Восстановленное Евангелие открывает много истин о жизни после смерти. Вот еще несколько идей о духовном мире, с которыми вы, возможно, не сталкивались раньше.
В 1990 году мы вместе с Робертом Миллетом посетили ежегодную конференцию Международной ассоциации исследований клинической смерти, которая проходила в том же году в Вашингтоне, округ Колумбия.
Мы не знали, чего ожидать. Будет ли конференция состоять из «охотников за НЛО», людей в шляпах из алюминиевой фольги и т. п.? Но это было совсем не так. Были ученые, врачи, ученые по многим академическим дисциплинам, теологи и священнослужители из различных конфессий, а также много хороших женщин и мужчин, которые пережили своего рода встречу с духовным миром и стремились во всем этом разобраться.
Уникальные учения Святых последних дней
Каким бы впечатляющим ни было это собрание, на меня большее впечатление произвело то, что большинство из этих людей, как правило, не знали верований Святых последних дней о загробной жизни. Это заставило меня понять, что у нас есть уникальные, глубокие доктрины относительно роли духа, которые, возможно, мы принимаем как должное.
![](https://thirdhour.org/wp-content/uploads/2015/01/NDE-290x166.jpg)
Недавно в книге, опубликованной Йельским университетом, я прочитал высказывание, которое подтверждает особую природу наших убеждений. Авторы Коллин МакДаннелл и Бернхард Ланг утверждают: «Хотя большинство современных христианских групп пренебрегают верованиями в загробную жизнь, то, что происходит с людьми после их смерти, имеет решающее значение для учений и ритуалов Святых последних дней.
Небесное богословие — это результат не простых предположений, а откровения, данного прошлым и нынешним руководителям церкви. . . . Не было никаких изменений в понимании загробной жизни святыми с момента озвучивания этих учений Джозефом Смитом. Во всяком случае, Святые последних дней в двадцатом веке стали еще смелее в своих заявлениях о важности своего небесного богословия. . . .
В свете того, что они воспринимают как отказ христианского мира от веры в небеса, многие Святые последних дней чувствуют еще большую ответственность за определение значения смерти и вечной жизни» (Heaven: A History, New Haven: Yale University Press).
Вот лишь несколько из этих глубоких принципов о загробной жизни, которые уникальны для Церкви Иисуса Христа Святых последних дней.
1. Знание о духовном мире приносит утешение
Очевидно, древние пророки имели некоторое представление о духовном мире. В Ветхом Завете автор Экклезиаста писал, что после смерти мы «возвращаемся к Богу» (Екклесиаст 12: 7).
![](https://d3ewd3ysu1dfsj.cloudfront.net/images/stories/large/3949.jpg)
Иисус, обращаясь к разбойнику на кресте, сказал: «Сегодня ты будешь со мной в раю» (Луки 23:43). Петр ясно учил, что Христос пошел проповедовать Евангелие в духовном мире (см. 1 Петра 3: 18–20; 4: 6).
Но эти древние пророки не дают нам никакого описания того, что такое духовный мир и где он находится. Как члены Церкви Иисуса Христа Святых последних дней мы благословлены тем, что имеем дополнительное понимание современного откровения.
Меня поражает, как много и как часто ранние Пророки и апостолы учили о духовном мире. Пророк Джозеф Смит много учил о смерти и духовном мире, о том, что он называл «принципами утешения». Фактически, некоторые из величайших доктринальных речей Пророка были произнесены на похоронах.
Практически каждую семью в Наву коснулась смерть, особенно смерть детей. Поэтому, конечно, Святые беспокоились о том, что будет с их умершими предками и близкими. Они задавались вопросом, смогут ли их предки достичь возвышения, как учил Пророк Джозеф — и он много говорил об этом.
Благодаря этим учениям мы можем знать, что наши близкие пребывают в мире, что они рядом с нами и заняты важным делом и что у них есть нескончаемый запас надежды, дарованный через Искупление Спасителя.
2. Загробная жизнь приносит покой
Мне нравится следующее заявление Пророка Джозефа Смита. Об этом рассказал Бенджамин Ф. Джонсон, который сказал, что Пророк, «глубоко вздохнув, как от усталости, … . . тяжело опустился на стул и сказал: «О! Я так устал — так устал, что часто чувствую тоску по дню отдыха. Ибо что было для меня в этой жизни, кроме скорби?»
