Мы живем в такое время, когда политическая корректность безраздельно правит балом (к сожалению или к счастью), и люди с легкостью обижаются друг на друга. Церковь Иисуса Христа Святых последних дней уже долгое время подвергается критике (мягко говоря) из-за некоторых аспектов ее истории и политики. Интернет полон резких заявлений о недостатках руководителей как в прошлом так и в настоящем, о противоречивых решениях и доктринах, которые могут не согласовываться с современной культурой. Кажется, что некоторые люди начинают свой день с вопроса: на что я могу обидеться сегодня?
Я нахожу утешение в мысли о том, что некоторые члены Церкви (и те, кто не принадлежит к ней) всегда будут обижаться из-за особенностей и событий в Церкви Христа, независимо от эпохи.
Но это заставило меня задуматься: какие обиды были у людей при жизни Христа? Давайте посмотрим:
1. Петр физически напал на человека
«Симон же Петр, имея меч, извлек его, и ударил первосвященнического раба, и отсек ему правое ухо. Имя рабу было Малх» (От Иоанна 18: 10).
Так же, как это, вероятно, произошло после этого инцидента с Петром в древние времена, люди в наше время часто приводят примеры несовершенства руководства, чтобы таким образом подорвать авторитет Церкви. Когда мы оказываемся вот так окруженными жалобами, наш фокус смещается с того места, где он должен быть. Действия Петра никоим образом не опровергали правдивость учения Христа. Они просто показывали, что Петр был человеком, как и все мы.
Слишком часто мы настолько отвлекаемся на неподобающее поведение Петра, что забываем, что Христос совершил невероятное чудо сразу после этого. Он тут же исцелил ухо. Нас просят быть представителями Христа во все времена и во всех местах, и несовершенные епископы, президенты приходов и другие местные руководители с таким же успехом порочат божественность Евангелия, как и поступок Петра — то есть совсем нет.
2. Иуда предал Сына Божия
«Тогда один из двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошел к первосвященникам и сказал: что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать сребреников; и с того времени он искал удобного случая предать Его… Когда еще говорил Он, вот Иуда, один из двенадцати, пришел, и с ним множество народа с мечами и кольями, от первосвященников и старейшин народных. Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его. И, тотчас подойдя к Иисусу, сказал: радуйся, Равви! И поцеловал Его. Иисус же сказал ему: друг, для чего ты пришел? Тогда подошли и возложили руки на Иисуса, и взяли Его» (От Матфея 26: 14-16 и 47-50).
Апостол Господа Иисуса Христа — высшее руководство в Его церкви — предал Его. Конечно, многие последователи были поражены этим и пришли к выводу, что вся организация должна быть мошенничеством. В конце концов, как Учения Христа могут быть верными, если даже Его личные избранники бросают Его на растерзание?
Многие члены Церкви серьезно обеспокоены историей Церкви и принятыми руководителями решениями. Им трудно преодолеть этот камень преткновения, что вполне понятно. Полигамия, политика в отношении священства и тому подобное — со всеми этими темами трудно примириться. Но я не могу придумать много решений, которые были бы хуже, чем предательство Сына Божьего, и я уверен, что это было непросто и для членов Церкви в древности. Тем не менее, это событие, похоже, не мешает свидетельствам в наше время. Это просто что-то, что случилось.
Точно так же, лидеры, как древние, так и современные, временами являются плохими примерами. Но это не дискредитирует Церковь Христа ни теперь, ни тогда.
3. Петр отрекся от Христа
«Когда они развели огонь среди двора и сели вместе, сел и Петр между ними. Одна служанка, увидев его сидящего у огня и всмотревшись в него, сказала: и этот был с Ним. Но он отрекся от Него, сказав женщине: я не знаю Его. Вскоре потом другой, увидев его, сказал: и ты из них. Но Петр сказал этому человеку: нет! Прошло с час времени, еще некто настоятельно говорил: точно и этот был с Ним, ибо он Галилеянин. Но Петр сказал тому человеку: не знаю, что ты говоришь. И тотчас, когда еще говорил он, запел петух» (От Луки 22: 55-60).
И еще один пример неправедного поведения руководства (хотя я знаю и интересный противоположный аргумент). Существует много заявлений от недовольных соотечественников Джозефа Смита, утверждавших, что Смит был абсолютным мошенником. Что так называемое Восстановление и Книга Мормона были просто придуманы. Но то, что они сказали это, не делает это правдой.
Даже главный апостол Христа, Петр, публично отрицал то, что он знает Его. Современникам Петра, несомненно, было трудно это принять. Как этот человек Христос мог быть Сыном Бога, когда те, кто был ближе всего к Нему, вообще отрицали, что они знают Его?
Опять же, такого рода беспокойства мешают нам видеть чудеса. Они мешают нам помнить предыдущие свидетельства, которые мы получили, и ведут нас на путь сомнения и страха вместо надежды и веры.
