Иоанн Креститель занимает особое место в истории и богословии Церкви Иисуса Христа Святых последних дней. Большинство из нас знает о нем две важные вещи: во-первых, он крестил Иисуса, а во-вторых, он даровал Священство Аароново Джозефу Смиту и Оливеру Каудери на берегу реки Саскуэханна недалеко от Хармони, штат Пенсильвания.

Хотя это, без сомнения, самое важное об Иоанне, есть гораздо больше интересного и даже захватывающего о его жизни, характере и миссии.

Исайя, как и Малахия, говорил о миссии Иоанна за сотни лет до того времени. Деяния Иоанна были известны Легию и Нефию в видении за несколько столетий до его рождения. Они пророчествовали, что он подготовит путь Мессии и даже крестит Его. Иисус превозносил Иоанна, называя его «пламенем и сияющим светом», и утверждая, что среди рожденных женщиной не было более великого пророка.

Кто он был?

Какие факты мы можем узнать об этом Пророке, который был предтечей двух устроений Евангелия и который так особо выделен в Священных Писаниях древности и современности? Каким был Иоанн Креститель? Кто он был? Что он сказал? Что он сделал? Какова была реакция тех, кто его слышал?

Иоанн Креститель проповедь

Иоанн считался достаточно важным человеком. Его миссия была известна пророкам за сотни лет до его земного пришествия. Его рождение было заранее объявлено ангелом, и это событие сопровождалось чудесными обстоятельствами. Сам Сын Божий восхвалял его с особой теплотой.

Самый ранний намек на Иоанна находится в Исаии 40:3 (написано примерно в 700 г. до н. э.):

«Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему».

Матфей, ​​Марк и Лука связали это пророчество с миссией Иоанна (Матфея 3: 1–3; Марка 1: 3; Луки 3: 4–6). В Евангелии от Иоанна он сам говорит,  что он тот, о котором сказал Исайя:

«Сказали ему: кто же ты? Он сказал: я глас вопиющего в пустыне: „исправьте путь Господу“, как сказал пророк Исаия» (От Иоанна 1: 22–23).

Иоанн Креститель не упоминается по имени в Нефийских Священных Писаниях. Тем не менее его миссия подробно обсуждается по крайней мере в трех случаях: 1 Нефий 10: 7–10, 1 Нефий 11:27 и 2 Нефий 31: 4, 8.

За несколько месяцев до того, как родился Иоанн, ангел Гавриил объявил Захарии, что у него будет сын. Он сказал, что его имя должно быть Иоанн, и что миссия его сына будет состоять в подготовке пути перед Мессией.

Когда пришло время для Мессии сойти на землю во плоти, значит, настало время и для Иоанна, предшественника, начать свою земную миссию.

Привилегия или трудная задача?

Это действительно была привилегия подготовить путь перед Самим Сыном Божьим, объявить о присутствии Искупителя и даже крестить его. Но это также была очень трудная задача. Народ завета Господа, евреи, среди которых жили Иисус и Иоанн, переживали тяжелые времена. Земля обетованная не была свободной землей. Она была захвачена и во власти Римской империи. На троне Иуды восседал чужеземный царь — Ирод, прозванный «Великим». Он был презираем как римлянами, так и евреями. Сын Давида не правил среди народа Господа на земле Господа.

Даже сами люди далеко отошли от заповедей святых пророков. Иерусалим был связан духовенством, интригами, самолюбованием и злом в верхах. А также правителями и священниками, которые служили себе больше, чем народу.

Можно предположить, что Иоанну, простому человеку, нелегко было прийти среди таких людей и условий и подготовить путь для Сына Божьего. Неудивительно, что его называют «гласом, вопиющим в пустыне».

При выборе смертного происхождения, через которое предстояло прийти Иоанну, должны были соблюдаться древние законы и процедуры. Тот, кто должен был трудиться в Израиле, чтобы объявить  великого Первосвященника, долгожданного Мессию, должен был быть (согласно закону) потомком Аарона и  действовать в своем священническом служении в Израиле.

