Нас, как членов Церкви Иисуса Христа Святых последних дней, учат, что наши тела — это храмы и священные творения Бога. Это кажется довольно простой доктриной, пока мы не оказываемся в конце нашего земного путешествия.
В трудные времена мы часто обращаемся к учениям Церкви за советом. Донорство органов, эвтаназия, кремация и продление жизни — как смотрит на них Церковь?
Церковь и донорство органов
В Церкви нет однозначной политики в отношении донорства органов, но это не остановило появления то здесь, то там определенных слухов.
Сесил Самуэльсон, почетный представитель Высшей власти и бывший президент Университета имени Бригама Янга, который также был врачом, написал статью для церковного сайта о донорстве органов. В отсутствие однозначной позиции Церкви, Самуэльсон пытался осмыслить тему донорства в свете Евангелия и медицинских принципов:
«Церковь не занимает официальной позиции в отношении пересадки органов. Однако представляется очевидным, что трансплантация органов не влияет на воскресение человека, поскольку орган все равно вскоре вернется к основным элементам Земли после смерти. Что бы ни случилось с частью тела после смерти, нам обещано, что „каждая конечность и сустав будут возвращены своему телу; да, и ни один волос головы не пропадет“» (Алма 40: 23).
Как и с большинством решений, Самуэльсон побуждает членов Церкви подходить к донорству органов с тщательным изучением и молитвой. После того, как человек предпринял эти шаги, он сможет узнать для себя, является ли решение правильным для него самого и его семьи. С медицинской точки зрения, донорство органов может стать огромным благословением для многих людей.
По данным Американской Ассоциации Трансплантологии, благодаря донорству органов, один человек может спасти до восьми жизней и может улучшить жизнь более ста человек. В 2018 году в России было выполнено около 2000 трансплантаций, и потребность в дополнительных трансплантациях только увеличивается.
«Благодаря донорству и замене органов, в жизнь бесчисленных тысяч людей и их семей пришло множество благословений, — утверждает Самуэльсон в своей статье. —… Семьи, переживающие смерть близкого человека, получили утешение от осознания того, что другие жизни были спасены или значительно улучшены благодаря пересадке жизненно важных органов. Другие семьи были избавлены от изнурительной болезни или смерти, потому что живой член семьи мог пожертвовать орган любимому человеку».
Он продолжает:
«Когда я работаю с донорами и получателями и являюсь свидетелем бескорыстной любви, которая проявляется в этом даре жизни и здоровья, я часто вспоминаю о встрече Петра и Иоанна с хромым нищим, когда два Апостола пытались пройти к в храму. Хромой человек просил лишь милостыню, но вместо этого был исцелен. Петр сказал ему тогда: „Серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе“».
Одним из конкретных примеров благословения донорства органов является история Элси, дочери тренера по футболу Университета имени Бригама Янга. Ей было всего 3 года, когда она умерла после того, шнур жалюзи случайно обмотался вокруг ее шеи, и она получила травму головного мозга в результате удушения.
Примерно через год после трагедии, тренер Махе рассказал каналу новостей ABC News, что его дочь выполнила важную миссию и цель в столь юном возрасте:
«Мы молились, чтобы с ней произошло чудо, и чтобы она смогла преодолеть все это. Вы знаете, что вы надеетесь, что сможете забрать свою маленькую девочку домой… Но когда результаты оказались такими, какими они оказались, мы пошли в храм, чтобы найти хоть какое-то умиротворение в ее ситуации… И мы испытали это чувство. Это должно было быть чудо не для нее, а от нее в виде донорства органов».
Церковь и продление жизни
Хотя современные достижения в области медицинских технологий приносят большую пользу, они также могут поставить семьи в трудное положение, когда придет время решать, продлевать ли жизнь близкого человека или нет.
В официальном обращении об эвтаназии и продлении жизни Церковь заявила:
«Церковь Иисуса Христа Святых последних дней не считает, что смерть от естественных причин, в результате прекращения искусственных мер поддержания жизни в случае, например, длительной болезни, подпадает под определение эвтаназии. Когда смерть от такой болезни или несчастного случая становится неотвратимой, на нее нужно смотреть как на благословение и неотъемлемую часть вечного существования.
Члены Церкви не должны чувствовать себя обязанными продлевать земную жизнь с помощью неоправданных средств. Такие решения членам семьи лучше всего принимать после получения мудрого и компетентного совета медицинских специалистов и после обращения к Богу за наставлениями через пост и молитву».
