Некоторые утверждают, что «откровение» или «горение в груди», к которым обращаются Святые последних дней, субъективны, основаны на эмоциях. И, следовательно, неэффективны, ненадежны и подвержены самообману.
Сказать, что откровения Святых последних дней исключительно или преимущественно являются «эмоциональными», является фундаментальным заблуждением или неверным утверждением.
Единое свидетельство разума и сердца – ключ к доктрине Святых последних дней. Во многих случаях задействовано даже тело, отсюда и использование выражения «горение в груди». В концепции человеческого опыта мы не разделены на отдельные части, называемые эмоциональными, интеллектуальными и физическими.
Подход Святых к человеческому опыту является целостным. Он предполагает одновременную и неразрывную работу всех наших способностей. Согласно Священному Писанию, «и дух и тело суть душа человека» (У. и 3. 88:15). Мы больше, чем просто сумма нашей внутренней и внешней частей. Обычно невозможно и нежелательно отвергать и закрывать какую-либо из наших способностей. Все они вместе дают полезные и действенные способы познать себя, мир и Бога. Все они вовлечены в получение духовного опыта.
Духовный опыт Святых последних дней имеет интеллектуальное содержание, а также эмоциональные элементы покоя или радости.
Соответственно, «духовный» опыт Святых последних дней имеет интеллектуальное содержание. Но также и физические явления, которые могут включать в себя элементы покоя или радости. В первые дни Церкви Оливер Каудери получил через Джозефа Смита следующее откровение:
Истинно, истинно говорю я тебе: если желаешь иметь дополнительное свидетельство, вспоминай о ту ночь, когда ты взывал ко Мне в своем сердце, чтобы ты мог узнать об истинности всего этого.. Разве не успокоил Я разум твой по этому вопросу? Какое более великое свидетельство можешь ты иметь,чем свидетельство от Бога? (У. и 3. 6: 22–23)
Заметьте, что информация передается «разуму», и интеллектуальный дар сопровождает чувство покоя. Кроме того, избавление от более поздних сомнений или опасений заключается не только в опоре на «чувство», а в увещевании вспомнить конкретную информацию, переданную ранее. Это соответствует образцу откровения, который позже Бог объяснил Оливеру Каудери, когда тот попытался участвовать в процессе перевода Книги Мормона:
Вот, ты не понял; ты полагал, что Я дам тебе это тогда, когда ты думал лишь о том, чтобы попросить Меня.8 Но вот, говорю Я тебе, что ты должен аобдумать в своём разуме; а затем ты должен бспросить Меня, правильно ли это, и если правильно, Я сделаю так, что в вгруди твоей гвозгорится; поэтому будешь дчувствовать, что это правильно.9 Но если это будет неправильно, ты подобных чувств иметь не будешь; мысли твои аостановятся, и это будет причиной того, что ты забудешь неправильное…(У. и З. 9:7-9).
Опять же, необходимо объединенное свидетельство интеллекта и сердца. Если такового нет, то откровение еще не подтвердило рассматриваемый вопрос. Любой, кто полагается исключительно на какую-то одну способность – будь то чувство, рассуждение или физические ощущения – не понимает должным образом подход Святых к истинному духовному свидетельству.
Разговор о «чувствах» не означает просто переживание «эмоции».
Конечно, многие члены Церкви будут говорить о том, что они «чувствовали», когда молились. Или имели другой опыт общения с Богом. Тем не менее, в корне неверно истолковывать эти переживания, чтобы предположить (как часто делают критики), что разговор о «чувстве» означает просто переживание «эмоции».
В этих описаниях не хватает словарного запаса. Проблема с ними скорее смысловая, чем существенная. В некотором смысле член Церкви находится в тупике. Ведь нет подходящего, доступного слова для описания того, что происходит во время духовного опыта. Эти переживания невыразимы. По определению они не поддаются описанию. Поскольку немногие из нас обладают поэтическими и метафорическими способностями пророков, таких как Исайя и Иоанн, нам остаётся сделать все возможное, чтобы передать то, что мы испытали, наиболее доступными словами. Это снизит возможность их неверно истолковать.
Скептик не может представить себе, как кто-либо может получить знания каким-либо другим способом, кроме его собственного. Он не может поверить, что какой-либо человек испытал что-то такое, чего не испытал он. . . . «Я никогда не видел видения, – говорит [скептик], – поэтому у Джозефа Смита никогда не было его. Я видел сны [или имел эмоционально волнующие переживания], поэтому у Джозефа Смита было нечто подобное».
