Положительная дисциплина: что же это такое?
Вот классический сценарий воспитания: ваш ребенок бьет или дразнит своего младшего брата. Вы пробовали сажать его в угол, лишать привилегий, разговаривать с ними об этом и так далее, но они все равно не ладят и серьезно испытывают ваше терпение.
Наличие евангельской перспективы на положение родителя действительно помогает. Даже члены Первого Президентства и Кворума Двенадцати поделились несколькими замечательными советами по воспитанию детей. Но трудно понять, как применить некоторые из тех принципов, что вы изучаете в церкви, к своей повседневной жизни дома.
Положительная дисциплина предназначена для всех тех родителей, которые «подвизаются добрым подвигом», а иногда, по общему согласию, и не совсем добрым, со своими детьми, и хотели бы иметь более спокойную и счастливую жизнь дома.
Когда-то я учила детей дошкольного возраста. Как вы можете себе представить, 25-30 детей в возрасте от 3 до 6 лет с двумя или тремя взрослыми, может быть залогом провала. Но все было совсем не так. Одна из причин — это потому, что нас, учителей, обучали методу «положительная дисциплина». Наша школа также проводила семинары для родителей, посвященные положительной дисциплине.
«Положительная дисциплина» — это метод, созданный Джейн Нельсон, доктором педагогических наук, для родителей, чтобы они решительно и по-доброму учили детей тому, какое поведение приемлемо дома. В то время, когда многие традиционные методы сосредоточены на наказании, «положительная дисциплина» связана именно с дисциплиной. Дисциплина происходит от латинского слова disciplina, что означает «давать указания или учить».
Положительная дисциплина подразумевает пять критериев:
- Принадлежность и значение: дети чувствуют безопасную и любящую связь с родителями.
- Доброта и твердость: родители могут ободрать и уважать, при этом устанавливая границы.
- Долгосрочная эффективность: положительная дисциплина учитывает то, что ребенок должен учиться надолго, а не просто перестать что-то делать в определенный момент.
- Социальные и жизненные навыки: дети учатся уважению, сочувствию, навыкам решения проблем и взаимодействия в семье, школе и обществе.
- Способность: положительная дисциплина уважает свободу выбора ребенка; она стремится балансировать автономию с ответственностью.
Вот пять советов по позитивной дисциплине и их использованию:
1. Понимать, что стоит за поведением
Обычно дети хотят вести себя хорошо. Если же происходит по-другому, для этого чаще всего есть причина.
Так почему Вова задирает Сережу? Может ли это быть его способ привлечь ваше внимание? Стремление к власти? Ревность?
Если ваш ребенок достаточно взрослый, вы можете искренне, спокойно и благополучно поговорить с ними об этом. Спросите, понимают ли они причину своих действий. Спросите их, что им может быть нужно.
Более маленькие дети могут быть не настолько проницательными. Это нормально спросить их, но, скорее всего, вам потребуется более серьезная детективная работа. Попробуйте провести некоторое время с вашим ребенком, а затем посмотрите, меняется ли его или ее поведение. Если вы заметите, что вступаете в силовое противоборство со своим ребенком, попробуйте доверить ему или ей важную ответственность.
Как только вы узнаете, что движет этим поведением, вы сможете решить проблему с гораздо более долгосрочным результатом. Это как вытаскивать сорняк, а не косить его.
2. Установить четкие ожидания и быть последовательными
Когда вы устали или заняты, легко смотреть на поведение ребенка с надеждой, что это пройдет.
На самом же деле, дети отчаянно нуждаются в ясности и последовательности. Это один из самых важных принципов, которых мы придерживаемся в наших дошкольных классах.
Серьезно поразмышляйте о правилах вашего дома. Затем соберитесь с вашими детьми и обсудите эти правила вместе, включая последствия, если кто-то зайдет слишком далеко. Например, если ваш ребенок бьет кого-то, они должны знать, что вы удалите их из этой ситуации.
Как только ваши дети станут достаточно взрослыми, чтобы спорить с правилами, вы, возможно, захотите провести еще одно собрание. На нем вы можете посоветоваться со своими детьми о том, какие правила и последствия справедливы для всех. Когда вы закончите, вы можете получить устное или даже письменное согласие своих детей о том, что все будут следовать этим правилам.
Как только вы разберетесь с правилами, важно осуществлять и последовательно следовать им, независимо от того, что вы чувствуете. Это лучше всего послужит вашей семье в долгосрочной перспективе.
3. Контролируйте себя, а не вашего ребенка
Воспитание – это постоянная и утомительная работа. Трудно всегда сохранять контроль. Однако наиболее эффективным способом научить хорошему поведению является следование образцу хорошего поведения. У вас могут существовать строгие правила в семье, но в то же время, вы можете учить им по-доброму и с великодушием только, если контролируете свои эмоции.
Если вам нужно какое-то время, чтобы остыть, смело посчитайте до 10, сделайте глубокий вдох или даже уйдите, прежде чем отвечать. Вы можете позже вернуться к ситуации и найти добрые, мягкие слова и эффективные способы для разрешения конфликтов.
4. Переадресовывайте, переадресовывайте, переадресовывайте
Переадресовка — это ключ, особенно для детей младшего возраста. Слова «нет» и «нет» могут быть утомительными и неэффективными. Вместо этого вы можете направить их внимание на другую активность.
Если ваш ребенок начнет капризничать в церкви или в офисе стоматолога, возможно, вам надо дать им ключи или игрушку, чтобы поиграть с ними, и перевести их внимание со скуки или дискомфорта.
Если ваш более взрослый ребенок просит о том, чтобы прийти домой после положенного времени, вместо того, чтобы просто сказать на словах «нет», вы можете ответить: «Ну, это важно, чтобы ты был дома вовремя, чтобы завтра ты был готов к школе». Потом поговорите о школе или о чем-то еще; не ждите ответа.
5. Обращайте внимание только на то поведение, которое вам нравится.
Дети готовы приложить много усилий ради небольшого внимания. Если они обнаруживают, что привлекают больше вашего внимания, когда капризничают, их шансы повторить это поведение позже также возрастают. Иногда лучше всего уйти или проигнорировать неправильные поступки. Потом, когда ребенок делает что-то хорошее, обратите вместо этого внимание на это поведение.
Например, вашему малышу может доставлять удовольствие игра, когда он бросает ложку на пол, чтобы вы ее подбирали. Вместо того, чтобы играть в эту игру, пусть они едят свою еду руками. Потом подчеркните что-нибудь хорошее в отношении их пищи: «Ты съел все свои овощи? Это замечательно!»
Эти советы — всего лишь образец принципов и приложений, предлагаемых моделью положительной дисциплины. Я рекомендую вам изучить эту тему поглубже самостоятельно.
Оригинал статьи был опубликован на сайте Mormon Hub. Автор Мелани Блейкли. Переводчик Елена Шэннон.