Господь избрал Захарию, священника из семьи Аарона, и Елисавету, его жену, одну из «дочерей Аарона», смертными родителями, чтобы обеспечить правильное происхождение, необходимое для завершения наследства — для создания правильного сочетания тела и духа.

Захария и Елисавета

Захария и Елисавета были «в преклонных летах», и у них не было детей. Пока Захария «выполнял обязанности священника» в храме, ему явился ангел Гавриил и сказал:

«… услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн; и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются» (Луки 1: 13–14).

Захария и Елисавета
Захария и Елисавета

Основной факт послания ангела состоит в том, что Захария и Елисавета вскоре должны были стать родителями избранного сына. Однако подразумевается, что они тосковали и молились о детях. А теперь Господь, услышав их молитву, дал им сына, соответствующего их вере и праведности. Быть бездетным в Израиле считалось большим несчастьем. И Елисавета, узнав, что беременна, обрадовалась и сказала:

«Так сотворил мне Господь во дни сии, в которые призрел на меня, чтобы снять с меня поношение между людьми» (Луки 1:25).

Захария, по-видимому, сомневался, что они с женой могут иметь ребенка в старости, несмотря на обещание ангела Гавриила. С этого момента он онемел, как знак того, что слова ангела были правдой.

Есть также указание на то, что Захария, возможно, стал глухим помимо того, что не мог говорить. Это основано на ситуации, которая произошла через восемь дней после рождения ребенка. Некоторые хотели назвать ребенка Захарией по имени его отца, но Елисавета возражала.

«И спрашивали знаками у отца его, как бы он хотел назвать его. Он потребовал дощечку и написал: „Иоанн имя ему“. И все удивились. И тотчас разрешились уста его и язык его, и он стал говорить, благословляя Бога» (Луки 1: 62–64).

О рождении Иоанна, вероятно, было хорошо известно в Иерусалиме. Захария был известным человеком в религиозных кругах и служил священником в храме. Люди знали о его видении ангела и последующих бедствиях. Подобным образом, когда Елисавета родила сына,

«И услышали соседи и родственники ее, что возвеличил Господь милость Свою над нею, и радовались с нею» (Луки 1:58).

Как Иоанн Креститель избежал избиения младенцев?

Более того, когда ребенку дали имя и немота была снята с Захарии, многие люди узнали об этом:

«И был страх на всех, живущих вокруг них; и рассказывали обо всем этом по всей нагорной стране Иудейской. Все слышавшие положили это на сердце своем и говорили: что будет младенец сей? И рука Господня была с ним» (От Луки 1: 65–66).

избиение младенцев

Иоанн родился на шесть месяцев раньше Иисуса. Елизавета, мать Иоанна, также была «двоюродной сестрой» или близкой родственницей Марии. Когда царь Ирод узнал о рождении Иисуса, он встревожился и приказал умертвить «всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов» (Матфей 2:16).

Чтобы избежать этого убийства, Иосифу во сне было сказано взять Марию и Иисуса в Египет, пока Ирод не умрет. Но как сбежал Иоанн? Он был примерно того же возраста, что и Иисус, и жил примерно в районе Вифлеема. Его популярность и общепринятое знание его миссии, несомненно, поставили бы его под подозрение Ирода. В Священных Писаниях не обсуждается отношение Иоанна к указу Ирода. Однако Пророк Джозеф Смит значительно просветил нас по этому поводу:

«Начнем с Иоанна Крестителя. Когда вышел указ Ирода об истреблении маленьких детей, Иоанн был примерно на шесть месяцев старше Иисуса и подпадал под действие этого адского указа. И Захария повелел матери Иоанна отвести его в горы, где он вырос на саранче и диком меде. Когда его отец отказался раскрыть место убежища и, будучи в этом году исполняющим обязанности первосвященника в Храме, он был убит по приказу Ирода, между притвором и жертвенником, как сказал Иисус».

От крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина

Это очень интересное объяснение Пророка Джозефа проливает свет на загадочный отрывок в Евангелии от Матфея 23:35, в котором Иисус сказал: «да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником» [Матфея 23:35].