Когда вы думаете о том, через что прошли Святые, особенно в Миссури, и как после того, как они пришли на место, которое, как они считали, станет местом мира и отдыха в Наву, грозовые тучи снова начали собираться — вы знаете, они, должно быть, задавались вопросом: «Когда мы наконец найдем покой?» Это напоминает мне слова гимна «Вперёд, Святые», в которых говорится: «А если нам дойти не суждено, / Боже, всё хорошо!»
Это обещание окончательного мира и покоя составляет самую суть учений Пророка о смерти, духовном мире и утешении. Он неоднократно свидетельствовал, что верным «все хорошо» после смерти — или, как говорилось в более раннем откровении, «умершие во Мне не вкусят смерти, ибо она будет сладка для них» (У. и З. 42:46).
3. Духовный мир находится прямо здесь, на Земле
![](https://d3ewd3ysu1dfsj.cloudfront.net/images/stories/large/18212.jpg)
Во время упомянутого ранее визита Джозефа Смита на ферму Джонсона он сказал Бенджамину Ф. Джонсону: «Меня преследовали, когда я ещё был мальчиком. . . Почему я не должен желать отдыха?»
А затем он сказал: «Я был бы недалеко от тебя, и находясь по ту сторону завесы я все еще работал бы с тобой, и со значительно возросшей силой, чтобы продвигаться в этом царстве».
Эта история подчеркивает еще одну важную доктрину восстановленного Евангелия: духовный мир находится прямо здесь, на Земле, и духи наших умерших близких действительно находятся среди нас. Это учение столь же утешительно для Святых, сколь и уникально среди христианских верований загробной жизни. Наша умершая семья и друзья не ушли, и они не далеко-далеко на каком-то далеком «небе».
Пророк Джозеф Смит учил:
«Они недалеко от нас, знают и понимают наши мысли, чувства и движения, и часто страдают от этого».
Я думаю, что это уникальное учение о спасении умерших, которое действительно придает личный смысл учению о духовном мире. Учения ранних Братьев подчеркивали близость нашей семьи, близость духовного мира, взаимосвязь между двумя мирами и тот факт, что духи по-прежнему проявляют интерес и непосредственное участие в работе Господа по обе стороны завесы.
4. Духовный мир будет нам знаком
Раздел 77 Учения и Заветов дает глубокое понимание того, на что похож духовный мир и как он соотносится с нашим смертным существованием.
Господь сказал Пророку Джозефу: «то, что духовно, существует в подобии плотского; и то, что плотское, существует в подобии духовного». Этот важный принцип учит нас не только тому, что в нашей земной скинии есть бессмертный дух, который обычно выглядит как наши тела, но также и тому, что в значительной степени духовный мир выглядит и организован как земной мир.
Бригам Янг учил:
«Когда вы находитесь в духовном мире, все там будет казаться таким же естественным, как сейчас. Духи будут так же знакомы с духами в духовном мире — будут разговаривать, созерцать и упражняться во всевозможных формах общения друг с другом так же привычно и естественно, как в телах. Там, как и здесь, все будет естественно, и вы поймете их так же, как теперь понимаете естественные вещи».
Для меня это еще один «принцип утешения». Некоторые могут думать, что все духи в духовном мире летают на облаках, играя на арфах. Другие могут полагать, что единственное, что там происходит, — это миссионерская работа. Но мы знаем, что это неправда.
Мы будем учить и учиться, служить и получать служение — точно так же, как здесь. Там мы будем разговаривать, смеяться и плакать, а также заниматься значимой и продуктивной деятельностью – точно так же, как здесь.
5. Искупление охватывает тех, кто находится в духовном мире
В духовном мире закон восстановления — это абсолютно совершенный и справедливый ответ на наши действия в жизни. Мы получаем то, что дали. Мы испытываем все последствия нашего собственного выбора.
Первый вопрос, который возникает в ответ на это, — как насчет покаяния? И мне все равно придется пройти этот жизненный обзор, если я покаялся? Ответ таков: когда мы каемся, Искупление Иисуса Христа очищает и освобождает нас; мы становимся новыми существами. Итак, да, у нас будет обзор жизни, но обзор жизни будет касаться нового творения или новой жизни, которую Христос создал в нас.
Еще одно учение, вселяющее надежду, — это учение о невероятной работе спасения, которая происходит в духовном мире. Это имеет прямое отношение ко всем нам, поскольку все мы так или иначе будем вовлечены в эту работу.
