Где-то на фасаде каждой мормонской церкви находится табличка, которая гласит: «Добро пожаловать, посетители». Но мне отчасти хотелось бы, чтобы на этой табличке также можно было прочитать другое высказывание: «Добро пожаловать, сомневающиеся».

Конечно, я хочу, чтобы гости или «не члены Церкви» придя на собрание и посмотрев, стали бы частью нашей замечательной церковной семьи. Но кого мне действительно не хватает сейчас — это тех, кто уже когда-то принадлежали к этой церковной семье, но как бы потихоньку ускользнули из-за сомнений.

Много раз, когда люди начинают сомневаться в своей вере, они начинают верить в то, что они нежеланны в Церкви. Как будто они будут заклеймены какой-то алой буквой на груди.

Может быть, церковная культура была такой в прошлом. Но я уверен, что в настоящее время это не так… и что в будущем так тоже не будет. Каждый в Церкви хочет, чтобы вы вернулись обратно. Независимо от того, что вы сделали, или что сказали, или во что вы верили… или не верили, Господь хочет, чтобы вы вернулись к столу, и как минимум… были открытыми к возможности поверить.

Иногда… простое желание верить сильнее, чем знание о вещах. Многие люди действовали вопреки знаниям, которые получили, но вы редко видите, что кто-то, кто желает поверить, уходит с пути. Есть что-то особенно могучее за той надеждой, которая приводит к требующей действий вере.

Старейшина Холланд является, пожалуй, одним из самых откровенных защитников Церкви, и даже он признал необходимость того, что сомневающиеся должны продолжать с радостью приниматься в Церкви:

«Я думаю, что вы не меньше меня в курсе того, что у нас есть много людей, которые являются членами Церкви, но которые не имеют какого-либо горящего убеждения о ее происхождении, которые испытывают какое-то иное чувство об этом, не настолько преданное основополагающим заявлениям и предпосылкам мормонизма. Но мы не станем просить кого-то уйти из Церкви из-за этого, не больше, чем мы стали бы в отношении степеней веры или шагов надежды, или ступеней убеждения…

Мы сказали бы: «Вот как это вижу я, и вот какая у меня есть вера; это фундамент, на котором я двигаюсь вперед. Если я могу помочь тебе двигаться в этом направлении, я был бы рад, но я люблю тебя не меньше; я не отталкиваю тебя больше; и ты не будешь нежеланным для меня, как личность или даже как Святой последних дней, если не сможешь сделать этот шаг или не будешь двигаться в такт этого барабана» (интервью с каналом PBS).

Большинство людей не понимают, что некоторые из самых великих достижений в Церкви случились благодаря тем, у кого были сомнения, но кто был готов продолжать сидеть за столом без предубеждения и работать над своими сомнениями. Каждый из Апостолов Христа сомневался в том, что Христос воскрес. Им это было непонятно… даже после того, как они стали свидетелями того, как Он ходил по воде и воскрешал мертвых. У всех первых Апостолов были сомнения. Каждый из них, один за другим, сидели там, будучи свидетелями великих чудес, которые произошли благодаря этому Назарянину. У них были вопросы и проблемы в отношении большинства из учений Христа, но их сердца были смягчены настолько, чтобы позволить им продолжать возвращаться к столу.

Проблема существует тогда, когда человек думает, что он находится вне веры. То, что они мыслят слишком логически для чудес. Что их интеллект превышает потребность в вере. Люди, которые достаточно честны с собой, чтобы признать свои сомнения, а потом встретить их лицом к лицу, не становясь антагонистами, не принимая резких, радикальных решений или исключая необходимость в вере, являются одними из самых больших вкладчиков в этом царстве.

Бригам Янг был серьезным скептиком и сомневающимся. В течение двух лет он находился поблизости и наблюдал, имея очевидные сомнения…, но при этом оставаясь открытым для экспериментов, которые могли бы укрепить его веру. Он сказал: «Я хотел получить достаточно времени для того, чтобы доказать все вещи самому себе» («Доклад», Deseret News Weekly, 2 октября 1852 года, стр. 96).

Джозеф Смит сомневался во всех религиях своего времени. Он ставил их под сомнение, возможно, даже больше, чем любой другой мужчина или женщина, которые жили в этом устроении, и в результате этих вопросов, мы сегодня имеем то, что известно, как Учение и Заветы.

Сомнения Алмы заставили его, в буквальном смысле, в течение какого-то времени вести борьбу против Церкви. Но когда он вернулся в Церковь, он был полностью привержен своим убеждениям и сказал: «Да, и с того времени (как он вернулся в Церковь) по сию пору я тружусь непрестанно, дабы привести души к покаянию; дабы привести их вкусить ту чрезвычайную радость, которую вкушал я» (Алма 36: 24). Сомнения, ненависть, замешательство и горечь Алмы был заменены любовью и преданностью делу. Петр, Иаков и Иоанн заснули три раза в ночь, когда Спаситель нуждался в них больше всего. Но многие из нас засыпают всего один раз и никогда не возвращаются.

Угадайте, что сделал Спаситель с тремя Апостолами, которые заснули в Гефсимании. Он превратил их в Свое Первое Президентство и доверил им нести Евангелие всему миру. Они преодолевали провалы и сомнения много раз и посвятили себя делу снова и снова. Каждый раз они становились чуть-чуть лучше и чуть-чуть сильнее… пока, в конце концов, они не стали одними из самых верных и надежных учеников, которых когда-либо видел этот мир. Дэвид О. Маккей, B. Х. Робертс, Гордон Б. Хинкли… и этот список можно продолжать и в наши дни, когда обычные люди преодолели серьезные сомнения и стали духовными гигантами в Царстве Божьем.

Я до сих пор помню, как я заснул в Евангелии в течение короткого промежутка времени в мои более юные годы. Я узнал, что наличие сомнений не подразумевает, что у вас нет веры или убеждений. Это не или-или. Это путешествие от сомнений к вере. Подъем в гору, который порой может быть непростым. Мир постоянно предлагает вам делать что-то более легкое, развернувшись и идя обратно вниз по холму сомнения. Но если мы пойдем вниз по этому холму… мы никогда не увидим вершины. Вера — это то, что позволяет нам достичь новых высот, благословить больше жизней и получить более глубокую веру.

Оригинал этой статьи был опубликован на сайте Greg Trimble. Автор Грег Тримбл. Переводчик Елена Шэннон.