Захария

Комментаторы Библии затруднились определить упомянутого «Захарию». Но с точки зрения Пророка этот отрывок имеет важное историческое значение. Безусловно, информация, предоставленная им по этому поводу, оказала трогательное воздействие на нашу признательность старику Захарии, который пожертвовал своей жизнью, чтобы защитить жизнь своего сына Иоанна. Этот героический и верный поступок заменяет довольно негативный образ, порожденный его неверием в слова ангела. Захария всегда будет значить для нас больше, если мы будем помнить его как отца и защитника даже до самой смерти.

Иоанн был рукоположен и крестился, он рос физически и духовно, «и был в пустынях до дня явления своего Израилю.…» (Луки 1:80).

Мы очень мало знаем о детстве и юности Иоанна. Ангел Гавриил сказал Захарии, что Иоанн «не будет пить вина и сикера». (От Луки 1:15). Матфей говорит, что Иоанн был одет в одежду из верблюжьего волоса с «поясом кожаным на чреслах его», и что его пищей «были акриды и дикий мед» (Матфея 3: 4).

Иоанн Креститель пришел, не ел хлеба и не пил вина

Иисус, говоря об Иоанне, отметил контраст между его одеждой и «мягкими одеждами» «тех, кто одевается роскошно и живет … при дворах царских» (Луки 7:25). Он также сослался на пишу Иоанна, сказав, что «Иоанн Креститель пришел, не ел хлеба и не пил вина» (Луки 7:33).

Слова Иисуса могут дать ключ к разгадке аскезы Иоанна в еде и одежде. Израиль был угнетен тиранией и священством. Возможно, соблюдение этого закона Иоанном вызвано желанием быть  непохожим на гордого фарисея, искусного саддукея и придворных царей, и повлияло на его выбор еды и одежды.

Как проповедник Иоанн был великолепен. Многие люди, привлеченные его посланием и манерами, приходили его послушать. Он получил Святой Дух от чрева матери. Это подготовило его ум к огромным духовным способностям и пониманию. Он понимал Евангелие и значение Священных Писаний. Анализ его учения показывает, что его знания были широкими и глубокими.

Мало того, что у Иоанна был Святой Дух как помощь в понимании Священных Писаний, но также и «слово Божие было к нему… в пустыне» (Луки 3: 2). У него было прямое откровение, касающееся крещения Мессии.

Действия Иоанна вызвали немалый ажиотаж, и люди ждали. Фарисеи прислали священников и левитов спросить его: «Кто ты?». Их интересовало, был ли он Илия или пророк, о котором говорил Моисей; то есть был ли он Христом (Иоанна 1: 9–25).

Иоанн объяснил, что не был ни одним из упомянутых, но был «гласом, вопиющим в пустыне», чтобы приготовить путь Агнцу Божьему. Также он подтвердил, что действительно крестил Агнца Божьего. Затем следует очень четкое заявление Иоанна о прямом откровении, которое он получил относительно крещения Мессии.

Иоанн объясняет, что на самом деле не знал Иисуса заранее, но

«Пославший меня крестить в воде сказал мне: „на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым“. И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий» (Иоанна 1: 33–34).

Иоанн Креститель и его ученики работали рука об руку с Иисусом

Он понимал свою миссию, что ему нужно было делать и как ему это делать.

Иоанн был чрезвычайно эффективным в своей проповеди и многих крестил. Священные Писания указывают на то, что к нему стекалось множество людей, даже вся Иудея, и у него было много учеников. Иоанн, сын Зеведея (впоследствии известный как Иоанн Возлюбленный), а также Андрей, брат Петра, стали учениками Иоанна Крестителя. Именно через него эти два будущих апостола впервые узнали и познакомились с Иисусом.

Иоанн Креститель с Иисусом

Некоторое время Иоанн и его ученики работали рука об руку с Иисусом и его учениками:

«После сего пришел Иисус с учениками Своими в землю Иудейскую и там жил с ними и крестил. А Иоанн также крестил в Еноне, близ Салима, потому что там было много воды; и приходили туда и крестились, ибо Иоанн еще не был заключен в темницу» (От Иоанна 3: 22–24).

