На прошлой неделе в статье под названием «Переосмысление устоявшегося подхода к алкоголю, табаку, кофе и чаю», я обсудила вопрос о том, является ли запрет на употребление алкоголя, табака, чая и кофе, обозначенного в Слове мудрости, принципом или его применением. Напомню слова Старейшины Дэйвида А. Беднара:

«Принципы дают нам направление… Принципы не являются поведением или действием как таковым. Это, скорее, список правил, нацеленных на изменение поведения и действий».

Старейшина Беднар также сказал:

«„Применение“ подразумевает поведение, порядок действий, определенную практику и приемы, которые помогают нам реализовать доктрины евангелия в нашей жизни. Тогда как доктрины и принципы неизменны, их применение зависит от наших нужд и жизненных обстоятельств».

В попытке понять, является ли отказ от алкоголя, табака, кофе и чая вечным принципом или его применением, я рассмотрела следующие моменты:

  • Иисус Христос, Его ученики и древние пророки пили вино, и, согласно Библии, вино и другие крепкие напитки никогда полностью не запрещались.
  • Слово мудрости не было дано как заповедь, и многие пророки последних дней и другие руководители Церкви не следовали этому закону в точности в XIX веке.
  • В наше время существуют исключения к применению этого закона (чаще всего в медицинских целях по предписанию квалифицированного врача).
  • В наши дни руководители Церкви также добавляют к этому закону использование нелегальных наркотиков и других вредных и формирующих привыкание веществ.

Принимая во внимание эти важные аспекты, я пришла к выводу, что запрет на употребление алкоголя, табака, кофе и чая является всего лишь одним из способов применения принципа, а не самим принципом. Конечно же, применение этого закона очень важно — не зря Церковные руководители настоятельно просят нас воздерживаться от этих веществ. Поэтому, несмотря на то, что этот закон, возможно, и не является вечным, от нас требуется следование ему в наши дни.

Отсюда, если мы будем рассматривать этот запрет как применение важного принципа, назревает вопрос: так как применение закона всегда основано на каком-то фундаментальном евангельском принципе, какой тогда принцип лежит в основе Слова мудрости?

Какой принцип лежит в основе запрета?

Какой же вечный, неизменный принцип лежит в основе «Доктрины Слова мудрости» и дает нам наставление по употреблению алкоголя, табака, чая и кофе?

Для возможной подсказки, давайте сначала обратимся к типичным наставлениям руководителей Церкви:

«Нам следует избегать любых вредных и формирующих привыкание веществ» (Марк Е. Петерсон).

«Существует множество формирующих привыкание и зависимость веществ, которые человек может жевать, вдыхать или вкалывать. Они могут повредить как телу, так и духу, и о них не говорится в откровении» (Бойд К. Пэкер).

«Избегайте любой зависимости… Господь в Своей мудрости предупредил нас, что мы должны полностью исключить употребление вредных для нашего организма веществ» (Джеймс Е. Фауст).

Похожие заявления можно также найти и в официальных изданиях Церкви:

«Все вредные вещества, которые люди намеренно принимают внутрь, не согласуются со Словом Мудрости» (Верой сильны: Евангельский справочник).

«Члены Церкви не должны использовать никаких веществ, содержащих наркотические вещества. Члены Церкви также не должны использовать вредные или формирующие привыкание вещества, за исключением случаев, когда это осуществляется под надзором компетентного врача» (Книга 2: Руководство Церкви).

Если мы внимательно прочтем эти наставления, мы увидим, что руководители Церкви предостерегают нас избегать употребления веществ, которые:

  • вредны для нашего тела;
  • вызывают привыкание;
  • вызывают зависимость

Обратите внимание на то, как принцип, который призывает нас «избегать употребления вредных веществ», можно применить ко всем детям Бога. Конечно же, вещество, которое может быть вредным в одной ситуации (употребление морфия) может быть необходимым в другой (после операции), но принцип остается тем же — мы должны избегать употребление веществ, которые могут нам повредить.

Есть ли в 89 разделе подтверждение этому принципу? Я полагаю, что оно находится в 5 стихе:

«Это нехорошо и непристойно перед лицом Отца вашего» (Учение и Заветы 89:5).

Затем Господь говорит, что табак «ни для тела, ни для живота» (стих 8), и горячие напитки также «ни для тела, ни для живота» (стих 9).

Обратите внимание на то, как наставление об отказе от всего, что «нехорошо и непристойно перед лицом Отца» звучит как вечный евангельский принцип, как будто бы он подходит во всех ситуациях.

Можно также обратиться и к другим стихам в Священных Писаниях, подкрепляющим Слово мудрости:

«Тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа… Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии» (1 Коринфянам 6:19-20).

«Представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу» (Римлянам 12:1).

«Едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию» (1 Коринфянам 10:31).

Любое из этих наставлений можно счесть за вечный принцип здоровья. Если мы будем придерживаться этих принципов, то это будет означать, что мы не только должны избегать вредных для нашего тела веществ, но также свято относиться к нашему телу, помня, что оно принадлежит Богу.

Как бы изменились наши привычки в еде, если бы мы относились к нашему телу как к телу Божию или если бы мы употребляли в пищу только то, что прославляло бы Бога?

Почему только эти четыре вещества?

Если Господь наставляет нас не употреблять вредные нашему тела вещества, почему же Он тогда выделил только эти четыре (алкоголь, табак, кофе и чай) как «непригодные» для употребления? Позвольте мне поделиться с вами несколькими соображениями.

Как бы ни был полезен совет о том, что «людям следует избегать вредных веществ», история показывает, что этот совет не очень-то целесообразный. Во-первых, определить что полезно, а что вредно не так-то легко. Полагаясь на то, как мы «чувствуем» о каком-то веществе, когда пытаемся определить, что полезно, а что нет – не самый лучший способ, так как много веществ, которые помогают нам «чувствовать хорошо» в конечном итоге могут повредить нам. Во-вторых, советы образованных людей и диетологов зачастую неоднозначны, а иногда даже и совершенно противоположны. Часто даже специалисты расходятся во мнениях, так что мы не можем полностью полагаться на мнения умных людей или науки в целом. Последнее, и самое немаловажное, здесь то, что люди могут очень искусно находить оправдание и логически обосновывать все то, что им очень хочется делать. Поэтому неудивительно, что можно найти бесчисленное количество умных людей, которые, невзирая на весомые убедительные доказательства обратному, предоставят вам море всевозможных разумных объяснений тому, почему такие вещества как алкоголь, табак, чай и кофе не являются вредными для человека (или, по крайней мере, не такими вредными, чтобы полностью отказаться от них).

Мне представляется очевидным, что Бог в Своей милости к нам поступил мудро, обозначив несколько конкретных примеров тому, какие вещества вредны для нашего тела. И сделал Он это довольно прямолинейно, четко обозначив все те вещества, которые имели наиболее распространенное употребление на то время, когда было дано это откровение. В 1833 году, скорее всего, не нашлось бы ни одного Святого последних дней, который не употреблял хотя бы одно или два из этих веществ.

Для нас, живущих в XXI веке, может показаться, что откровение об отказе от вредных веществ должно было быть весьма понятным для Святых того времени. Однако, все было совсем не так. И, хотя многие Святые полностью отказались от этих веществ, еще больше Святых (включая многих руководителей Церкви) не придерживались закона в его полноте. И этому есть множество причин, включая то факт, что это откровение было дано «не повелением или принуждением» (Учение и Заветы 89:2). Другие причины очень похожи на те, из-за которых Святым трудно следовать этому откровению в наши дни — например, когда дело касается тех веществ, о которых не говорится конкретно. Все мы знаем, что отказаться от чего-то, что тебе очень нравится, или от чего ты зависишь, очень трудно.

На протяжении всего XIX века церковные руководители постоянно подчеркивали важность наставлений, данных в Слове Мудрости, но не выделяли его как абсолютное правило для всех членов Церкви. В то время их советы больше склонялись в сторону личного вдохновения, умеренности и здравого смысла. Существовало также много исключений, например, для пожилых Святых, привычки которых сформировались очень давно. Или для скандинавских иммигрантов, которые пили кофе, так как это было неотъемлемой частью их культуры. Также, в то время в соответствии со Словом мудрости, церковные руководители призывали Святых употреблять цельные растительные продукты, пшеницу, фрукты и овощи, и поощряли умеренное потребление мяса.

В XIX и начале XX века церковные руководители усердно пытались убедить Святых относиться к Слову мудрости более серьезно, однако им это не очень хорошо удавалось. Все больше и больше их наставления концентрировались на ограничении потребления алкоголя, табака, кофе и чая, когда в конце концов, под руководством Президента Хибера Дж. Гранта Церковь начала ограничивать привилегии членства в Церкви за непослушание закону Слова Мудрости — в том числе, это касалось возможности посещения храма.

Четкое указание по поводу отказа от алкоголя, табака, кофе и чая позволило точно знать, что именно ожидалось от Святых. Ясные и понятные рамки всегда помогали лучше контролировать cоблюдение любого закона, а наказания за его несоблюдение помогает еще больше. Вместе с учениями церковных руководителей это изменение наконец привело к тому, что отказ от этих веществ стал нормой.