Я свидетельствую вам, что сила откровения реальна и очень нужна во время таких трудностей — я видела это в моей собственной семье. Когда жизнь моего дедушки подошла к концу после неизлечимой болезни, которая была как американские горки в течение нескольких месяцев — когда казалось, что его здоровье улучшалось в один день и резко ухудшалось на следующий, — было принято много решений.
Я благодарна за то, что члены моей семьи полагались на молитву и пост, чтобы найти свои собственные ответы, когда трудности продолжали наваливаться на нас. Последнее, что нужно семье в такое время — это разногласия или раздоры, и я думаю, что способность молиться и поститься об этих решениях может серьезно помочь семье обрести покой и понимание.
Но хотя Церковь и сказала, что решение о том, когда следует отключить аппарат для поддержки дыхания, принадлежит лишь семье, они ясно дали понять, что эвтаназия или ассистированное самоубийство являются «нарушением заповедей Бога». В вышеупомянутом официальном заявлении Церковь объяснила свою позицию, сказав: «Церковь Иисуса Христа Святых последних дней верит в святость человеческой жизни и поэтому выступает против эвтаназии».
Церковь и кремация
Предубеждения западного мира против кремации проистекают из идеи раннего христианства о том, что кремация обесценила бы божественное наследие наших тел. Многие люди рассматривают кремацию, как языческую традицию, так как некоторые религии верят, что огонь действует, как очищающее средство, которое освобождает дух от грязной смертной тюрьмы.
С тех пор как к Церкви стали присоединяться люди из разных стран мира, отношение к кремации смягчилось. Как и в случае донорства органов, кремация — это вопрос, к которому лучше всего подходить с молитвой и серьезными размышлениями в каждой отдельной ситуации. В Руководстве Церкви говорится:
«Как правило, Церковь не одобряет кремацию. Семья усопшего должна решить, нужно ли кремировать тело, при этом приняв во внимание все законы, касающиеся захоронения или кремации. В некоторых странах кремация требуется по закону.
Там, где это возможно, на тело умершего члена Церкви, получившего облечение, в случае кремации должна быть надета храмовая одежда. Можно провести похоронную службу».
В 1991 году профессор религии Университета имени Бригама Янга Роджер Келлер написал статью для журнала «Новая Эра», в которой он пролил свет на практику кремации в Церкви. Он счел особенно важным подчеркнуть, что независимо от того, что случится с телами — будь то традиционное захоронение, «водная могила» или кремация, — они будут полностью восстановлены при воскресении. Он также рассказал, почему Церковь обычно приветствует традиционные похороны, а не кремацию:
«Эта традиция [хоронить мертвых] наиболее близко символизирует евангельские учения о смерти, погребении и воскресении — искуплении Христа — и крещении погружением, как Павел предлагает в Послании к Римлянам, 6».
Члены Церкви не должны испытывать чувство вины, если они выбирают кремацию. В некоторых случаях кремация является единственным выбором. Это верно для многих городских районов, где просто не хватает места, чтобы похоронить всех усопших. Иногда традиционное захоронение может не соответствовать финансовым возможностям семьи, что делает кремацию лучшим вариантом. Церковь дала нам дар судить о наших собственных обстоятельствах и принимать решения, исходя из них.
Важность свободы выбора
Когда я занималась исследованиями для этой статьи, меня поразила одна вещь, которая, помимо смерти, связывает все эти темы. Это право выбирать. Начиная с выбора в отношении отключения любимого человека от приборов искусственного дыхания, до принятия решения стать донором органов, Церковь рекомендует членам Церкви использовать их свободу воли при принятии решений в конце жизни.
Ответственность за принятие таких решений может заставить нас пожелать, чтобы в Церкви был более однозначный и практический подход, так как правила и руководящие принципы могут дать утешение, когда все остальное в жизни рушится. К сожалению, если мы хотим, чтобы нам все было дано, мы в неправильной церкви. В У. и З. 58:26 говорится:
«Ибо вот, не следует Мне во всем повелевать, ибо тот, кто во всем принуждается, есть ленивый и немудрый слуга; а потому он не получает наград».
Суть жизни заключается не в том, чтобы быть легкой. Это становится особенно очевидно, когда мы сталкиваемся лицом к лицу с нашей собственной смертью или смертью кого-то из близких нам людей. К счастью, Небесный Отец дал нам дар откровения, чтобы немного облегчить жизнь.
Наше использование свободы воли должно происходить с молитвой и постом. Когда мы пытаемся принять решения в трудных ситуациях, возникающих при столкновении с реальностью смерти, единственный правильный подход — это поиск ответов и утешения посредством личного откровения.
Оригинал статьи был опубликован на сайте Third Hour. Автор Сидни Гонзалез. Переводчик Елена Шэннон.