Иоанн крестил только водой, но он постарался объяснить, что Иисус, будучи более великим, чем он, может крестить не только водой, но и Святым Духом. Пророк Джозеф Смит указал, что Иисус пришел среди учеников Иоанна и дал им Святого Духа:

«Миссия Иоанна ограничивалась проповедью и крещением; но то, что он делал, было законным. И когда Иисус Христос приходил к любому из учеников Иоанна, Он крестил их огнем и Духом Святым».

Ангел Гавриил сказал Захарии, что Иоанн выйдет «в духе и силе Илии … дабы представить Господу народ приготовленный» (От Луки 1:17). Джозеф Смит объяснил, что служение Илии состоит в том, чтобы «приготовить путь к большему откровению Бога».

«Ему должно расти, а мне умаляться»

Хотя Иоанн привлёк много учеников, Иисус привлёк и крестил еще больше. Иоанн всегда старался объяснить, что он сам не Мессия, а только пришел свидетельствовать о Мессии. Несмотря на это, некоторые из его последователей забеспокоились, когда увидели, что народ идет за Иисусом. Они подошли к Иоанну и сказали:

«Тот, Который был с тобою при Иордане и о Котором ты свидетельствовал, вот, Он крестит, и все идут к Нему».

Величие души Иоанна и его бескорыстная преданность Учителю, пожалуй, лучше всего видны в его ответе:

«Не может человек ничего принимать на себя, если не будет дано ему с неба. Вы сами мне свидетели в том, что я сказал: „не я Христос, но я послан пред Ним“… „Имеющий невесту есть жених, а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха. Сия‐то радость моя исполнилась. Ему должно расти, а мне умаляться“» (Иоанна 3: 26–30).

Иоанн заключён в тюрьму

Вскоре после вышеупомянутых событий и короткой миссии, возможно, длившейся не более восемнадцати месяцев, деятельность Иоанна была ограничена его заключением в тюрьму по приказу царя Ирода, сына Ирода Великого.

Есть несколько противоречивые сообщения о причинах этого заключения. Марк сообщает, что заключение в тюрьму произошло из-за того, что Иоанн привел в ярость жену Ирода, Иродиаду,  засвидетельствовав, что Ирод не мог жениться на ней, поскольку она уже была замужем за братом Ирода Филипом (См. От Марка 6: 17–19). Однако Иосиф, еврейский историк, говорит, что Ирод заключил Иоанна в тюрьму, потому что он становился настолько популярным. Иоанн имел столько последователей, что Ирод опасался его политической власти. Хотя Иосиф подтверждает факт незаконного брака Ирода, он не связывает его с фактом заключения Иоанна в тюрьму.

Какими бы ни были причины, источники сходятся во мнении, что Иоанн был заключен в тюрьму по приказу Ирода.

В Библии не говорится, где находилась тюрьма, но Иосиф Флавий утверждает, что она находилась в замке Ирода в Мачерусе, недалеко от восточной границы Мертвого моря.

Как долго длилось заключение, не указано, но Иоанн был помещен в тюрьму где-то в течение первого года служения Иисуса и, вероятно, оставался там около года.

Иоанн не находился в полном одиночном заключении, поскольку его ученики имели по крайней мере некоторую свободу приходить и уходить. Но, должно быть, этому активному человеку пустыни было чрезвычайно трудно оставаться в тюрьме. Вдохновленная версия добавляет мысль, представляющую большой интерес по отношению к заключению Иоанна в тюрьму. Она свидетельствует о великом сострадании Иисуса и его высоком уважении к Иоанну. В Матфея 4:11 вдохновенной версии говорится, что «Иисус знал, что Иоанн был брошен в темницу», поэтому он «послал ангелов, и они пришли и служили ему», то есть Иоанну (От Матф. 4:11).

Намного больше, чем пророк

Когда Иоанн был в темнице, Иисус, обращаясь к народу, воздал дань Иоанну. Среди прочего он сказал, что Иоанн был «намного больше, чем пророк». А кроме того, что «из рожденных женами нет ни одного пророка больше Иоанна Крестителя; но меньший в Царствии Божием больше его» (От Луки 7: 24–28).

