Адаптировано из книги «Наследие Христа».
В субботу вечером на специальной сессии Генеральной конференции Президент Нельсон представил новый символ Церкви, который включает в себя изображение мраморной статуи Торвальдсена Христос. Это знаковое изображение Спасителя хорошо известно Святым последних дней, но так было не всегда.
Узнайте, как появилась эта статуя, и как она в конце концов заслужила свою славу в мире Святых последних дней.
1. Существует пять известных эскизов / моделей статуи Христа: три гипсовых модели и два карандашных рисунка.
Неизвестно, что вдохновило Бертеля Торвальдсена создать статую Христа, это могло быть результатом его изучения классических греческих скульптур, особенно, работ Рафаэля. Есть и другие потенциальные источники вдохновения, но поскольку Торвальдсен редко хранил рисунки или модели, мы, вероятно, никогда не узнаем точную историю статуи.
Все пять моделей находятся в музее Торвальдсена в Копенгагене, Дания.
2. Ранние зарисовки и макеты Христа показывают руки Христа, поднятые над Его головой.
Есть несколько теорий о том, как статуя оказалась с опущеными и протянутыми вперед руками, как мы знаем её сегодня:
– По словам Дж. М. Тиле, биографа Торвальдсена, датский скульптор Герман Эрнст Фройнд выслушал жалобы Торвальдсена, скрестил руки на груди и спросил, что Торвальдсен хочет сказать положением рук Христа. Когда Торвальдсен обдумывал ответ, он вдруг воскликнул: «Теперь я знаю! Будет так!» Таким образом, согласно Тиле, концепция Христа была не чем иным, как божественным вдохновением.
– Другая версия утверждает, что в то время как Фройнд, сложив руки на груди, сочувственно прислушивался к обескураженному Торвальдсену, он попытался подбодрить его, развернул руки и наполовину открыл их, слегка опустив их ладонями вверх. Торвальдсен увидел, как его друг стоит в позе, которую он желал для своей статуи Христа, и быстро набросал идею в своих заметках.
– Одна из последних версий того, как статуя Христа приобрела свою позу, касается одной из ранних глиняных моделей Торвальдсена. В этой версии поднятые руки упали ночью из более высокого положения над головой Христа до Его талии. Торвальдсен, увидев эту новую позу, быстро сделал ее постоянной.
3. Президент Спенсер Кимбалл и старейшина Стивен Ричардс назвали статую и ее создателя «вдохновленными»
Президент Спенсер В. Кимбалл, осмотрев скульптуру Христос и Двенадцать апостолов Торвальдсена в Церкви Божьей матери, заявил, что «человек, создавший эти статуи, несомненно, был вдохновлен Господом».
В другой раз, в сентябре 1950 года, старейшина Ричардс (в то время член общего совета Воскресной школы) и его жена Ирэн посетили церковь Божьей матери, находясь в Копенгагене. По словам Филиппа Ричардса, сына старейшины и сестры Ричардс, в то время как его родители находились в датском соборе, у них был «впечатляющий опыт», когда старейшина Ричардс смотрел на статую Христа, и «в его голове возникла идея, что копия этой статуи должна стоять на Храмовой площади». Прошло еще несколько лет, пока это вдохновение не претворилось в реальност’.
Эта возможность появилась в 1950-х годах, когда президентству Храмовой площади было поручено найти пути улучшения миссионерской работы на историческом месте. Планы по строительству нового центра были утверждены Первым Президентством в 1955 году.
Примерно в это же время проводились активные обсуждения того, как лучше предоставить посетителям экскурсию по территории. По словам американского архитектора Джорджа Янга, именно на совещании по планированию старейшина Ричард Эванс, в то время руководитель в Президентстве Храмовой площади и член Кворума Двенадцати Апостолов, прокомментировал: «Вы знаете, мир думает, что мы не христиане, потому что они не видят доказательств Христа на этой площади. Они слышат слова, но не видят доказательств».
Поскольку группа обсуждала возможные образы, которые соответствовали бы их критериям изображения Христа, которое «оказало бы влияние на мир — то, которое было бы всемирно известным и было получено без противоречий», Мэрион Хэнкс предложила использовать мраморную копию Христа Бертеля Торвальдсена.
