Я никогда не забуду, что узнала о Джозефе Смите на уроке американской истории в 11-м классе.
Когда ты студент – и особенно подросток – легко воспринимать все, что говорится в учебнике, как Евангелие. В конце концов, они должны быть беспристрастными, хорошо изученными и полностью основанными на фактах, верно?
У меня для вас плохая новость. Они должны быть такими, но… иногда это не так.
В тот день в классе я впервые в жизни осознала, что нужно задавать вопросы о том, что вы читаете, и что даже история (или, точнее, то, как мы воспринимаем историю) может ошибаться.
Как мир видит Джозефа Смита
Учебник представил Джозефа как охотника за сокровищами из семьи бедных, коварных (хотя и неудачливых) предков. Не было никакого упоминания о мальчике с вдумчивым вопросом или его трудолюбивых родителях, которые стали жертвами тяжелых времен. Вместо этого книга опиралась на сплетни о том, кем был Джозеф. В ней не было каких-либо реальных исследований. Она обошла молчанием все хорошее, чем он (или Церковь, которую он помог восстановить) обладал.
Сегодня это мнение, кажется, популярно по всей Америке, а возможно, даже во всем мире. Многие люди, не принадлежащие к Церкви Иисуса Христа Святых последних дней, мало что знают о Джозефе Смите, а то, что они знают, часто является неточной или неверно истолкованной информацией.
Например, я помню, как одна женщина, с которой я познакомилась во время миссии, рассказала мне о документальном фильме о «мормонизме», который она смотрела раньше. В нем Первое видение изображалось как нечто прямо из научно-фантастического фильма. «Они показали то, что выглядело как инопланетяне, явившиеся перед ним, – сказала она, – и я подумала, что это кажется безумным и маловероятным. Поэтому я спросила об этом нескольких миссионеров». К счастью, они все прояснили, и в конце концов она крестилась.
Куда ни глянь, кажется, что у людей есть разные представления о Джозефе Смите – кем он был, каковы были его мотивы и как он жил… А уж Первое видение, кажется, было приквелом к «Близкому контакту с третьим измерением».
Я надеюсь здесь ответить на некоторые из этих вопросов и хочу сказать следующее: Джозеф Смит был не тем, кем его выставляет мир.
Кем на самом деле был Джозеф Смит?
По его собственному признанию, Джозеф был несовершенным. Вот что он писал о своей юности: «Я был оставлен на произвол всякого рода искушений, и, вращаясь в обществе различных людей, я часто, по молодости, делал глупые ошибки и был подвержен человеческим слабостям…»
Позже он заметил: «Я сказал им [Святым], что я всего лишь человек, и что они не должны ожидать от меня совершенства. Если они ожидали от меня совершенства, я должен был ожидать его от них. Но если бы они терпеливо относились к моим немощам … Я бы с пониманием относился и к их».
Хотя Джозеф не был совершенным, он определенно не был вероломным шарлатаном, как его обвиняют.
Покойный католический ученый Стивен Х. Уэбб написал следующие вдохновляющие слова о пророке Джозефе:
«По любым меркам, Джозеф Смит был примечательным человеком. Сочетание в нем организационной проницательности с духовной новизной, личной благопристойностью и скромностью – это редкость в истории религии. Он был настолько непоколебимым в своей способности вдохновлять мужчин и женщин в тяжелые времена, что никто из тех, кто его знал, не мог утверждать, что полностью понимает его. Джозеф знал о богословии и философии больше, чем было бы логично знать в его положении, как если бы он погрузился во все глубины коллективного бессознательного христианства. Он читал Библию настолько по-новому, что его можно считать простодушным в богословии. Он расширял и вносил поправки к библейскому повествованию, не подвергая сомнению ее авторитарность. И при этом он резко опроверг древние и непоколебимые метафизические предположения с апломбом доцента.
Будучи настолько харизматичным, он был исключительно скромным, даже обычным человеком, и передавал полномочия с мудростью человека, смотрящего далеко в будущее ради благополучия своих последователей. Было бы заманчиво сравнить его с Мухаммедом, который также сочетал в себе прагматические политические навыки и гений религиозных новшеств, если бы он не был христианином до глубины души».
Те, кто лично знал Джозефа
Поистине, Джозеф смиренно прокладывал свой путь, пока Господь вел и направлял его в восстановлении Его Церкви.
Те, кто лично знал Джозефа (а не те, кто просто рассказывал о нем), часто свидетельствовали о его характере. Член ранней церкви Даниил Тайлер сказал о нем следующее:
«Мое первое впечатление о Пророке – это то, что он был кротким, скромным, общительным и очень приветливым человеком, как гражданин, одним из самых умных людей и великим пророком. Мое последующее знакомство с ним более чем подтвердило мои самые благоприятные впечатления. Он был великим государственным деятелем, философом и филантропом, специалистом в области логики и, наконец, и что не менее важно, величайшим пророком, провидцем и носителем откровений из кого-либо живших на земле за исключением только Иисуса Христа».
Другая ранняя прихожанка Церкви, Мерси Р. Томпсон, говорила о доброте Пророка после того, как ее любимый муж неожиданно скончался в возрасте 30 лет, оставив после себя ее и их трехлетнюю дочь:
«Я видела его у постели больной Эммы, его жены, когда он проявлял такие заботу и сочувствие, какие могли бы испытывать только самые нежные сердца и самые нежные натуры. И у смертного одра моего возлюбленного спутника я видела, как он стоял в скорби, неохотно подчиняясь указу Провидения, пока слезы любви и сочувствия беспрепятственно текли из его глаз… Это действительно было время печали. Но я никогда не забуду нежную заботу и братскую доброту, которые он проявлял ко мне и к моей малышке, оставшейся без отца. Когда я ехала с ним и его женой Эммой в повозке, я видела, как он сходил и собирал полевые цветы для моей маленькой девочки».
