Последние несколько недель я посвятила время, чтобы ответить на вопросы и комментарии читателей. На днях я начала анализировать тринадцатый стих в 89 разделе Учения и Заветов:
«И доволен буду Я, если оно [мясо] употребляться не будет, кроме как только в зимнее время или во время холода или голода» (Уч. и З. 89:13).
На прошлой неделе я проанализировала различные трактовки тринадцатого стиха, которые основаны на научных данных о влиянии мяса на здоровье человека. Одно из самых популярных мнений утверждает, что лучше употреблять мясо зимой, а не летом, потому что мясо «согревает» организм. Однако, несмотря на популярность этого мнения, научных доказательств ему не существует. Подобным же образом, идея о том, что зимой нам необходимо получать больше калорий из мясных продуктов, не имеет никакого научного основания. Последняя теория гласит, что высокое потребление мяса вредит нашему здоровью. Это верно, однако, это не объясняет, почему именно Господь будет доволен, если мы не будем употреблять мясо, кроме как в зимнее время или во время холода или голода.
На этой неделе я хотела бы уделить время другому интересному мнению, которое стало особенно популярным в последние несколько десятков лет. Согласно этой теории, в летнее время, еще до того, как были изобретены холодильники, мясо могло испортиться очень быстро, поэтому употребление его в зимнее и холодное время было более предпочтительным. В конце я также расскажу еще об одной теории, которая утверждает, что так как зимой доступ к растительной пище ограничен, для поддержания сбалансированного питания нам необходимо добавить в свой рацион мясо.
Теория холодильника
Одно популярное толкование тринадцатого стиха 89 раздела Учения и Заветов (которое появилось еще в начале 1940х годов) гласит, что так как у Святых в начале истории Церкви не было современных технологий охлаждения и заморозки, Господь наставлял Святых употреблять мясо в зимнее время и во время холода, когда мясо не портилось так быстро, как в летнее время. Отсюда и появилось мнение, что «раз современные технологии помогают нам сохранять мясо свежим, и теперь мы можем его есть без опаски отравления в любое время года», это наставление к нам отношения не имеет.
Конечно же, первые Святые не могли трактовать этот стих с точки зрения современных технологий. Если бы такое толкование имело смысл в то время, те, у кого был опыт хранения и обработки мяса, согласились бы с таким утверждением. Как бы там ни было, они понимали разницу между холодом и теплом и знали, что мясо может быстро испортиться в жаркую погоду. Однако дело обстоит иначе. Первые Святые не считали, что причина, почему им не следует есть мясо в теплое время года, в том, что оно быстро портится. Наоборот, Святые XIX века верили, что наставление Господа больше имеет отношение к тому факту, что по какой-то причине мясо предпочтительнее употреблять в холодное время года.
В то время (как и сейчас) люди иногда получали пищевые отравления, если они съедали какой-то испорченный продукт. Однако, известны ли нам какие-нибудь истории о том, что мормоны получали серьезные отравления из-за испорченного мяса ввиду отсутствия холодильников? Логично ли предполагать, что первые Святые не знали элементарных правил хранения мясных продуктов в теплое время года?
Отсутствие убедительных доказательств теории
Известно, что многие заболевания, переносимые с пищей, часто передаются через мясные продукты, поэтому поддержание оптимальной температуры хранения очень важно. Первые Святые, конечно же, с готовностью оценили бы современные технологии охлаждения, однако идея о том, что Господь наказывает людям употреблять мясо исключительно в холодное время года только для того, чтобы предупредить пищевые отравления, не совсем логична.
Вероятность получения пищевого отравления мясом зависит больше от того, как с этим мясом обращаются, а не от того, когда его едят. Да, в теплую погоду намного проще обрабатывать мясо, однако безопасность приготовления и обработки мяса в остальное время не зависит от времени года — можно получить пищевое отравление из-за неосторожной обработки мясных продуктов как летом, так и зимой.
Угроза порчи мясных продуктов существует не только летом. И даже в наше время на это влияют несколько факторов (не только погода): качество животного корма и уход за животными, методы забоя скота, перекрестное загрязнение, обработка и хранение продуктов и другие факторы. Охлаждение сырого мяса для предотвращения угрозы порчи несомненно важно, однако оно не может предотвратить все виды порчи. И, несмотря на то, что в теплую погоду угроза порчи возрастает, это также касается молока, яиц и даже растительной пищи.
До того, как были изобретены холодильники, существовало всего несколько способов сохранения мяса свежим. Если температура для безопасного хранения была неподходящей, убитое животное нужно было либо быстро съедать, либо в срочном порядке обрабатывать для дальнейшего хранения, что не должно было составить большого труда, так как люди решали, когда им следует забить животное.
Испорченное мясо очень быстро может вызвать пищевое отравление и даже привести к смерти. Несомненно, нам следует быть осторожными. К счастью, испорченное мясо часто можно определить по его виду, запаху и вкусу. Мясо всегда считалось слишком ценным продуктом, чтобы позволить ему испортиться, поэтому методы его хранения и обработки были придуманы еще сотни, если не тысячи лет назад — задолго до 1830 года. Более того, «методики хранения мяса в условиях низких температур существует еще с древних времен». Другие, широко распространенные древние методы хранения включают: добавление сахара, соление, сушение, копчение, маринование, заквашивание и мокрый посол.