4. Исключение язычников и самаритян
«Сих двенадцать послал Иисус, и заповедал им, говоря: на путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите; а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева» (От Матфея 10: 5-6).
Звучит как довольно расистская заповедь, не так ли? Ее очень легко можно было бы истолковать также, как с тех пор были истолкованы аналогичные заповеди. Тем не менее, я уверен в достоверности Библии, и я верю, что это была истинная заповедь, данная Христом Его апостолам. Поэтому я не вправе оспаривать это — хотя я действительно задаюсь вопросом, использовал ли кто-либо из современников Христа такое отношение, как оружие против Его божественной кампании.
Параллели между этим писанием и прошлой политикой Церкви в отношении людей африканского происхождения и рукоположения для получения Священства очевидны. Имела ли эта более современная политика божественное происхождение, подобно библейскому примеру, или нет? Честно говоря, я не знаю. Но если нет, то это относится к той же категории, что и пункты с первого по третий в этой статье.
5. Включение язычников
«Когда Петр еще продолжал эту речь, Дух Святой сошел на всех, слушавших слово. И верующие из обрезанных, пришедшие с Петром, изумились, что дар Святого Духа излился и на язычников, ибо слышали их говорящих языками и величающих Бога. Тогда Петр сказал: кто может запретить креститься водою тем, которые, как и мы, получили Святого Духа? И велел им креститься во имя Иисуса Христа. Потом они просили его пробыть у них несколько дней. Услышали Апостолы и братия, бывшие в Иудее, что и язычники приняли слово Божие. Когда же начал я говорить, сошел на них Дух Святой, как и на нас вначале» (Деян. 10: 44-48, 11: 1, 18).
Бог должен быть тем же «вчера, сегодня и вовеки», верно? Это очень легко могло вызвать раздражение среди людей в древности, когда Петр внезапно получил откровение ни с того, ни с сего начать проповедовать среди язычников. Бог вдруг просто передумал?
Бог может изменять обстоятельства и развивать все, что Он захочет. Все это часть Его плана. Он сделал это здесь, когда вдруг стал включать язычников для познания Евангелия. Он сделал это, когда пришел Христос, и закон Моисея было выполнен. Он делает это все время. Но основы Его благочестия никогда не менялись. Хорошее все еще хорошее, независимо от того, что говорит современная культура. Точно так же, плохое остается плохим, независимо от того, что говорится в нынешнее время.
Существует еще много примеров.
Люди могли предпочесть сомневаться и обижаться на многие вещи. Им, вероятно, трудно было принять утверждение о том, что Моисей говорил с Богом через горящий куст. В наше время людям трудно принять заявление о том, что Джозеф Смит перевел книгу, используя камень откровения.
В древности было бы трудно согласиться с тем, что Сын Божий ходил и учил людей Ближнего Востока во плоти. В наше время нам также нелегко поверить, что Он говорил с людьми в древней Америке.
Люди обижались на так называемых «живых пророков» от начала мира. Вот почему Авинадей был сожжен живьем, Исайя был распилен пополам, и почему Сам Христос был распят. Неудивительно, что поверить в современных пророков для некоторых людей сегодня настолько трудно.
Не игнорируйте свои вопросы, но и не забывайте те, которые вы не ставите под сомнение.
В этой статье существует реальная опасность преуменьшения очень реальных проблем, с которыми сталкиваются в отношении Церкви как члены, так и не принадлежащие к ней. Это не мое намерение. Я тоже один из таких людей. У меня есть реальные, искренние вопросы, на которые мне еще предстоит найти ответы. На некоторые, возможно, никогда не придет ответ.
Но, как упомянул старейшина Нейл Андерсон во время недавней Генеральной конференции, хотя я, возможно, не знаю всего, я знаю достаточно. У меня есть духовное знание о том, что Христос создал Свою церковь в древности, также, как я знаю, что Он восстановил ту же церковь в 1830 году.
Если мы слишком сосредотачиваемся на том, что Петр отрезал ухо человека, мы как бы игнорируем тот факт, что Иисус чудесным образом вернул его на место. И именно таким должен быть наш фокус — на Христе.
Люди совершают ошибки, но мы не можем позволить грехам, преступлениям и неподобающему поведению других (особенно внутри Церкви) отвлекать нас от того, чтобы сосредоточить все наше внимание на Христе и на том, чему Он учил.
Мы должны преодолевать и размышлять над нашими сомнениями через призму веры. Если мы этого не сделаем, в конце нашей жизни мы можем оказаться настолько оскорбленными людьми, политикой, учениями и трагедиями, что совсем забудем, как жить по Евангелию.
Эта статья была впервые опубликована на сайте Mormon Hub. Автор Дэвид Снелл. Переводчик Елена Шэннон.