Вопрос

Здравствуйте.

У меня вот такой вопрос. В Евангелии от Матфея 27 говорится о людях, которые “вышли из гробов” после воскресения Христа. Что с ними стало? В Священных Писаниях говорится, что они “явились многим”.

Юлия.

Ответ

Дорогая Юлия!

Когда речь идет о восставших из могил Святых, имеющиеся у нас библейские сведения довольно скудные. Мы ничего не знаем о них и об их служении.

Первые упоминания о воскресении умерших

Самое раннее упоминание о том, что это случится, мы получили через Еноха:

«Сказал Господь Еноху: Смотри; и он, посмотрев, увидел Сына Человеческого, поднятого на кресте по образу человеческому. И услышал он громкий голос, и покрылись Небеса завесой, и все творения Божьи скорбели, и Земля стонала, и раскололись скалы, и поднялись Святые, и были увенчаны по правую руку Сына Человеческого венцами славы» (Моисей 7: 55-56).

Для Еноха, воскресение Святых вместе с Христом является свидетельством страданий и победы Христа. Когда люди обратились против Христа, само творение свидетельствовало о моральной безнравственности. Затем Святые дают как бы контрастное свидетельство о Христе, как о победителе, Который даже смерть бросил под Свои ноги, поразив в голову (Бытие 3: 15).

Исаия также косвенно ссылается на Святых, которые восстали с Христом. Он противопоставляет создание идолов работе Господа. «Мертвые не оживут, рефаимы не встанут». Даже работа человека неэффективна и сравнивается с женщиной, которая никак не может разродиться. Но потом мы видим жизнь в Господе (в противоположность идолам), когда Он возрождает к жизни тех, кого давно уже нет:

«Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела! Воспряните и торжествуйте, поверженные в прахе: ибо роса Твоя — роса растений, и земля извергнет мертвецов» (Исаия 26: 19, см. также 13-18).

Этот стих свидетельствует о воскресении в целом, но не обязательно с мессианским контекстом (упоминая Спасителя). Поэтому он может служить до-христианской ссылкой на Святых, восставших с Христом.

Свидетельства Нового Света

В Новом Свете Самуил-Ламаниец поделился свидетельством, подобным тому, что дал Енох:

«Да, в то время, когда Он испустит дух, будут громы и молнии в продолжение многих часов, и земля будет сотрясаться и трепетать; и скалы, которые на лице этой земли, которые как над, так и под землей, которые, как вы знаете, в нынешнее время целы, или большая часть их — одно цельное тело, будут разрушены. Да, они будут расколоты надвое и впредь их будут находить в расселинах и трещинах, разломанными кусками на лице всей земли, да, как над, так и под землей. И вот, будут великие бури, и будет много гор поверженных, подобно долине, и будет много мест, которые ныне называются долинами, которые станут горами великой высоты… Много больших дорог будет разрушено, и многие города станут опустошенными. И многие могилы откроются и отдадут многих своих мертвых, и многие святые явятся многим» (Геламан 15 :21-25).

Как и в пророчестве Еноха, Святые свидетельствуют о победе Христа, пока земля сотрясается от жестокосердия людей.

Матфей записал об исполнении этого пророчества, почти абсолютно вторя свидетельству Еноха:

«Иисус же, опять возопив громким голосом, испустил дух. И вот, завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась, и камни расселись, и гробы отверзлись, и многие тела усопших святых воскресли и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим» (От Матфея 27: 50-53).

Мы упомянули вначале, что ничего не знаем о том, что они делали в Иерусалиме. Просто то, что они явились многим. Обратившись к земле обеих Америк, мы надеемся найти еще одно свидетельство об этом событии. Мы находим повествование о скорбящей земле в 3 Нефии 8. Да, там были гром, молнии, землетрясения, разрушения, разбитые дороги, расколовшиеся скалы полная тьма. Потом мы читаем о вихрях, но история о воскресших Святых отсутствует. Три дня спустя, когда мы надеемся услышать об открытых могилах — снова тишина в этом вопросе. Вместо этого, многие бедствия остановились. И тогда «прекратились скорбь и рыдания, и причитание людей”, оставшихся в живых. Их скорбь сменилась радостью, а их сетования — восхвалением и благодарением Господу Иисусу Христу, их Искупителю. “И так исполнились к тому времени Писания, изреченные пророками» (3 Нефий 10: 10-11).

До сих пор все обещанное исполнилось. Не достает лишь рассказа о том, что Святые восстали из могил, как пророчествовал Самуил. К счастью, Сам Иисус изучил записи и нашел недостающие части. Он цитирует пророчество Самуила и дополняет его: «Будет много святых, которые восстанут из мертвых и явятся многим, и будут служить им» (3 Нефий 23: 9). Это служение, в сочетании с облегчением бедствий, выпавших на их долю, объясняет, почему те, кто остались в живых, перестали плакать и причитать, и стали радоваться, восхвалять и благодарить. Господь хотел быть абсолютно уверен, что кто-то записал об этих событиях, и так и случилось. К сожалению, у нас нет более подробной информации об этом (3 Нефий 23: 7-13).

Без Еноха и Самуила, мы получили бы лишь поверхностные ожидания со слов Исаии о том, что другие должны присоединиться к Христу во время этого первого воскресения. Если бы не подтверждение со стороны Матфея и не настойчивость Господа, мы вообще не знали бы, что это произошло. Но само существование таких ссылок вызывает вопросы. А вопросы часто приводят к ответам — даже если они практически ничем не обоснованы.

Что о воскресении умерших говорится в апокрифических книгах

Около 400 лет спустя после смерти Христа, сомнительный текст под названием «Евангелие от Никодима» оказался в более старых (но апокрифических) Деяниях Пилата. В нем содержится много драматических элементов. Да, эти моменты злоупотребляют доверчивостью читателя. Но я упоминаю его, потому что в нем также содержится история о служении воскресших Святых.

Сыновья Симеона упоминаются во 2-й главе Евангелия от Луки. Их погребли публично, но потом они покинули свои открытые могилы и пошли в город. Они молча ждали, пока их не позовут свидетельствовать перед еврейским руководством. И уж как они свидетельствовали! Они были мертвыми в мрачных глубинах ада (или в Гадесе — общем место пребывания мертвых. Обратите внимание на то, что даже праведники рассматривают свое время в смертном состоянии, как своего рода тюрьму или неволю (см. У. и З. 138: 49-50)). Иоанн Креститель еще раз пришел, как предвестник Христа, чтобы свидетельствовать о Его скором пришествии.

Теперь мы видим группу пророков, каждый из которых свидетельствовал о Христе и Его Искуплении. Адам, Сиф, Давид, Исаия, Михей и Аввакум — все они получили возможность процитировать свои земные труды (гл. 19, 21, 24. Сравните это еще раз с Исаией и Иезекиилем в видении Джозефа Ф. Смита, которые провозгласили свое свидетельство о Христе и Его великой работе (стихи 42-43)). Потом является Христос и покоряет Себе смерть и ее работников. Он служит Своим Святым, объявив, что Он отменил последствия грехопадения. Он берет Адама за правую руку и ведет его из смерти в рай (гл. 24). Там они встречают Еноха и Илию, которые никогда не испытали смерти (гл. 25).

Сыновья Симеона отзываются об этом священном знании (события, которые произошли в течение трех дней, пока Иисус был в могиле, а также о знаке, который Он дал Адаму, переведя его от смерти к бессмертию), как о «божественных и святых тайнах», которые являются лишь частью «тайны Божией», которую они познали. Это лишь двое из многих, кто пришел и служил семье. Им было поручено:

«… завещал нам идти в Иордан в место наилучшее и изобильное, и там находятся многие, кто с нами воскресли в свидетельство Иисуса Христа Господа нашего, ибо на три дня только отпущены мы из мертвых. Когда же мы воскресли из мертвых, пребывали в Иерусалиме в великую пасхальную ночь Господню, с живыми родственниками своими, в свидетельство Господа нашего Иисуса Христа. И были мы крещены в святой иорданской воде, и каждый принял ризы белые. Через три дня после великой ночи Господней те, кто с нами воскресли, были покрыты облаками и переведены за реку Иорданскую, и стали никому не видимы» (глава 27).

Формально же мы не знаем, как воскресшие Святые служили смертным. Евангелие от Никодима подтверждает лишь, что все это покрыто тайной. Это истины, которые можно узнать только через откровение. В свете этого, можете без колебаний отнестись с некоторой долей скептицизма ко всему написанному здесь.