Если бы целью тринадцатого стиха было предупреждение пищевых отравлений мясом среди Святых, это наставление было бы бесполезным в то время. Нет никаких доказательств того, что в результате этого откровения Святые изменили методы обработки и хранения мяса, и что до этого момента они постоянно получали пищевые отравления, связанные с неправильной обработкой и хранением мяса. Несомненно, первые Святые были настолько же хорошо проинформированы о том, как хранить и обрабатывать мясо, как и остальные американцы в то время.
Другие Священные Писания не поддерживают теорию холодильника
Тринадцатый стих 89 раздела Учения и Заветов — не единственный стих, где Господь наставляет нас ограничивать потребление мяса. Может ли быть так, что Господь хотел добавить к следующим стихам такую фразу: «… кроме тех случаев, когда у вас есть возможность хранить мясо в холодильнике»? Попробуйте добавить эту фразу к следующим стихам из Священных Писаний:
И кровопролития не творите, кроме как только для пропитания, чтобы спасти ваши жизни; и кровь всякого зверя взыщу Я от рук ваших (ПДжС, Бытие 9:11).
И горе тому человеку, который проливает кровь и напрасно уничтожает плоть, не имея нужды (У. и З. 49:21).
И этих [животных] Бог сотворил для употребления человеком только в голодные времена и в чрезвычайный голод (У. и З. 89:15).
Я не думаю, что эти стихи утратили силу с изобретением технологий охлаждения.
Несмотря на то, что в теплую погоду нам нужно быть осторожными с хранением и обработкой мяса, было бы неверным сказать, что тринадцатый стих 89 раздела Учения и Заветов был написан именно для этого. Более того, такая трактовка этого стиха появилось уже после появления технологий охлаждения и заморозки и не могло послужить ранним Святым. В Слове mудрости ничего не сказано о том, как нужно хранить мясо, и что это наставление зависело от каких-то определенных обстоятельств.
Мясо как дополнительный источник питательных веществ в зимнее время
В пособии для учащихся под названием «Учение и Заветы. История Церкви» говорится, что «до того, как люди научились заготавливать фрукты и овощи на зиму, людям зачастую не хватало других продуктов, чтобы пережить зиму». На самом деле, на протяжении многих тысячелетий люди знали, как «заготавливать фрукты и овощи на зиму», но эта трактовка, по крайней мере, предлагает идею о том, что в условиях, когда доступ к растительной пище ограничен, потребность в мясе возрастала.
Еще до появления современных технологий транспортировки и охлаждения, а также современных магазинов, в которых круглый год можно найти все, что угодно, рацион человека напрямую зависел от циклического производства фермерского хозяйства. В то время людям приходилось придерживаться сезонного питания. Большая часть урожая созревала поздним летом и осенью. Эти продукты затем заготавливались на зиму, однако иногда этих заготовок могло не хватить, что вызывало «период недоедания», когда продукты уже закончились, но новый урожай еще не созрел. Мясо животных в тот период использовалось не просто для вкуса и разнообразия, а как важная добавка к рациону человека и дополнительный источник калорий. Животных забивали поздней осенью, и сохраненное мясо нормировали, надеясь, что его хватит до следующего первого урожая.
Согласно этой трактовке Слова мудрости, потребление мяса животных зимой и в холодное время служит такой же цели, что и потребление мяса во время голода и в «чрезвычайный голод» (стих 15). Зима и холодные месяцы — это время, когда растительной пищи не хватает, и без дополнительного источника калорий люди могут начать голодать. По сути, схожесть 13 и 15 стихов (оба говорят о том, когда нам следует есть мясо животных), предполагает прямую взаимосвязь содержания этих стихов. Параллельная конструкция текста может означать, что эти два стиха говорят об одних и тех же условиях:
«Кроме как только в зимнее время или во время холода или голода» (13).
«Только в голодные времена и в чрезвычайный голод» (15).
Как отмечают эксперты по Слову мудрости, оно не обязывает нас придерживаться полной вегетарианской диеты. Господь предназначил мясо животных (как и другие продукты) человеку в пищу (У. и З. 49:19, 89:12), чтобы все это было у него «в изобилии» (У. и З. 49:19). И хотя Господь предостерегает нас против пролития крови животного напрасно (У. и З. 49:21, ПДжС Бытие 9:11), Он разрешает нам употреблять мясо животных во время нужды. Определенно, в наше время доступность растительной пищи нельзя недооценить, однако без сомнения, существуют ситуации, когда в мясе животных есть определенная потребность. Как отметили Джон и Лейя Уидсоу в своей влиятельной книге о Слове мудрости, несмотря на то, что мясо — не самый лучший источник питательных веществ, «оно имеет силу продлить жизнь, когда другая пища недоступна».
Почему Господь сказал, что Он будет доволен, если мы не будем есть мясо?
Тот факт, что мы больше нуждаемся в мясе животных в то время, когда другие источники пищи недоступны, не объясняет, почему Господь будет доволен, если мы вообще не будем есть мясо животных, кроме как в зимнее время. Несмотря на то, что огромное количество научных данных, поддерживают идею о пользе потребления мяса «умеренно», доказательств тому, что потребление мяса в какое-то определенное время года лучше, чем в другое, не существует. Единственным исключением является ситуация, когда растительная пища недоступна в зимнее время или в холодные месяцы, и мясо животных необходимо, чтобы сохранить жизнь человека.
Так почему же Господь сказал, что Он будет доволен, если мы будем есть мясо только в зимнее время, а также во время холода или голода и «в чрезвычайный голод»? Что вы думаете?
Оригинал этой статьи был опубликован на сайте Meridian Magazine. Автор Джейн Бёрч. Переводчик Ольга Малетина.
Читайте также: