В статье под названием Постигая Слово мудрости: доктрины, принципы, применение (часть 1), я представила новую концепцию, которой учил нас Старейшина Дэйвид А. Беднар:
«Доктрины – это фундаментальные, вечные и неизменные истины плана спасения. Примером доктрины могут являться: доктрина о Божестве, доктрина о плане спасения и доктрина об Искуплении Иисуса Христа».
Принципы – это «основные руководящие правила поведения, вытекающие из доктрины», которые, как и сама доктрина, являются «неизменными». Принципы дают всего лишь общие указания, не указывая на конкретный образ поведения или действия. Примером принципа может послужить вера в Христа, покаяние в грехах, послушание Богу и служение ближнему.
Применение (принципа, закона) – это «поведение, порядок действий, определенная практика и приемы, которые помогают нам реализовать доктрины евангелия в нашей жизни». Применение принципа «варьируется в зависимости от ситуации». Например, воздержание от покупок в день субботний; утренняя, дневная и вечерняя молитва; приоритет в оплате десятины.
Старейшина Беднар утверждает, что каждый из этих терминов отвечает на определенный вопрос. Доктрины отвечают на вопрос «Почему?», принципы помогают нам понять «Что?», а применение помогает нам знать «Как?».
Так как я считаю, что эта концепция может помочь нам лучше понять Слово мудрости, на прошлой неделе я рассмотрела доктрину Слова мудрости. Я процитировала следующие стихи из Священных Писаний, которые отвечают на вопрос «Почему?» – то есть «Почему мы должны следить за тем, что попадает в наши тела?».
У Бога есть тело «из плоти и кости». Он создал наши тела наподобие Своего (Бытие 1:27, Учение и Заветы 130:22).
Наша «душа» состоит из нашего духа и нашего тела, и без нашего тела «человек не может получить полноту радости» (Учение и Заветы 88:15, 93:34).
Наше тело свято и является «храмом Господним», где пребывает Его Дух (1 Коринфянам 3:16-17).
Наше тело не принадлежит нам. Оно было «куплено дорогою ценою» (1 Коринфянам 6:20).
Доктрина, из которой вытекает Слово мудрости, помогает нам понять, почему мы должны свято чтить, уважать и беречь наше тело. Старейшина Бойд К. Пэкер объяснил, почему это важно: «Истинное учение, правильно понятое, изменяет систему ценностей и поведение… Вот почему мы так настаиваем на изучении евангельских доктрин».
Так, учитывая все вышесказанное, давайте обратимся к учению 89 раздела – Слову мудрости.
Наставление по поводу алкоголя, табака, кофе и чая
Восемьдесят девятый раздел Учения и Заветов можно разделить на три главные части: 1) вводный текст (1-4 стихи), 2) руководство по употреблению различных веществ и пищи (5-17 стихи), 3) обещания (18-21 стихи). Самые первые наставления по поводу того, от чего нас следует воздержаться, содержатся в стихах 5-9:
- Что если какой-либо человек среди вас пьёт вино или крепкие напитки, вот это нехорошо и непристойно перед лицом Отца вашего, кроме лишь когда вы собираетесь вместе, чтобы преподносить свои причастия перед Ним.
- И вот, это должно быть вино, да, чистое вино виноградной лозы и вашего собственного приготовления.
- И ещё: крепкие напитки не для живота, но для омовения вашего тела.
- И ещё: табак ни для тела, ни для живота, и он не полезен для человека, но, как трава, годен для ушибов и для больного скота и должен употребляться со здравым суждением и умением.
- И ещё: горячие напитки ни для тела, ни для живота.
Начиная с Пророка Джозефа Смита, все пророки Церкви интерпретировали фразу «горячие напитки» как «кофе и чай». Еще с начала 20 века руководители Церкви, ссылаясь на 89 раздел, учили, что для того, чтобы находиться на хорошем счету в Церкви, членам Церкви не следует употреблять алкоголь, табак, кофе и чай. Сейчас мы считаем эту рекомендацию заповедью. Мы знаем, что воздержание от этих веществ – одно из условий, необходимых для того, чтобы попасть в храм, а также быть достойным других благословений членства в Церкви.
Мой вопрос звучит так – является ли данное в этом разделе наставление о воздержании от алкоголя, табака, кофе и чая вечным, неизменным принципом или одним из способов применения какого-то более глубокого, фундаментального принципа?
Господь сказал нам, что Слово мудрости – это «принцип с обещанием» (У. и З. 89:3). Руководители Церкви утверждают, что члены Церкви не должны употреблять алкоголь, табак, кофе и чай, чтобы иметь возможность пользоваться всеми благословениями членства в Церкви. И этого принципа должны придерживаться все члены Церкви – вне зависимости от места проживания, возраста или пола. Исходя из этого, создается впечатление, что эта рекомендация является евангельским принципом.
Однако, евангельские принципы вечны и истинны для всех ситуаций вне зависимости от эпохи. Есть ли у нас подтверждение тому, что этот список из четырех веществ является вечным законом, применимым ко всем детям Бога, которые следуют Ему, вне зависимости от обстоятельств и эпохи, в которую они жили? Давайте рассмотрим несколько факторов.
Иисус Христос, Его ученики и древние пророки пили вино
В старом свете, а также и в библейские времена, употребление вина было довольно частым явлением. В Ветхом Завете говорится, что Господь принимал вино в качестве жертвенного приношения, и многие пророки пили вино. Тогда как пьянство порицалось, полный отказ от вина и других крепких напитков никогда не был частью закона.