Президент Уилфорд Вудрафф учил, что священство и чины, которые мы занимаем в этой жизни, идут вместе с нами в духовный мир. Мы занимаемся там теми же видами призвание и служения, для которых используем здесь свое священство.
![](https://d3ewd3ysu1dfsj.cloudfront.net/images/stories/large/61268.jpg?1623430301)
Мне нравится думать о храме как о совершенной модели того, как работа Господа действует в духовном мире. Подумайте о порядке и организации там — мужчины и женщины, занимаются работой Господа, благословляя жизни и приближая людей к нашему Небесному Отцу, вместе служа в Доме Господа в дополнительных и жизненно важных ролях.
Старейшина Нил А. Максвелл сделал следующее интересное наблюдение: «Хотя мы так сильно скучаем по ушедшим праведникам здесь, сотни людей могут почувствовать их прикосновение [в загробной жизни].
Однажды эти сотни будут благодарить покойных за то, что они так смиренно отказались от расширенного общения с избранными людьми здесь, чтобы иметь возможность помочь сотням там. В Божьей экологии талант и любовь никогда не пропадают зря».
6. Мы обретём невыразимую славу в духовном мире
Хотя духовный мир, как учил Бригам Янг, будет казаться таким же естественным, как и всё здесь, на Земле, он будет наполнен «невыразимой славой».
Я в шутку говорю, что земную жизнь можно сравнить с обычным телевидением, каким оно было впервые изобретено, а духовный мир больше похож на телевидение высокой четкости, усиленное невероятным разрешением и красивой детализация. Эта духовная сила и слава позволяют духам, по крайней мере, праведным духам, обладать способностями и испытывать условия, которых у нас в такой мере не может быть в этом падшем мире со смертными телами.
Это объясняет некоторые из самых замечательных учений ранних братьев.
Свобода передвижения
Например, Бригам Янг учил, что, войдя в рай, мы будем «свободны путешествовать с молниеносной скоростью». Он сравнил это духовное движение, включая то, что мы сегодня называем «путешествием во времени», с молнией или электричеством (или, возможно, мы могли бы добавить оптоволокно, спутники и интернет). Они, как сказал Бригам, «служат прекрасной иллюстрацией способностей и силы Всемогущего. . . . Когда мы перейдем в духовный мир, мы будем обладать мерой этой силы».
Возможно, именно это имел в виду Пророк Джозеф, когда описывал праведных духов как «окутанных пылающим огнем».
Вот еще один пример повышенных способностей духовных тел.
Улучшенное общение
Старейшина Орсон Пратт подробно рассказал о способах общения в духовном мире. По его словам, там общение не зависит от звуковых волн и слуховых нервов в наших ушах. Вместо этого мы сообщаемся разум с разумом, дух с духом.
В своем исследовании я наткнулся на множество рассказов о тех, кто пережил клиническую смерть, не являющихся Святыми последних дней, которые говорили об этом телепатическом общении. Это может звучать как что-то из «Звездного пути», но на самом деле Священные Писания и Пророки описывают это как «дух откровения», то есть Бог обращается к нашему разуму и сердцу (см. У. и З. 8: 2–3). Это идеальное общение.
Расширенное обучение
Есть еще один аспект повышенной способности праведных духов в духовном мире, которого я действительно с нетерпением жду, — совершенная способность учиться и сохранять знания.
Президент Бригам Янг сказал: «Я не перестану учиться, ни пока я живу, ни когда я приду в духовный мир; но там я буду учиться с большей легкостью».
Орсон Пратт объяснил эту способность, заявив: «Вместо того, чтобы восприниматься ограниченным образом, знания хлынут со всех сторон; они придут, как свет, исходящий от солнца, проникая во все части, наполняя дух и давая понимание относительно десяти тысяч вещей одновременно; и ум будет способен принимать и удерживать все».
Вот это да! Каким же поистине удивительным должен быть духовный мир!
Это лишь некоторые из учений пророков и апостолов о духовном мире. Они похожи на снежинки на вершине айсберга.
Чем больше я изучаю и узнаю о духовном мире, тем больше он обогащает мою жизнь. Наше знание того, что будет тогда и там, помогает нам понять, какими мы должны быть здесь и сейчас. Евангелие о смерти многому учит нас о жизни.
Оригинал этой статьи был написан Brent L. Top и был опубликован на сайте ldsliving.com под названием Life After Death: 6 Insights into the Spirit World.
[Русский] ©2016 LDS Living, A Division of Deseret Book Company | English ©2020 LDS Living, A Division of Deseret Book Company.