Вопрос

Дорогая редакция. В этом году я изучаю Ветхий Завет. Я недавно читала Второзаконие, и у меня возник вопрос. В чем заключалось предназначение наперсника, который носил священник-левит?

Екатерина.

Ответ

Дорогая Екатерина,

Сам Господь провозгласил, что «священные одежды», сделанные для Аарона, — первого первосвященника среди левитов — предназначались скорее для «славы и благолепия», нежели для бытового использования (Исход 28:2).

“Наперсник судный” создавался, как одно целое вместе с остальными частями священного одеяния. На каждом плече ефода (своего рода туника или рубаха) находился камень с застежками. На этих камнях были выгравированы имена двенадцати колен Израилевых. Они располагались в порядке рождения — шесть на каждом камне. «На память сынам Израилевым … [первосвященник] будет … носить имена их пред Господом на обоих раменах своих для памяти» (Исход 28:9-12). К каждой застежке прикреплялась золотая цепочка, на которой висел нагрудник. С нагрудника также свисали две золотые цепочки и два голубых шнура (или ленты), которыми он крепился к ефоду (Исход 28:22-28).

Как нагрудник, так и ефод были четырех цветов: золотой, голубой, пурпурный и багряный (Исход 28:15). Еще одна связь нагрудника с ефодом заключалась в том, что к нему также прикреплялись камни с именами двенадцати колен. Отличались же они тем, что на ефоде название каждого колена вытеснялось на отдельном камне. Они образовывали четыре ряда по три камня в каждом. Названия камней и их порядок не упоминаются в Священных Писаниях. Точно также как наплечные камни служили для напоминания, эти камни предназначались для того, чтобы первосвященник мог носить «имена сынов Израилевых на наперснике судном у сердца своего, когда будет входить во святилище, для постоянной памяти пред Господом» (Исход 28:29).

Наперсник изготовлялся из куска ткани длиной в два раза больше ширины (подобно Святой Святых в скинии). Она была свернута в квадрат, образуя карман для Урима и Туммима. Из-за такого особого предназначения, Иосиф Флавий называет наперсник Essen. На греческом языке это означает “прорицание”. То есть Иосиф подчеркивает, что это было “местом” для получения откровений (Иудейские реликвии, 3.7.5). Он также описывает наперсник, как дающий божественное преимущество во время битв:

«Бог заранее провозглашал — посредством тех двенадцати камней, которые первосвященник носил на своей груди, и которые были помещены в его наперсник — когда они одержат победу в битве. Ибо так велика была исходившая от него слава, еще до того, как армия начинала свой поход, что каждый ощущал присутствие Бога для помощи им» (Иудейские реликвии, 3.7.5).

Иосиф Флавий признает, что скиния являлась миниатюрным символом сотворения. Священное одеяние священника выполняло ту же функцию.

«Итак одеяние первосвященника, будучи сделанным из холста, олицетворяло землю; голубой цвет обозначал небеса … Что касается ефода, то он служил напоминанием того, что Бог сотворил вселенную из четырех элементов. А золотые нити, я полагаю, имели отношение к величию, которым все было освещено. Он также предназначил, чтобы наперсник был помещен в середине ефода и напоминал землю, ибо ее место в самом центре мира… Каждый из агатов [камни на плечах] говорит нам о солнце и луне… Что же касается двенадцати камней, олицетворяют ли они месяцы или число знаков в той сфере, которую греки называют Зодиаком, нам не стоит заблуждаться относительно их значения» (Иудейские реликвии, 3.7.5).

Кроме этого одежда была физическим напоминанием о суде и ответственности. Помазанный первосвященник служил в храме, неся вес двенадцати колен на своих плечах и в сердце. Если он служил верно, он получал власть, равной его усилиям, поскольку он носил на своей груди вместилище света и истины через откровение.