4. У Стивена Ричардса была личная копия статуи, которую он передал Церкви.
7 июня 1957 г. комитет по церковному строительству встретился с Первым Президентством, чтобы представить свое предложение использовать мраморную копию статуи Торвальдсена на Храмовой площади. Несмотря на то, что президентство Храмовой площади чувствовало уверенность в том, что на площади должна быть установлена статуя Христа большого размера, они переживали по поводу того, как Первое Президентство может отреагировать на такое предложение. В конце концов, скульптура Христа никогда не была частью традиционного поклонения Святых последних дней.
Видя нерешительность остальных членов комитета, президент Храмовой площади Стивен Ричардс объявил, что в планах здания есть место для статуи Христос. Видимо, Ричардс и президент Маккей уже обсудили этот план, потому что в этот момент президент Маккей повернулся к нему и спросил: «Разве у вас нет возможности приобрести статую, благодаря вашему общению с Хьюбертом Итоном и Форест-Лон?» (Хьюберт Итон был основателем и вдохновителем мемориальных кладбищ и моргов Форест-Лон в Южной Калифорнии, где на смену печали и горя пришли вера и надежда. «Прим. перев.»)
Президента Ричардса попросили определить целесообразность получения копии Христа. Он немедленно связался со своим другом Хьюбертом Итоном, чтобы узнать, не сможет ли он сделать копию одной из статуй Христос, выставленных на территории Форест-Лон. Ричардс решил сделать статую личным и анонимным пожертвованием Церкви, поэтому он сам позаботился обо всей предварительной работе. Статуя была отправлена в Италию, где была сделана мраморная копия.
Готовая статуя, заказанная Ричардсом, была около 28,5 м в высоту и весила около около 5443 кг.
Печально, но президент Ричардс тяжело заболел и скончался за несколько дней до прибытия готовой статуи в Солт-Лейк-Сити. К сожалению, он никогда не видел статую, которая, как он надеялся, станет наследием Церкви.
5. Статуя Христос на Храмовой площади была почти выставлена снаружи.
Первоначальные планы Храмовой площади включали в себя наружную смотровую площадку для Христа. Но члены строительного комитета выразили свою обеспокоенность тем, что статуя подвергнется воздействию сурового горного климата в Солт-Лейк-Сити. Это породило идею дома для Христа. Христос должен был быть выставлен в стеклянной ротонде в здании Бюро информации, которое позже стало Северным центром посетителей. Ротонда должна была стать центром здания и всей площади. Во время строительства из-за огромного размера Христа строителям пришлось опустить статую в конструкцию и строить вокруг нее.
Окончательная презентация внушающей благоговение статуи заняла много лет, и после того как спиральная рампа была закончена, расписана фреска и добавлены осветительные приборы, Христос был открыт для публичного просмотра в 1967 году. Сегодня Церковью выставлено напоказ 14 статуй: в центрах для посетителей в Солт-Лейк-Сити; Лос-Анджелесе; Новой Зеландии; Гавайских островах; Аризоне; Вашингтоне, округ Колумбия; Мехико; Наву; Окленде; Сент-Джордже, штат Юта; Пальмире, штат Нью-Йорк; холме Кумора и Индепендeнс, штат Миссури. Сюда также относится одна передвижная статуя, плюс статуя, подаренная Исландскому музею иммиграции в Рейкьявике, Исландия.
Примечание: с тех пор, как эта книга была опубликована в 2007 году, другие статуи Христа были добавлены в следующие храмы: Лондон, Англия; Портленд, Орегон; Рим, Италия; Париж, Франция; Сан-Паулу, Бразилия, и Центр города Прово.
Оригинал этой статьи был написан Matthew O. Richardson и был опубликован на сайте ldsliving.com под названием 5 Things You Never Knew About the Christus Statue.
[Русский] ©2016 LDS Living, A Division of Deseret Book Company | English ©2016 LDS Living, A Division of Deseret Book Company.
Читайте также:
Президент Нельсон объявляет о новом логотипе Церкви и всемирном посте