Большинство людей, которые действительно знали Джозефа, очень любили его, называя его самым добрым, любящим и скромным из людей.
Распространенные мифы о Джозефе Смите (и что на самом деле произошло)
Я слышала больше мифов о церкви, чем могу сосчитать. Например, что мы не танцуем. Я имею в виду, что я, конечно, не очень хорошо танцую, но мне не запрещено танцевать… Пока меня не увидят люди. Или что мы не едим сахар, и что мы приносим в жертву козлов… Этот список можно продолжать и продолжать.
Хотя многие слухи о Церкви смехотворны и, возможно, даже были начаты как шутка, есть люди, которые искренне верят в эти вещи о Святых последних дней. Точно так же люди слышат слухи о Джозефе Смите и верят, что он какой-то лидер культа, владеющий Талисманом Юпитера.
Но он таким не был.
Ниже приводится список нескольких широко распространенных слухов о Джозефе Смите – объяснения, почему они не соответствуют действительности.
Слух №1: Джозеф Смит заставлял женщин выходить за него замуж
Многие люди любят намекать (или прямо заявлять), что Джозеф заставлял женщин выходить за него замуж. Однако исторические документы свидетельствуют об обратном. Брайан Хейлз, автор семи книг о полигамии в вере Святых последних дней, писал:
«Некоторые писатели утверждают, что Джозеф Смит заставлял женщин выходить за него замуж. Они изображают его почти как хищника, который шатался по Наву в поисках новых жен и даже женился на женах других мужчин. Хотя это делает сюжетную линию занимательной, она не соответствует историческим записям. Одна из жен Джозефа, Люси Уокер, вспоминала совет Пророка: «У женщины был личный выбор, это была привилегия, в которой ей нельзя было отказать». Пророк учил, что брак на вечность необходим для возвышения. Он воодушевлял всех, кого учил, создавать браки, но он всегда уважал их свободу воли и выбор в этом вопросе».
Хотя Джозеф действительно практиковал многоженство из-за полученного им откровения, он никогда не заставлял женщин выходить за него замуж.
Слух №2: Джозеф Смит утверждал, что ходил по воде
Часто распространяемая идея предполагает, что Джозеф Смит сделал вид, что ходил по воде. Было несколько публикаций, в которых утверждалось, что Джозеф якобы притворился «ходящим по воде». Предположительно, он и другие члены Церкви сделали это, тайком подложив доски под поверхность воды или натянув веревки через реку, которые он затем использовал, чтобы пересечь ее.
Но эти слухи совершенно беспочвенны.
Сайт FairMormon объяснил эту идею, заявив:
«История про то, как Джозеф якобы ходил по воде, является фальшивкой по признанию даже самых больших противников церкви. Этого никогда не было. Фаун Броуди включила эту идею в свою биографию о Пророке и написала: «Каким бы беспочвенным не был этот рассказ, он тем не менее символичен». Итак, эта история безосновательна. Она ничего не стоит, она пустая. Но она хорошо соответствовала тому, что Броди думала о пророке. Поэтому она и поделилась ею».
Хотя кое-кто все еще может рассказывать эту историю как факт, на самом деле она абсолютная выдумка.
Слух №3: многократные рассказы Джозефа Смита о Первом видении доказывают, что он был обманщиком
Вы когда-нибудь рассказывали одну и ту же историю разным людям, концентрируясь при этом на разных вещах?
Я – да, и как оказалось, Джозеф Смит тоже. Но делает ли это его лжецом?
Некоторые критики Церкви считают, что многочисленные рассказы Джозефа о Первом видении показывают, что он был манипулятором, что его история со временем стала более растянутой и приукрашенной. Тем не менее, ключевые элементы его истории остались неизменными во всех пересказах.
На самом деле, в Церкви есть целая (и очень подробная) страница, посвященная рассказам о Первом видении. Часть введения к этой странице гласит:
«Разные описания Первого видения излагают историю последовательно, хотя, естественно, отличаются в акцентах и деталях. Историки ожидают, что, когда человек пересказывает некое событие в различных условиях для различных аудиторий на протяжении многих лет, каждая история будет подчеркивать разные аспекты этого события и содержать уникальные детали. На самом деле, различия, подобные тем, что наблюдаются в описаниях Первого видения, существуют во множестве библейских записей о видении Павла на дороге в Дамаск и случае с Апостолами на горе Преображения. Тем не менее, несмотря на различия, основная последовательность сохраняется во всех описаниях Первого видения. Некоторые ошибочно утверждали, что любое изменение в пересказе этой истории является свидетельством выдумки. Напротив, разнообразные исторические записи позволяют узнать об этом замечательном событии больше, чем мы могли бы, не будь оно так хорошо задокументировано».
Все эти три слуха лишь касаются поверхности всего, что существует, не оставляя сомнений в том, сбылось ли пророчество Джозефа о том, что его «будет известно на благо или во зло среди всех племен, колен и языков».
Мое свидетельство
За все то время, что я провела, изучая жизнь пророка Джозефа, мне стало ясно одно: Джозеф не был совершенным, но он был тем, кем себя назвал – пророком Бога. Он видел то, что, по его словам, он видел, и он жил и умер за это.
Независимо от вопросов, которые могут возникнуть, я могу с уверенностью сказать, что благодаря усилиям Джозефа быть таким, каким хотел его видеть Бог – делать то, что хотел от него наш Небесный Отец, – моя жизнь была навсегда благословлена.
Оригинал этой статьи был опубликован на сайте Thirdhour
Автор: Эми Карпентер
Переводчик: Елена Шэннон