В жизни нет единых правил игры.

Некоторые дети рождаются обеспеченными на всю жизнь; другие в бедных семьях. Некоторые доживают до 105 лет; другие умирают детьми. Некоторые люди живут здоровой жизнью; некоторые видят нескончаемый поток врачей, никогда не находя лекарства от своей болезни. Список можно продолжать и продолжать, но на этом я закончу.

В жизни столько всего: смех, безумство, красота, грусть, чудеса, ужасы. Но единственное, чего наверняка нет? Справедливости.

И в каком-то смысле это именно так, ведь правда в том, что, хотя Бог совершенен, Он «несправедлив».

Требует ли Бог чего-то от одних из своих детей, но не от других?

Усталый мужчина в кресле

Недавно я прочитала совершенно невероятную книгу Тома Кристоферсона «Как мы можем быть одним целым: взгляд геев-мормонов на веру и семью». Для тех из вас, кто ее не читал, в книге рассказывается об уходе Тома из Церкви и его возможном возвращении. Читая, я была глубоко потрясена словами Тома:

«По моему собственному опыту, после того, как я вернулся в церковь и начал чаще ощущать свидетельство Духа, наступил момент, когда я почувствовал, что существует абсолютный, фундаментальный вопрос, на который мне нужно было получить ответ: возможно ли это для полностью справедливого, совершенно милосердного, полностью любящего Бога, чтобы позволить земному опыту потребовать значительных жертв и даже страданий для некоторых из Его детей такого рода и величины, которые не были бы поставлены перед другими? . . .

Этот самый основной вопрос, на который мне нужно было получить ответ, чтобы двигаться вперед [на моем пути назад в Церковь], также является вопросом, который находит отклик у вас или у тех, кого вы любите, не бойтесь задать Небесный Отец об этом.

Не мое дело отвечать за вас; это ваше личное свидетельство. Могут возникнуть и другие вопросы, которые имеют решающее значение для вашей способности определять свой путь. Однако, размышляя над этим вопросом, вы могли бы рассмотреть некоторые примеры, которые мы находим в отношениях Бога со Своим народом в прошлом» (стр. 47-48).

Вкратце, вопрос Тома — это тот самый вопрос, над которым я часто билась: если Бог любящ и справедлив, попросит ли Он одних из Своих детей сделать или вынести что-то, а других нет? (В случае с Томом, попросит ли Бог его, как гея, не вступать в полноценные гомосексуальные отношения, не предъявляя это же требование (воздержания от отношений) к Его гетеросексуальным детям?)

Примеры, когда Господь просил одного или многих Своих детей сделать что-то, чего Он не просит от других

Далее Том приводит несколько примеров, когда Господь просил одного или многих Своих детей сделать что-то, чего Он не просит от других:

• «В книге Алмы мы читаем о страданиях невинных людей, которых Пророк Господа был вынужден видеть, чтобы цели Господа могли быть выполнены».

• Пророк Иеремия, который был свидетелем невероятных злодеяний, несмотря на его мольбы и проповеди среди своего собственного народа, «также получил личное повеление от Господа: «Не бери себе жены, и у тебя не будет на этом месте сыновей и дочерей» (Иеремия 16: 2). Неизвестно, отменялся ли когда-либо запрет на брак и семью для Иеремии в другом месте и в другое время его жизни. Этот отрывок указывает на то, что у некоторых верных людей есть уникальные обстоятельства в отношении жизни, брака и семьи.

• «Верные Святые последних дней в самом начале существования Церкви пережили экстремальные обстоятельства или лишения, чтобы создать новую общину, Сион, которая объединила людей, отвергнутых за их непохожесть, верования или обычаи, включая их брачные обычаи».

Том резко заключает: «Я не знаю, почему Господь требует от одних из Своих детей жертв, которых не требует от других. Но ясно, что Он иногда так поступает» (курсив мой).

Контроль в противовес позволению

Девушка с газетой

Понимая природу Бога, также важно осознавать, что Он не создает всех наших испытаний. Я искренне верю, что Он не сидит на Своем небесном троне, руководя автокатастрофами, болезнями и так далее, но Он позволяет некоторым вещам происходить. Возможно, если бы Он был «справедлив» в отношении нашей жизни, Он прекратил бы любую несправедливость, или, по крайней мере, заставил бы такую же несправедливость случиться с каждым человеком. Но он этого не делает.