Пророк Джозеф Смит объяснил значение этих слов Иисуса следующим образом:

Почему Иоанн считался одним из величайших пророков? Его чудеса не могли составить его величия.

«Первое. На него была возложена божественная миссия приготовить путь перед лицом Господа. Кому было оказано такое доверие до или после? Никому.

«Второе. Ему была поручена важная миссия — крестить Сына Человеческого. Кто имел честь это сделать? У кого была такая большая привилегия и слава? Кто  повел Сына Божьего в воды крещения и имел привилегию созерцать Святого Духа, спускающегося в виде голубя, или, вернее, в знаке голубя? …

Третье. Иоанн в то время был единственным законным распорядителем в делах царства, существовавшего тогда на земле. И он держал ключи власти. Евреи должны были подчиниться его указаниям, иначе они были бы осуждены своим собственным законом. Сам Христос исполнил всю праведность, послушавшись закона, который Он дал Моисею на горе. Тем самым он возвеличил его и сделал его почетным, вместо того, чтобы разрушить его. Сын Захарии вырвал ключи, царство, силу и славу у иудеев святым помазанием и указом неба. И эти три причины делают его величайшим пророком, рожденным от женщины.

Это был не единственный раз, когда Иисус хвалил Иоанна. Иудейским руководителям он сказал:

«Он был светильник, горящий и светящий; а вы хотели малое время порадоваться при свете его. Я же имею свидетельство больше Иоаннова» (Иоанна 5:35, 36).

Иисус называл Иоанна примером праведности

Этот отрывок «Вдохновленной версии» дополнен дополнительным заявлением Иисуса о том, что Иоанн «получил свидетельство не от человека, но от Бога, и вы сами говорите, что он пророк, поэтому вы должны принять его свидетельство… » (перевод Джозефа Смита, от Иоанна 5:35).

Вдохновленная версия также изменяет другой отрывок, делая его благоприятным для Иоанна. Основываясь на очень общем заявлении, которое гласит: «И благословен тот, кто не соблазнится мною» (Матфея 11: 6), уточняет его следующим образом: «И благословен Иоанн, и все, кто никогда не соблазнится Мною».

Иисус называл Иоанна примером праведности и превозносил его добрые дела перед иудейскими правителями. Например, после того как Иисус выгнал меновщиков денег из храма, к нему подошли первосвященники и старейшины народа и сказали: «Какой властью ты это делаешь? И кто дал тебе такую власть?» (Матфея 21:23).

Иисус торговался с ними, задавая вопрос о полномочиях Иоанна крестить:

«Иисус сказал им в ответ: спрошу и Я вас об одном; если о том скажете Мне, то и Я вам скажу, какою властью это делаю; крещение Иоанново откуда было: с небес, или от человеков? Они же рассуждали между собою: если скажем: „с небес“, то Он скажет нам: „почему же вы не поверили ему?“ А если сказать: «от человеков», — боимся народа, ибо все почитают Иоанна за пророка. И сказали в ответ Иисусу: не знаем» (Матфея 21: 24–27).

Поскольку первосвященники отказались признать божественное призвание Иоанна, Иисус не был обязан, согласно условиям соглашения, говорить им о своей власти. Однако он не оставил в их умах никаких сомнений относительно авторитета Иоанна:

«Ибо пришел к вам Иоанн путем праведности, и вы не поверили ему, а мытари и блудницы поверили ему; вы же, и видев это, не раскаялись после, чтобы поверить ему» (Матфея 21:32).

Вышеизложенное свидетельствует о высоком уважении Иисуса к Иоанну, и о его полном одобрении работы Иоанна. Мало кто из людей может рассчитывать на более красноречивый комплимент.

Смерть Иоанна

Наконец, как записано в Марка 6: 21–29, по наущению Иродиады и ее дочери Саломеи Ирод приказал убить Иоанна. Был отправлен палач, Иоанн был обезглавлен, а его голова была представлена ​​Ироду, Иродиаде и Саломее в качестве доказательства деяния. Когда ученики Иоанна услышали, что произошло, они взяли его тело, положили его в гробницу и сообщили Иисусу.

