнику. Они рассказали мне, что Нестеров взял за основу своей картины старинную русскую былину о том, как Иисус посетил русский народ после Своего воскресения.
«А кто стоит с ореолами света за Его спиной?»
Священник улыбнулся и ответил через Игоря: «Нестеров был не глуп. Он изобразил трёх руководителей Церкви того времени как Петра, Иакова и Иоанна».
К тому времени я осознал всю важность картины и кивнул головой в знак согласия. Затем мы крепко обнялись и сказали, что надеемся встретиться вновь. «Я много узнал, и мне хочется вас отблагодарить».
Теперь я благодарил его более горячо.
Позже, в 1992 году, я был приглашен на обед с человеком, которого называли митрополит Питирим, который был высшим руководителем Русской Православной церкви в Москве и председателем правящего совета всей Церкви. Этот титул похож на Президента Кворума 12 Апостолов в Церкви Святых последних дней. (Мне сказали, что я не точно указал его титул, но это то, что я слышал, и не важно, записал ли я его правильно или нет, потому что ему нравилось, как я старался произнести «митрополит Питирим».)
После обеда и экскурсии по его резиденции я спросил, знает ли он о картине, где Христос является среди древних славянских народов. Он ответил, что знает — она была использована в качестве обложки для особой грампластинки, и оригинал находится в его личном архиве. Я спросил, как художнику пришла в голову идея подобной сцены.
Он торжественно ответил, что тот был «вдохновлён древней народной былиной, где рассказывалось, как после Своей смерти Христос посетил славян — предков русских, — чтобы принести Своё Евангелие. Люди, внимавшие Христу, были из скромных и непритязательных жителей сельской местности. Они взяли на себя Его имя, которое, если записать его фонетически, латинскими, а не кириллическими символами, будет Kristiany. Это похоже на русское слово „крестьяне“. Те, кто уверовали в Него, взяли на себя Его имя».
Я спросил митрополита, верит ли он в то, что Христос на самом деле пришел на территорию современной России и Украины. Он кивнул, поглаживая бороду.
«Такое вполне возможно. Но, пожалуй, более вероятен факт, что апостол Андрей проходил через ту местность во время своей последней миссии. Но могло быть и в точности так, как на картине».
Тогда я спросил: «Кто были эти три апостола?»
«По всей вероятности, Пётр, Иаков и Иоанн, хотя может один из них был Андрей».
«Тогда вам должно быть несложно принять, что Христос мог посещать и других людей на земле после Своего воскресения?» — настойчиво сказал я.
Он улыбнулся и взглянул на меня, в его глазах плясали огоньки. «В смысле, как в Книге Мормона? Нет. Совсем не сложно. Такое вполне могло произойти».
Мне довелось пообщаться и с другими православными священниками, которые пересказывали ту же историю. После я встретился с человеком, который был помощником и секретарем митрополита, и получил разрешение воспроизвести картину. Он сказал, что они с радостью дадут такое разрешение, поскольку эта картина не представляет для них особой ценности, так как художник сейчас находится в немилости у Русской Православной Церкви. Говорят, что у него были странные идеи. Но всё же, художник нравился им достаточно, чтобы использовать его картину в качестве обложки для пластинки в честь тысячелетия крещения Руси.
Всё это наталкивает на мысль о словах Христа, как они записаны в 10 главе Евангелия от Иоанна: «Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести».
Автор: Марк Стоддард
Примечание: содержащаяся здесь информация является личной точкой зрения автора и участников статьи и не отражает официальную позицию Церкви.