Вопрос
В Новом Завете, после смерти Иуды, новый Апостол был призван, чтобы заполнить свободное место среди Двенадцати. И во всех Писаниях я могу найти ссылку только на двенадцать Апостолов. Почему же тогда в Церкви Святых последних дней их пятнадцать? Петр, Иаков и Иоанн представляли Первое Президентство, но включая их, все равно было двенадцать.
Иван
Ответ
Здравствуйте, уважаемый Иван,
Давайте углубимся в Новый Завет и посмотрим, что мы можем узнать об усилиях первых Апостолов в сохранении Кворума полным.
Первые Апостолы
Во время Своего служения, Иисус призвал двенадцать учеников, чтобы быть частью Его ближнего круга. Их звали Симон (Петр), Андрей, Иаков (сын Зеведея, брат Иоанна), Иоанн (Возлюбленный), Филипп, Варфоломей, Фома, Матфей (Левий), Иаков (меньший, сын Алфеев), Леввий (Фаддей, Иуда), Симон (Зелот, Кананит) и Иуда Искариот (см. От Матфея 10: 2-4, От Марка 3: 16-19 и От Луки 6: 13-16). После смерти Иуды Искариота остальные одиннадцать собрались и призвали в качестве Апостола Матфия (Деяния 1: 26). Так они снова собрали полный Кворум, как вы и сказали.
Павел и неоднозначные моменты в Новом Завете
Но обратившись к Посланиям, мы находим что-то странное. Павел постоянно называет себя «Апостолом». Это уже не сходится с нашим пониманием о том, что было только двенадцать Апостолов. Поэтому давайте вернемся назад к Деяниям, где упоминается об еще одном незанятом месте. В Деяниях 12 мы читаем о мученической смерти Иакова, брата Иоанна (стих 2). Теперь обратимся к временной шкале. Павел (Савл) начинает проповедовать о Христе в Деяниях 9, но формально он был призван к служению в Деяниях 13 (стих 2). Стал ли он тогда Апостолом? Возможно. Это соответствует вашей теории о двенадцати, которых потом стало одиннадцать. Затем был призван другой, но не более чем двенадцать за раз.
Но здесь мы, в некотором роде, ступаем на зыбучие пески. Все же этот нюанс необходимо обсудить, иначе вся структура мыслей рухнет, как карточный домик. Мы предположили, что Павел не стал Апостолом, пока не погиб Иаков. Это значит, что он должен был быть вне Кворума до этого времени, чтобы поддержать теорию о том, что всегда было не более, чем двенадцать Апостолов. Но это не однозначно. Из Священных Писаний нам не ясно, когда Павел был призван на апостольское служение. Это вполне могло произойти и до мученической смерти Иакова.
Допуская это слабое место в нашем исследовании, мы начинаем находить другие неточности в Новом Завете. Во-первых, в месте в Священном Писании, упомянутом выше, Павел призывается к служению, но также одновременно и Варнава. Когда мы читаем об их миссии, мы находим, что они оба называются «Апостолами» (Деяния 14:14). Поэтому должна была быть еще одна смерть, но в Слове ничего об этом нет. Павел представляет нам и другого Апостола, а именно: «Иакова, брата Господня» (К Галатам 1: 19). Он однозначно не был среди первых Двенадцати. Опять же, необходим еще один мученик.
Другие кандидаты на право звания Апостола
Другими, более сомнительными кандидатами на апостольство также могут быть Силуан и Тимофей, который был соавтором с Павлом 1-го послания к Фессалоникийцам, — «как Апостолы Христовы» (2: 7). Еще одним кандидатом является Аполлос. Он упоминается вместе с Павлом и Кифой (Симон Петр) коротенькой ссылкой — «нам, последним посланникам» (1-е Коринфянам 4:6, 9). Это еще три места в Кворуме.
Лишь один Новый Завет не может помочь определить, всегда ли существовало только двенадцать Апостолов. Мы можем посмотреть на это и так, и так. И христианский мир нередко именно так и поступает. Они берут документы, которые сохранились до наших дней, и выкручивают их насколько возможно, чтобы выжать все существующие проблески истины для личного просвещения. Они заслуживают похвалы за решимость и трудолюбие. Но есть способ лучше.
Мы так много знаем о том, что представляла из себя первоначальная Церковь, потому что у нас есть послания Павла, другого Апостола. Что если Господь снова призвал бы Апостола? Не одного из первых, но, тем не менее, Апостола, который мог бы засвидетельствовать о Его физическом воскресении и вести Его служение на земле? Что если, вместо того, чтобы выжимать последнюю драгоценную каплю из древних записей, у нас был бы фонтан живого опыта, дающий в изобилии в наше время? Если бы у нас был современный Павел и непрекращающийся поток его преемников?
Знания последнего устроения
Открытие этого последнего устроения проливает новый свет на древние истории. У нас были Джозеф Смит и Оливер Каудери, которые стали первыми Апостолами в современной Церкви (Учение и Заветы 20: 2-3). Позже Церковь была организована более полно с Первым Президентством и Кворумом Двенадцати. Об этом говорится, например, в Учении и Заветах 107. В новоиспеченном Первом Президентстве не было Апостолов (за исключением двух уже упомянутых). Ни Сидней Ригдон, ни Фредерик Г. Уильямс не были рукоположены в Апостолы. После смерти Джозефа, Кворум Двенадцати стал руководящим органом Церкви. То есть двенадцать Апостолов снова стали руководить Церковью (Оливер был отлучен). Так происходило в течение ряда лет. В конце концов, Первое Президентство прошло через реорганизацию, и для Кворума Двенадцати избрали советников.
Если мы соединяем этот современный порядок с древним, мы находим последовательность, которая может помочь разобраться в вашем вопросе. При этом давайте помнить, что эта “почва” настолько же неустойчивая, что и раньше. Первые Апостолы, возможно, находились в течение ряда лет в периоде «апостольского междувластия». Они старались сохранять Кворум Двенадцати как могли, пока не пришел день, когда Господь открыл, что Первое Президентство должно было быть организовано. Если Первое Президентство было сформировано позже (скажем, в то время, когда был убит Иаков), то это привело бы к появлению среди Двенадцати целого ряда свободных мест для Павла, Варнавы и Иакова, брата Иисуса.
Суть заключается в том, что древние записи слишком ограничены, чтобы с уверенностью сказать, что представляла из себя первоначальная Церковь. Но у нас есть современные записи, и что более важно, современные Апостолы, которые продолжают строить Церковь Христа сегодня.