Так закончилось смертное служение одного из благороднейших мужей Бога. Его земная миссия была завершена. Он хранил себя незапятнанным от мира и свидетельствовал против зла своего времени. Он проложил дорогу своему Богу, провозгласил присутствие Мессии, крестил самого Сына Божьего и принял мученическую смерть.

Вскоре, примерно через полтора года, сам Мессия будет убит, а его тело помещено в гробницу. Но Мессия будет иметь власть над могилой, разорвет оковы смерти и выйдет из могилы со своим воскресшим прославленным телом. И уже не для того, чтобы быть искалеченным или раненым. И воскресение Мессии приведет к воскресению всех людей, включая Иоанна.

Как записано в божественном послании Джозефу Смиту (У. и 3. 133: 55), Иоанн вышел из гробницы сразу после воскресения Иисуса. Также Иоанн упоминается как «находящийся со Христом в Его воскресении».

Иоанн Креститель был предтечей ранних событий  устроения полноты времен в дополнение к созиданию устроения, в котором он жил как смертный. Он был связующим звеном между двумя устроениями. Восемнадцать столетий после того, как его земная жизнь закончилась, тот же самый Иоанн, все еще удерживая священство и ключи своего служения, спустился с небес как ангел Божий во славе своего воскресшего тела. И 15 мая 1829 года, он возложил руки на Джозефа Смита и Оливера Каудери, чтобы даровать им священство Аарона.

Письменная летопись

Помимо устного свидетельства об Иисусе, Иоанн Креститель также подготовил письменную летопись. О ней говорится в У. и З. 93: 6–18. Нам сообщили, что «полнота летописи Иоанна» еще не раскрыта. Старейшина Орсон Пратт упоминал летописи об Иоанне, которые еще не вышли. А Президент Джон Тейлор в своей книге «Посредничество и искупление» сослался на летопись Иоанна.

В отношении письменных документов Иоанна Крестителя возникла некоторая путаница. Причина в том, что есть два человека по имени Иоанн, и оба подготовили письменные документы. Однако представляется правдоподобным заключить, что Иоанн Креститель подготовил письменный отчет о своем служении. А апостол Иоанн позже цитировал его при составлении Евангелия от Иоанна.

Изучение Священных Писаний

Когда мы вспоминаем, что Апостол Иоанн был первым учеником Иоанна Крестителя, кажется очевидным, что он мог знать письменные свидетельства Крестителя и мог разумно процитировать их. Эта точка зрения подкрепляется подробным обсуждением Иоанна Крестителя в первой главе Евангелия от Иоанна. По-видимому, на самом деле оно является выдержкой из письменного рассказа самого Крестителя. Этот отрывок начинается такими словами:

«И вот свидетельство Иоанна, когда Иудеи прислали из Иерусалима священников и левитов спросить его: кто ты?»

и продолжает собственное объяснение Крестителя о его крещении Иисуса (См. от Иоанна 1: 19–34).

Стоит отметить, что Евангелие от Иоанна содержит больше личных и сокровенных вещей о раннем служении Иоанна Крестителя и больше реальных слов его проповеди, чем рассказы Матфея, Марка и Луки. Кроме того, Евангелие от Иоанна приводит слова Иоанна от первого лица. Это, по крайней мере, отражение личного знакомства апостола Иоанна с Крестителем и его знакомства с путешествиями, проповедями и писаниями Крестителя.

Один из величайших мужей Бога

В этом обсуждении мы обрисовали лишь часть многих значительных событий в красочном служении Иоанна. Его выдающиеся черты заключаются в его целеустремленности, полной преданности своему особому призванию и полной преданности Сыну Божьему. Эти качества в сочетании с его божественной властью священства, бесстрашным характером и личной праведностью делают его одним из величайших персонажей Священных Писаний. Иоанн Креститель один из величайших мужей Бога.

Оригинал этой статьи был написан Робертом Мэтьюзом и был опубликован на сайте churchofjesuschrist.org под названием John the Baptist: A Burning and a Shining Light