Иоанн Креститель не «пил вина и сикера» (от Луки 1:15), однако также говорится, что Спаситель «ел и пил вино» (от Луки 7:34), и из-за этого Его называли «человеком, который любит есть и пить вино» (от Матфея 11:19). В Новом завете также сказано, что первым чудесным деянием Иисуса было превращение воды в вино (от Иоанна 2:1-11).
Слово мудрости не было дано как заповедь
Важно отметить, что 89 раздел Учения и Заветов не был дан «повелением или принуждением» (стих 2). Поэтому вначале руководители Церкви не относились к этому наставлению как к абсолютному правилу. Сам Джозеф Смит делал акцент на умеренность, а не на полный отказ от вредных веществ. Пусть и умеренно, но сам он и многие другие руководители Церкви в 19 веке какое-то время продолжали употреблять алкоголь, табак, кофе и чай.
Современные исключения из правила
В самом Слове мудрости Господь дает исключение из правила употребления вина: «Когда вы собираетесь вместе, чтобы преподносить свои причастия перед Ним» (стих 5). Однако руководители Церкви позднее изменили это правило, что опять же доказывает, что этот закон не является вечным и может быть изменен. Спаситель сказал, что когда-то Он будет «пить с [н]ами новое [вино]» (от Матфея 26:29, Учение и Заветы 27:5). Хотя некоторые люди утверждают, что вино, которое употреблялось раньше, не было подвержено брожению, я предполагаю, что мы возрадуемся любому напитку, который Спаситель предложит нам испить с Ним.
Мы также знаем, что Церковь позволяет исключение из правил в отношении употребления алкоголя, табака, кофе и чая в особых случаях – например в случае определенных медицинских показаний. В руководстве Церкви говорится, что такое исключение возможно «с позволения квалифицированного врача». Поэтому время от времени мы слышим о членах Церкви, которые употребляют какие-то из этих запрещенных веществ, так как верят, что это поможет им в лечении их заболевания.
Современные дополнения к правилу
Конечно же, алкоголь, табак, кофе и чай не являются единственными вредными веществами для нашего тела. Эти вещества были особенно популярны во времена Джозефа Смита. Без сомнения, следующие вещества настолько же вредны для наших тел, как и вышеперечисленные:
Кокаин и курительный кокаин
Метамфетамин
Марихуана
Опиум
МДМА (экстази)
ЛСД (кислота)
ПСП (ангельская пыль)
Конечно же, список веществ, вредных для тела включает в себя намного больше веществ. Тогда почему в Слове мудрости говорится только о четырех из них?
Бесспорно, руководители Церкви также исключают не только алкоголь, табак, кофе и чай. Они ясно дают нам понять, что и другие вещества должны быть добавлены в список, несмотря не то, что они конкретно не обозначены в 89 разделе. В главе о Слове мудрости в руководстве Церкви говорится:
«Члены Церкви не должны использовать никаких веществ, содержащих наркотические вещества. Члены Церкви также не должны использовать вредные или формирующие привыкание вещества, за исключением случаев, когда это осуществляется под надзором компетентного врача».
Доступность «вредных или формирующих привыкание веществ» может изменяться со временем и зависеть от места проживания. В каждом уголке мира можно найти какое-то широкодоступное вещество, которое можно добавить в этот список. В случае, когда члены Церкви сомневаются по поводу употребления какого-либо вещества, их призывают консультироваться с местными церковными руководителями.
Менее вредные и не такие сильные вещества также не должны употребляться. Однако, решение в этом вопросе остается за каждым индивидуальным членом Церкви. Старейшина Бойд К. Пэкер сказал:
«Люди пишут, спрашивая: „Какова позиция Церкви с точки зрения Слова Мудрости, например, по поводу газированных напитков?“ И мы думаем: „Почему они спрашивают обо этом?“ Ведь это только принцип, и вы вольны поступать так, как считаете нужным. Необязательно получать конкретные инструкции по каждому принципу и ждать официального заявления Церкви».
Если Старейшина Пэкер говорит, что Слово мудрости – это «принцип», что это за принцип?
Мой вывод
Я полагаю, что стихи 5-9 89 раздела Учения и Заветов не являются вечным заветом в следующей форме: «Я, Господь, выбираю алкоголь, табак, кофе и чай как вещества, которые никем и ни при каких обстоятельствах не должны употребляться». Вместо этого, я считаю, что Он выделил алкоголь, табак, кофе и чай как пример всех тех веществ, которые нам следует избегать.
Исходя из этого, кажется, что наставления по поводу употребления алкоголя, табака, кофе и чая представляют собой скорее один из способов применения принципа, а не сам принцип. Без сомнения, мы все еще должны воздерживаться от употребления этих веществ, так как церковные руководители ясно дали нам понять, что это ожидается от всех Святых последних дней. Однако, это наставление не является конечной целью – более важным является применение фундаментального принципа, о котором говорит Старейшина Пэкер.
В таком случае, что это за фундаментальный принцип? Разве мог Господь дать нам наставление по применению какого-то принципа, но не дать сам принцип? Говорится ли об этом принципе в 89 разделе? Где именно?
Оригинал этой статьи был опубликован на сайте Meridian Magazine. Автор Джейн Бёрч. Переводчик Ольга Малетина.