В своей книге «Вера предшествует чуду» Президент Спенсер Кимбалл пишет:

«Ежедневная газета выкрикивала заголовки: „В авиакатастрофе погибло 43 человека. В горной трагедии нет выживших“, и тысячи голосов объединились в хор: „Почему Господь допустил эту ужасную вещь?“

Два автомобиля разбились, когда один проехал на красный свет, шесть человек погибли. Почему бы Богу не предотвратить это?

Почему молодая мать должна умереть от рака и оставить своих восьмерых детей одних? Почему Господь не исцелил ее?

Маленький ребенок утонул; другой был сбит. Почему?

Однажды мужчина внезапно скончался от окклюзии коронарной артерии, поднимаясь по лестнице. Его тело нашли лежащим на полу. Его жена закричала в агонии: „Почему? Почему Господь сделал это со мной? Разве он не мог подумать о моих трех маленьких детях, которым все еще нужен отец?“

Молодой человек умер во время служения на миссии, и люди критически спросили: „Почему Господь не защитил этого юношу, когда он занимался проповеднической деятельностью?“

Хотел бы я авторитетно ответить на эти вопросы, но не могу. Я уверен, что когда-нибудь мы поймем и помиримся. Но в настоящее время мы должны как можно лучше стремиться к пониманию принципов Евангелия.

Хотя я знаю, что Бог играет важную роль в нашей жизни, я не знаю, сколько событий он вызывает, а скольким просто позволяет быть. Каким бы ни был ответ на этот вопрос, я уверен в одном».

Мог ли Господь предотвратить эти трагедии?

Ответ: да. Господь всемогущ, со всей силой контролировать нашу жизнь, спасать нас от боли, предотвращать все несчастные случаи, управлять всеми самолетами и автомобилями, кормить нас, защищать нас, спасать нас от труда, усилий, болезней и даже от смерти, если Он пожелает. Но он этого не сделает.

Мы должны понять это, потому что мы можем понять, насколько неразумно было бы защищать наших детей от всех усилий, от разочарований, искушений, печали и страданий.

Основной закон Евангелия — это свобода выбора и вечное развитие. Заставить нас быть осторожными или праведными — значит аннулировать этот фундаментальный закон и сделать рост невозможным».

Несомненно, наш Небесный Отец не руководит всеми нашими испытаниями, но что Он делает — как это было очевидно в случае, когда Алма и Амулек не спасли женщин и детей от огня — это позволяет им произойти.

Иисус — лучший пример

Иисус молится в Гефсимании

Нет лучшего доказательства неравномерного игрового поля в смертной жизни, чем Иисус Христос.

Он — безупречно добрый, смиренный и послушный каждую секунду Своей земной жизни — страдал больше, чем кто-либо из нас когда-либо перенесет. Боль, которую Он испытал, непостижима.

Я думаю об этом так: мой муж страдает частыми мучительными мигренями. Я же никогда не испытывала мигрени, поэтому мне сложно его понять. Я могу сравнить его мигрень только с самой сильной головной болью, которую я когда-либо испытала, но я уверена, что эта боль даже не приближается к той, которую испытывает он. Пока я не испытала это на себе, как бы я ни старалась, я никогда полностью не пойму, через что он проходит. Конечно, я могу посочувствовать, но я не совсем понимаю.

Точно так же мы не можем понять, через что прошел Спаситель. Мы можем сравнить это только с самой страшной болью — физической, умственной, эмоциональной — с которой мы когда-либо сталкивались, но даже тогда она не может сравниться с Его страданиями. Вы можете себе это представить? Худшая боль, которую вы когда-либо испытывали, но усиленная раз в сто? Тысячу? Миллион?

Он был Тем, кто этого меньше всего заслуживал

И Он был тем, кто этого меньше всего заслуживал. Из всех в мире для Него было совершенно несправедливо претерпеть Искупление.

В своей трогательной пасхальной речи «Никого с Ним не было» старейшина Джеффри Р. Холланд заявил:

«Со всем убеждением своей души я свидетельствую, что Он действительно угодил Своему Отцу в полной мере и что совершенный Отец не оставил Своего Сына в тот час. На самом деле, я лично считаю, что на протяжении всего земного служения Христа Отец, возможно, никогда не был ближе к Своему Сыну, чем в эти мучительные заключительные моменты страданий.

Тем не менее, чтобы высшая жертва Его Сына была столь же полной, сколь добровольной и уединенной, Отец на короткое время лишил Иисуса утешения Своего Духа, поддержки Его личного присутствия. От этого совершенного Сына, который никогда не говорил дурно, не поступал дурно и не касался нечистых вещей, требовалось — и это действительно было центральное место в значении Искупления — нужно было знать, что остальное человечество — мы, все мы, почувствуем, когда мы совершаем такие грехи.

