«И так как Он пребудет во плоти, Он назовется Сыном Божьим, и, подчинив плоть воле Отца, будучи Отцом и Сыном» (Мосия 15: 2).
Информация
В то время, когда его допрашивали священники отступнического царя Ноя, Пророк Авинадей увещевал: «Я хотел бы, чтобы вы поняли, что Сам Бог сойдет в среду детей человеческих и искупит Свой народ». «И так как Он пребудет во плоти плоти, — разъяснял Авинадей, — он назовется Сыном Божиим, и подчини(т) плоть воле Отца, будучи Отцом и Сыном». Поэтому Он может называться «Отцом — потому что Он был зачат силой Божьей; а Сыном из-за плоти; таким образом став Отцом и Сыном». Как заключил Авинадей: «И Они — Бог единый, да, истинный Отец Вечный неба и земли» (Мосия 15: 1-4).
Этому немного трудному для понимания учению уделяется большое внимание со стороны авторов аннотаций к доктринальным учениям и Священным Писаниям Святых последних дней. Но хотя взгляды на этот отрывок несколько отличаются, большинство переводчиков приходят к выводу, что там говорится о том, что роли Иисуса Христа изменчивы, а не о том, что Он есть «единый» с Отцом Бог, как в идее о Троице.
Иисус есть Отец, так как Он создал землю и все, что живет на ней.
В обращении от 1916 года Первое Президентство и Кворум Двенадцати разъяснили роли Иисуса Христа и то, что Христос — «Отец» из-за того, что Он является создателем земли, «Отец» для тех, кто принимает Его Евангелие, и Он имеет власть Бога-Отца по божественному праву. Это подтверждается пророками Книги Мормона, такими, как Вениамин, который заявил: «И будет Он назван Иисусом Христом, Сыном Божьим, Отцом неба и Земли, Творцом всего сущего от начала» (Мосия 3: 8; Геламан 14: 12). Если рассматривать выборочно, то 15 главу Мосии можно воспринять, как учение о Троице.
Но этот отрывок быстро теряет смысл, если вы изучите его в более широком контексте на фоне общего учения о Боге-Отце и Его Сыне в Книге Мормона (см. 3 Нефий 1: 14; 9: 15; 20: 31; Мормон 9: 12; Ефер 3: 14).
Важно также, как освещается этот отрывок, если читать его в древнем мезо-американском контексте.
Марк Алан Райт и Брант Гарднер прокомментировали так называемый древний мезо-американский «комплекс божества» или явление, когда «один бог может быть представлен с различными отличающимися друг от друга характеристиками или проявлениями. Их имена, атрибуты и сферы влияния изменчивы, но сохраняли свою индивидуальность. Каждая из идей, которая современному читателю, возможно, представляется, как отдельная личность, была, на самом деле, формированием комплексной сущности одного конкретного божества». Другими словами, религия древних майя позволяла определенному божеству взять на себя ряд изменяемых имен и атрибутов, оставаясь при этом отдельным, уникальным богом.
Имея это в виду, Райт и Гарднер утверждали, что «объяснение Авинадея в Мосия 15 о том, что Христос является и Отцом, и Сыном, также может быть прочитано, как пример «множественных проявлений одного божества», и, следовательно, может быть легко представлено, как древний нефийской вариант идеи майя о божественном союзе. Какие только изменения не присущи характеру или отношениям Бога-Отца ко Христу (они не вдруг стали «единым Богом» в тринитарном смысле), а роли Иисуса Христа, Его атрибуты и титулы, основаны на контексте того, как Он изображается или описывается.
Райт и Гарднер подчеркивают, что нефийцы жили в мире, где представить нефийского Бога (с несколькими именами), как единое божество с различными проявлениями в определенных обстоятельствах, было бы просто. Поэтому «Книга Мормона может читаться, как учение о том, что каждое Божество [т. е. Бог-Отец и Иисус Христос] имеет Свою идентичность, но иногда описывается в терминах с различными значениями».
Причина
Пророки Книги Мормона учили, что поскольку роли Иисуса Христа меняются, Он, следовательно, мог по праву носить множество имен. Поэтому Его называли, к примеру, Единородный Сын Божий (Иаков 4: 5), Вечный судья (Мороний 10: 34), Святой Мессия (2 Нефий 2: 6), Царь Небесный (2 Нефий 10:14), Посредник (2 Нефий 2: 28), Мессия (1 Нефий 1: 19) и Искупитель Израиля (1 Нефий 21: 7). На самом деле, Сьюзан Истон Блэк насчитала в Книге Мормона более ста различных имен или названий Иисуса, каждое из которых «отражает качество или характеристику Христа и выявляет в Нем что-то уникальное, важное и истинно вдохновляющее».
Изучение этой широко распространенной практики позволяет современному читателю понять сильное стремление во многих древних культурах, чтобы одаривать своих богов многочисленными названиями и наименованиями. Согласно Райту и Гарднеру, «комплексное божество майя подобным же образом расширяет внутренние качества божества, хотя и с более сложным пониманием, чем просто имя».
Понимание этой полноты имен, используемых в адрес Иисуса Христа в Книге Мормона, помогает читателям оценить различные роли Иисуса Христа, Его характерные черты, полномочия, отношения и личные качества. Размышления над этим списком помогают нам обратить внимание на личные отношения, которые каждый значимый автор в Книге Мормона имел с их Святым Мессией, их могущественным Спасителем и Сыном Бога Вечного.
Рассматривая Книгу Мормона в этом свете, те, кто читают ее, могут более полно оценить разнообразие формул, используемых в тексте, чтобы объяснить отношение между Отцом и Сыном. Это, конечно, включает в себя учения Авинадея, в котором основное внимание концентрируется на роли Иисуса Христа, как Бога Израилева и Отца сотворения, сошедшего на землю, чтобы искупить Свой народ (см. 1 Нефий 11).
Как писал Павел Ю. Хоскиссон: «Не может быть никаких сомнений в том, что Авинадей знал Спасителя, знал о Спасителе, и что много лет назад Он понимал уникальную роль и природу Спасителя. Христос сошел на землю, чтобы родиться среди детей Адама».
Соответственно, каждая из этих формул содержит существенные и уникальные значения и, следовательно, во многих отношениях, приглашает всех читателей Книги Мормона прийти к Нему, а также серьезно задуматься о том, как Христос исполняет для них Свои различные роли под руководством Отца, и как они могут стать более похожими на Него в слове и деле.
Оригинал этой статьи был впервые опубликован на сайте Book of Mormon Central. Переводчик Елена Шэннон.