Двенадцать колен происходят от двенадцати сыновей Иакова, предков Дома Израилева. Господь дал Иакову новое имя «Израиль» из-за его праведности. У Иакова (Израиля) и его жен были сыновья:

Лиа родила Рувима, Симеона, Левия, Иуду, Иссахара, Завулона, а также дочь Дину
Валла родила Дана и Неффалима
Зелфа родила Гада и Асира
Рахиль родила Иосифа и Вениамина

Несколько сыновей потеряли право первородства – Симеон и Левий убили Сихема за то, что он осквернил их сестру Дину. Рувим совершил кровосмешение, переспав с Валлой. Иаков (Израиль) передал право первородства Иосифу, первенцу его любимой жены Рахили (которая умерла, родив Вениамина). Сыновья Иосифа заняли более высокое положение после усыновления их Иаковом. Сыновьями Иосифа были Ефрем и Манассия. Первородство перешло к Ефрему, младшему, но более достойному сыну. Однако как потомки Ефема, так и потомки Манассии получили землю в Канаане. Таким образом, так как часть Иосифа была поделена между двумя его сыновьями, возникло тринадцать племен.

После исхода из Египта каждому колену была выделена территория в Канаане. Потомки Левия стали священниками, а потому не получили землю для обработки. Вместо этого Левиты поселились в городах. Территория Симеона была в южной пустынной части Вирсавии, которая была окружена уделом Иуды. Таким образом, колено Симеона постепенно стало частью колена Иуды (Джон Тведнес, Другие колена: где они?, Лиахона, январь 1982, стр. 31].) Колено Иуды стало самым большим и могущественным. Величайшие правители древнего Израиля были из Дома Иуды (включая Давида и Соломона). Ефрем был также в большом почете.

Когда Израиль разделился на два царства, северное царство стало Израилем (или Самарией), а южное – Иудеей. Южное царство состояло из колена Иуды, большей части колена Левия, Вениамина (самого маленького колена) и присоединенных из колена Симеона. Большую часть Северного царства составляло колено Ефрема, а также колена Рувима, Иссахара, Завулона, Дана, Неффалима, Гада, Асира и двух «половинчатых» колен Манассии. Колена постоянно смешивались, причем браки заключались не только с членами других колен, но и с жившими поблизости иноверцами. Есть смешение даже в линии Давида, так как Давид был потомком Боаза из Иудеи и Руфи из Моава.

Колено Ефрема преобладало в Израиле также как колено Иуды преобладало в Иудее. В 722 г. до н. э. северное Израильское царство было захвачено Ассирией, и многие жившие там колена были уничтожены. Оставшиеся в живых были уведены в плен ассирийцами. Большинство ассимилировалось в обществе, а остальные рассеялись. В последующие годы эти народы расселились по всей Европе и Азии, а также на территории Северной и Южной Америки. Часть тех, кто был взят пленными в Ассирию, покаялась в своих грехах, которые и стали причиной плена, и была уведена в район, до тех пор не населенный людьми. Их местонахождение до сих пор неизвестно. Поэтому есть два определения «Десяти потерянных колен». Они потеряны, потому что эти колена ассимилировались во многих странах и обществах, и также они потеряны, потому что были уведены небольшой группой в неизвестное место, чтобы в один день произошло их чудесное возвращение.

Южное царство было в 586 г. до н. э. захвачено Вавилоном. Благородные и великие люди в царстве были уведены в Вавилон. Когда Вавилон был завоеван Персией, иудеям было разрешено вернуться в Иерусалим, но не все из них сделали это. Даже после возвращения иудеев на родину Вавилон стал крупным центром, где проживало много еврейских ученых, а часть иудеев переселилась в другие места. В египетском городе Александрия число еврейского населения возрастало с каждым годом. Очередное рассеивание иудеев произошло в 70 г. до н. э., когда Иудея была захвачена Титом. Иерусалим был разрушен, а иудеи были отправлены в изгнание и расселились небольшими группами в различных местах. В начале девятнадцатого века они начали вновь собираться в Святой Земле, особенно после второй мировой войны и холокоста.

Последнее устроение времени предназначено для собирания Израиля. Сюда входит как физическое собирание (то есть буквальное собирание иудеев в Израиле), так и духовное собирание (обращение потомков Иаков в восстановленную Церковь). Мормоны получают патриархальные благословения, чтобы определить свою родословную среди колен Израилевых. В родословных, выявленных в патриархальных благословениях, представлены все двенадцать колен, но большинство мормонов происходят из колена Ефрема.