Чтобы Его Искупление было бесконечным и вечным, Он должен был почувствовать, что значит умереть не только физически, но и духовно, почувствовать, каково это, когда божественный Дух удалился, оставив одно чувство полного, жалкого, безнадежного одиночества».

Иисус Христос пострадал за нас добровольно. А мы?

Возможно, можно было бы утверждать, что Иисус Христос добровольно пострадал за нас, тем самым сделав Свои страдания справедливыми. С этой целью также важно отметить, что Он на самом деле просил о способе, который потребует меньше боли, но Его желание не было исполнено. Точно так же, когда Он вызвался добровольцем, полностью ли Он осознавал боль и страдания, которые Ему предстоит испытать? Как бы то ни было, Искупление просто не было справедливым.

(В том же ключе мы также должны признать, что мы тоже могли добровольно участвовать в некоторых из наших испытаний. Если это сделал Христос, наш Образец, разве у нас тоже не было возможности добровольно согласиться испытывать трудности и боль, потому что мы могли бы помочь другим? Возможно, мы, так сказать, «подписались» на некоторые из болезненных переживаний, которым мы подверглись. В этом отношении, возможно, наш тернистый путь более справедлив, чем мы думаем.)

Нет, Бог «несправедлив», но это работает в нашу пользуРуки в луче света

Несомненно, страдания Христа были несправедливыми, но насколько мы благодарны за Его жертву? Ту самую, которая позволяет нам вернуться в наш небесный дом?

Вот почему тот факт, что Бог несправедлив в смертной жизни меня не пугает полностью: потому что это работает и для меня. Хотя это означает, что я прохожу через испытания, некоторые из которых невероятно болезненны, это также означает, что я получаю помощь, бесконечную любовь и милосердие.

Вот в чем дело: мы не заслуживаем благодати. Это нечестно. Мы неоднократно, а иногда даже намеренно, нарушаем Его заповеди. Иногда мы отвергаем или пренебрегаем Его советом, будь то на краткий или длительный период. Снова и снова мы отдаляемся от нашего Небесного Отца своим собственным выбором.

Но даже несмотря на это, Он проявляет к нам Свою милость. Он в изобилии разделяет Свою любовь и сострадание. Независимо от того, что мы сделали или как далеко мы отклонились от Него, Он позволяет нам вернуться. Даже когда мы гневаемся на Него и отделяемся от Его присутствия, Он любит нас безмерно.

Мы не сделали ничего, чтобы заслужить, заработать или купить Его любовь и милость, но они все равно есть. Когда мы возвращаемся к Нему и получаем доступ к этим дарам, мы можем найти более глубокую близость с Богом, чем когда-либо испытывали.

Если бы жизнь была по настоящему справедливой, мы бы никогда не воскресли

В апреле 2016 года старейшина Дэйл Ренланд выступил с речью под названием «Чтобы я мог привлечь к Себе всех людей». В ней он сказал:

«Если бы жизнь была по-настоящему справедливой, мы бы никогда не воскресли; мы никогда не сможем стать чистыми перед Богом. В этом отношении я благодарен, что земной путь не справедлив. … Благодаря Божьему состраданию, доброте и любви мы все получим больше, чем заслуживаем, больше, чем мы когда-либо можем заработать, и больше, чем мы когда-либо можем надеяться».

Конечно, несправедливо, что некоторые из нас страдают от того, что другому никогда не придется узнать; что Бог требует, чтобы мы были верными, даже если Он устанавливает для нас стандарт, которого Он не придерживается в отношении других.

Я надеюсь никогда не преуменьшить чью-либо борьбу или не осудить чью-либо веру (или даже ее отсутствие) из-за несправедливости, которую они получили. Так же, как мигрень моего мужа, я никогда полностью не пойму уникальные проблемы другого человека, с которыми я не сталкивалась.

Тем не менее, для меня утешительно знать, что, хотя Бог не создает многие из наших испытаний, Он может освятить их все. Все, что несправедливо в жизни, будет исправлено самым несправедливым из всех поступков: Искуплением.

Так что да, Бог «несправедлив», но, в конце концов, у меня тоже есть причина быть благодарной за это.

Оригинал этой статьи опубликован на сайте Third Hour.

Автор: Эми Карпентер.

Читайте также: 

Жизнь несправедлива