Позитивная дисциплина: что это?
Вот классический сценарий воспитания: ваш ребенок бьет или дразнит своего младшего брата или сестру. Вы пробовали тайм-ауты, лишали его привилегий, говорили с ними об этом и многое другое, но они все еще не ладят, и это становится испытанием для вашего терпения.
Эта ситуация позволяет взглянуть на родительство с евангельской точки зрения. Члены Первого Президентства и Кворума Двенадцати дали немало замечательных советов по воспитанию детей. Но трудно понять, как применить некоторые принципы, которые вы изучаете в церкви, в повседневной жизни дома.
Позитивная дисциплина предназначена для всех тех родителей, которые ведут праведную борьбу – а иногда, по общему признанию, неправедную борьбу – со своими детьми и хотели бы иметь более мирную и счастливую семейную жизнь.
Когда-то я обучала дошкольников. Как вы можете себе представить, 25-30 детей в возрасте от 3 до 6 лет с двумя или тремя взрослыми способны стать рецептом катастрофы. Но дело в том, что этого не происходило. Одна из причин заключалась в том, что мы, учителя, прошли обучение по методу под названием «Позитивная дисциплина». В нашей школе также проводились семинары по обучению родителей позитивной дисциплине.
Позитивная дисциплина – это метод, созданный Джейн Нельсон, доктором в области педагогической психологии. Этот метод помогает родителям твердо и доброжелательно направлять детей в том, какое поведение приемлемо. В то время как многие традиционные методы сосредоточены на наказании, позитивная дисциплина – это именно дисциплина. Понятие дисциплина происходит от латинского слова «disciplina», что означает «давать наставления или учить».
Позитивная дисциплина имеет пять ключевых критериев:
![](https://thirdhour.org/wp-content/uploads/2018/03/family-1.jpg)
1. Принадлежность и значение: Дети чувствуют безопасную и любящую связь со своими родителями.
2. Доброта и твердость. Родители могут ободрять и уважать их даже требуя соблюдения границ.
3. Долгосрочная эффективность. Позитивная дисциплина учитывает то, чему ребенок учится в долгосрочной перспективе, а не заставляет его остановиться именно в этот момент.
4. Социальные и жизненные навыки: дети учатся уважению, сочувствию, навыкам решения проблем и сотрудничеству дома, в школе и в обществе.
5. Способность: Позитивная дисциплина уважает свободу воли детей; она стремится уравновесить независимость и ответственность.
Вот пять советов по позитивной дисциплине, которым нужно следовать, и способы их применения:
Понять значение поведения
![](https://images.pexels.com/photos/208106/pexels-photo-208106.jpeg?w=940&h=650&auto=compress&cs=tinysrgb)
Дети обычно хотят хорошо себя вести. Если они этого не делают, обычно на то есть причина.
Так почему Джонни придирается к Стивену? Может ли это быть его способом привлечь ваше внимание? Он ищет власти? Он ревнует?
Если ваш ребенок достаточно взрослый, вы можете искренне, мягко и спокойно поговорить с ним об этом. Спросите его, знает ли он причину своих действий. Спросите, что может ему помочь.
Младшие дети могут быть не такими проницательными. Спросить их – это нормально, но, скорее всего, потребуется дополнительная исследовательская работа. Попробуйте провести с ребенком какое-то время, а затем посмотрите, не изменится ли его поведение. Если вы столкнулись с проблемой борьбы за власть со своим ребенком, попробуйте доверить ему или ей важную ответственность.
Как только вы узнаете, что движет таким поведением, вы сможете решить проблему гораздо более долгосрочно. Это как вырвать сорняк, а не косить его.
Четко сформулируйте ожидания и будьте последовательны
Когда вы устали или заняты, легко взглянуть на поведение ребенка и просто надеяться, что оно пройдет.
Однако в действительности дети отчаянно нуждаются в ясности и последовательности. Это один из важнейших принципов, которого мы, учителя, придерживаемся в дошкольных классах.
Тщательно обдумайте свои домашние правила. Затем назначьте встречу со своими детьми, на которой вы вместе обсудите эти правила, включая последствия пересечения черты. Например, если ваш ребенок кого-то ударит, он должен знать, что вы удалите его из ситуации.
Когда ваши дети станут достаточно взрослыми, чтобы спорить с правилами, вы можете провести еще одну встречу. Здесь вы можете посоветоваться со своими детьми, какие правила и последствия справедливы для всех. Когда вы закончите, вы можете получить устное или даже письменное согласие своих детей, заявив, что все будут следовать этим правилам.
После того, как правила были прояснены, важно обеспечивать их соблюдение и последовательно соблюдать, независимо от того, как вы себя чувствуете. Это послужит вашей семье наилучшим образом в долгосрочной перспективе.
Контролируйте себя, а не своего ребенка
![](https://thirdhour.org/wp-content/uploads/2018/03/relaxing.jpg)
Воспитание – постоянная и утомительная работа. Всегда бывает сложно держать все под контролем. Однако самый эффективный способ научить хорошему поведению – это демонстрировать хорошее поведение. Вы можете иметь строгие правила в своем доме и в то же время доброжелательно и активно их соблюдать, но только если вы контролируете свои эмоции.
Если вам нужно время, чтобы остыть, не бойтесь сосчитать до 10, сделайте глубокий вдох или даже уйдите, прежде чем ответить. Затем вы можете вернуться к ситуации и продемонстрировать навыки эффективного разрешения конфликтов.
Перенаправлять, перенаправлять, перенаправлять
![](https://thirdhour.org/wp-content/uploads/2018/03/child-doll-1.jpg)
Перенаправление является ключевым моментом, особенно для детей младшего возраста. Приказания «нет» и «не надо» могут быть утомительными и неэффективными. Вместо этого вы можете перенаправить их на другое действие.
Если ваш ребенок начинает капризничать в церкви или у стоматолога, возможно, пришло время дать ему свои ключи или игрушку, чтобы с ней поиграть, чтобы отвлечь его внимание от скуки или дискомфорта.
Если ваш старший ребенок просит разрешения вернуться домой после установленного часа, вместо того, чтобы просто использовать слово «нет», вы можете сказать: «Важно, чтобы ты был дома до условленного часа, чтобы ты мог быть готов завтра в школу». Затем начните говорить о школе или о чем-то другом; не ждите, пока они ответят.
Обращайте внимание только на то, что вам нравится
![](https://thirdhour.org/wp-content/uploads/2018/03/toddler-eating.jpg)
За небольшим вниманием детям придется пройти долгий путь. Если они обнаруживают, что ваше внимание возрастает, когда они действуют, их шансы повторить действие позже также могут возрасти. Иногда стоит уйти от плохого поведения или игнорировать его. Затем, когда ребенок делает что-то хорошее, вместо этого обратите внимание на это поведение.
Например, вашему малышу может понравиться игра, в которой он бросает ложку на пол, чтобы вы могли ее поднять. Вместо того, чтобы играть в эту игру, позвольте ему есть пищу руками. Затем укажите на что-нибудь хорошее в их еде: «Ты съел овощи? Молодец!»
Эти советы являются лишь примером принципов и приложений, предлагаемых моделью позитивной дисциплины, которые вы можете использовать со своими детьми.
Оригинал этой статьи был написан Мелани Блейкли и был опубликован на сайте Thirdhour под названием What the Heck is Positive Discipline Parenting?
[Русский] ©2021 LDS Living, A Division of Deseret Book Company | English ©2021 LDS Living, A Division of Deseret Book Company.