Ранние христиане испытывали чувства, похожие на «горение в груди».
Иустин Мученик написал в своей книге «Диалог с Трифоном» о своем обращении. “Он был философом, пока не встретил старика, который познакомил его с еврейскими пророками. Тогда «пламя воспламенило его сердце», и он обнаружил, что «одна только эта философия (христианство) является надежной и полезной». Пастырь Ерма, книга которого когда-то входил в число Священных Писаний, гласит:
«Есть два ангела с человеком – один праведный, а другой неправедный… Ангел праведности тих и скромен, кроток и миролюбив. Когда он возносится в ваше сердце, он говорит вам о праведности, чистоте, целомудрии, довольстве и всех других праведных поступках и славных добродетелях. Когда все это войдет в ваше сердце, знайте, что ангел праведности с вами».
Даллин Х. Оукс (1997):
«Несомненно, слово «горение» в этом отрывке означает чувство комфорта и безмятежности. Это свидетельство, которое получают многие. Так работает откровение» Что означает «горение в груди»? Должно ли это быть ощущение выделения тепла, как при горении огня? Если в этом смысл, у меня никогда не было ожогов в груди. Несомненно, слово «горение» в этом отрывке означает чувство комфорта и безмятежности. Это свидетельство, которое получают многие. Так работает откровение.
Сектантские критики и библейские корни пылающих чувств
Сектантские критики также преуменьшают роль обращения к духовным переживаниям, сравнивая их с чем-то «приятным, теплым и пушистым» или просто чем-то, что «чувствуется просто при просмотре голливудского фильма».
![Воскресший Иисус является Апостолам](https://morefaith.ru/files/2016/04/воскресший-иисус-апостолы.jpg)
Однако странно, критики-сектанты апеллируют к тому,что выражение «горение в груди» используется лишь в сообществе святых, тогда как корни этой идиомы находятся в самой Библии. После воскресения Иисус шел с двумя учениками по дороге в Эммаус. Они не узнали Иисуса. Но слушали Его. Потому, что «начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нём во всем Писании» (от Луки 24:27).
После того, как Иисус преломил с ними хлеб, Он явился ученикам и исчез из виду. Интересно, что они не говорили друг другу: «Мы должны были знать, что это Иисус, из-за его библейского учения». Скорее, их объяснения выходили за рамки их интеллектуальных способностей. Они сказали:
«И они сказали друг другу: не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание?» (от Луки 24:32).
Точно так же упоминание о «горении» в сердце можно найти в Псалме:
«Воспламенилось сердце моё во мне; в мыслях моих возгорелся огонь; я стал говорить языком моим» (Псалом 38:4).
Я сделаю так, что в груди твоей возгорится
Совет Господа Оливеру Каудери имеет смысл в этом контексте:
«Но вот, говорю Я тебе, что ты должен обдумать в своём разуме; а затем ты должен спросить Меня, правильно ли это, и если правильно, Я сделаю так, что в груди твоей возгорится; поэтому будешь чувствовать, что это правильно» (У.и З. 9:8).
Кажется маловероятным, что сектантские критики, которые обычно стараются придерживаться Библии в меру своего понимания, отвергнут свидетельство учеников Иисуса, потому что оно было описано словами, обращенными к Святым, такими как «гореть» и «сердце».
Конечно, сектанты не стали бы утверждать, что учениками в упомянутом стихе (от Луки 24:32) двигали только эмоции или что они испытывали какое-то необычайное возбуждение просто потому, что ссылались на свои чувства, когда говорили друг с другом о пребывании в присутствии святого существа. Ученики эти не были новичками. Они знали, что значит испытать влияние Христа, и они смогли распознали это чувство.
Человеческая природа остается неизменной, и в наши времена, люди, испытавшие духовные свидетельства, могут чувствовать разницу между духовными ощущениями и эмоциональным порывом при просмотре голливудского фильма. В конечном итоге, как учит нас Библия, мы верим, что Господь откроет истину:
Надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой. Во всех путях твоих познавай Его, и Он направит стези твои (Притчи 3:5-6).
Оригинал этой статьи был опубликован на сайте Fair Latter-Day Saints под названием Holy Ghost/Burning in the bosom.
Переводчик Анна Селимова