Представьте на минуту, каковой была бы ситуация, если бы Церковь вместо этого сделала акцент в пользу отказа от всего, что является «вредным и формирующим привыкание и зависимость». Попытка внедрения такого учения вызвала бы неразбериху и разногласия по поводу того, что именно входило бы в этот список, а что нет. И конечно же, если бы Церковь попыталась укоренить дополнительное наставление об употреблении «полезных» трав, умеренного употребления мяса и употребление зерна «для поддержания жизни», контроль по соблюдению такого закона был бы практически невозможен, что привело бы к полному краху всей этой затеи.

Акцент на отказе от алкоголя, табака, кофе и чая, помог лучше понимать и оценивать уровень послушания Слову мудрости. Однако может ли быть так, что некоторые члены Церкви приняли алкоголь, табак, кофе и чай за букву закона, а не пример того, за чем на самом деле стоял более фундаментальный принцип? Может ли быть так, что акцент на такое практическое применение евангельского принципа привел к тому, что члены Церкви никогда не пытались более глубоко изучить и принять стоящий за этим более важный евангельский принцип?

Почему это важно?

Почему важно разобраться в том, является ли запрет на употребление алкоголя, табака, кофе и чая принципом или одним из способов применения стоящего за этим законом принципа? Имеет ли это значение раз члены Церкви избегают эти вещества? Давайте посмотрим, как закон Моисеев помогает нам понять разницу между принципом и его применением.

Дети Израилевы не торопились вспоминать Господа Своего, поэтому им был дан «закон, который они должны были строго соблюдать изо дня в день» (Мосия 13:30). Закон Моисеев также содержал конкретные правила по соблюдению дня субботнего в святости. Однако, недостаток таких конкретных правил применения принципа заключается в том, что люди начинают думать, что если они следуют букве закона, они следуют самому принципу. Но мы знаем, что это не так.

Господь не хочет, чтобы мы только внешне показывали свое повиновение. Он хочет, чтобы мы следовали закону в наших сердцах. Недостаточно быть праведными только в наших делах, мы должны служить Ему всем нашим сердцем, мощью, разумом и силой. Именно поэтому нам часто напоминают о важности следования духу закона.

Многие мормоны думают, что Слово мудрости — это отказ от употребления алкоголя, табака, кофе и чая, однако Слово Мудрости не является просто списком того, что можно, и что нельзя. Господь дал нам этот закон как «принцип с обещанием» (Учение и Заветы 89:3). И этот принцип основан на доктрине. Наши руководители неоднократно учили, что суть Слова мудрости заключается в том, чтобы научиться чтить наши тела как храм и дар Божий, и делать это не только для того, чтобы быть здоровыми, но также для того, чтобы получить больше знаний и мудрости, которые Господь уготовил для нас.

Для многих Святых XIX века знания о принципе ухода за своим телом как за храмом не было достаточно, чтобы выработать более серьезное отношение к соблюдению закона Слова мудрости, какое хотел бы видеть Господь. Конкретные примеры, однако, помогли. Помогли также и неустанные проповеди церковных руководителей и установленные наказания за неповиновение. Однако это привело и к нежелательным последствиям. Это привело к тому, что для Святых было проще игнорировать стоящий за этим законом принцип, и довольствоваться тем, что они избегали употребления тех веществ, которые были конкретно обозначены Церковью.

Я верю, что мы все еще живем с последствиями нашей истории. У нас, мормонов, очень хорошо получается отказываться от алкоголя, табака, кофе и чая (и мы очень благословлены за это!), но насколько хорошо мы следуем следующим, более важным принципам?

  • избегайте всех вредных веществ, вызывающих привыкание и зависимость;
  • избегайте всего, что «нехорошо и непристойно» для употребления;
  • относитесь к своему телу как храму Божию и прославляйте Бога в теле своем;
  • свято чтите, уважайте и заботьтесь о своем теле

Насколько бы ни были важны наставления церковных руководителей о том, что нам следует отказаться от алкоголя, табака, кофе и чая, намного важнее следовать вышеперечисленным принципам.

Что было бы, если бы мы в первую очередь следовали доктрине и принципу Слова мудрости? Что бы произошло, если бы мы позволили Господу выполнить то, что Он сказал в Новом завете: «Вложу законы Мои в сердца их, и в мыслях их напишу их» (Евреям 10:16). Если воля Господа была начертана на наших сердцах и мыслях, разве мы не могли бы с легкостью определять что нам следует, а что не следует употреблять? Разве бы нам не было проще следовать Его наставлению?

Оригинал этой статьи был опубликован на сайте Meridian Magazine. Автор Джейн Бёрч. Переводчик Ольга Малетина.