В Евангелии от Луки 16: 18 говорится:
«Всякий, разводящийся с женою своею и женящийся на другой, прелюбодействует, и всякий, женящийся на разведенной с мужем, прелюбодействует».
Означает ли это, что одинокая женщина/мужчина не может выйти замуж/жениться на ком-то, кто уже состоял в браке? Тогда почему так много членов Церкви повторно вступают в брак? Иисус попытался дать евреям закон выше, чем тот, который они получили от Моисея. Он с легкостью добавляет это учение о браке и разводе в Нагорную проповедь:
«Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную. А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует» (От Матфея 5: 31-32).
Заметьте, что Он повторил его и Нефийцам (3 Нефий 12: 31-32). Фарисеи сразу учуяли новое учение и побудили Иисуса разъяснить его. Это учение — развод только при наличии прелюбодеяния, иначе последующие браки будут прелюбодеянием, — является идеалом. Поэтому давайте обратимся к образцовому браку Адама и Евы:
«И приступили к Нему фарисеи и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею? Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (От Матфея 19: 3-6).
Рождение приносит новую жизнь в мир. Младенец по природе связан с его или ее матерью. Брак начинает новое целое. Муж и жена связаны воедино заветом более прочным, чем кровные отношения, которые они несли раньше. И так как брак был введен в Эдемском саду до того, как смерть пришла в мир, он должен был быть неразрушимым. Павел несколько развил эту мысль. Супружеский союз таков, что неверность — не только грех против брака, но и против самого себя.
«Бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела» (1 Коринфянам 6: 18).
Итак, идеал был представлен в Эдеме, но мы живем здесь в мире, где тела заболевают и умирают, а в браках иногда случаются прелюбодеяния. В таких случаях Иисус учил, что оставшийся верным супруг может развестись. Обратите внимание на то, что это не является обязательным требованием. Муж и жена могут выбрать продолжать приглашать Господа, чтобы Он вдохнул жизнь в их поломанный брак. В этом случае развод является формальным завершением юридического «разделения надвое», которое уже произошло в результате неверности. Еврейское слово для развода (כְּרִיתוּת — kᵉrîythûwth) базируется на аналогичном слове (כָּרַת — kârath), что означает «отрезать, срезать, подрезать, отрезать часть тела, вырезать, устранить, убить». Вот что сказал об этом К. С. Льюис:
«(Христианские церкви) рассматривает развод, как ампутацию части живого тела, как своего рода хирургическую операцию. Одни церкви считают эту операцию настолько неестественной, что вовсе не допускают ее. Другие допускают развод, но как крайнюю меру в исключительно тяжелых случаях. Все они согласны с тем, что эта процедура скорее похожа на ампутацию обеих ног, чем на расторжение делового товарищества. Никто из них не принимает современной точки зрения на развод, утверждающей, что он совершается партнерами как своего рода реорганизация, необходимая, если между ними больше нет любви или если один из них полюбил кого-то другого» («Просто христианство», книга 3, глава 6, «Христианский брак»).
Но даже это не та реальность, которую мы видим. Иисус учил тому, что те, кто вступает в брак с разведенными, прелюбодействуют. И все же современная Церковь приглашает разведенных на мероприятия для одиноких, чтобы они могли ходить на свидания, встречаться и жениться/выходить замуж. Фарисеи тоже заметили нечто подобное:
«Они говорят Ему: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею? Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так» (От Матфея 19:7-8).
Иисус еще раз подтверждает идеал («сначала») признавая при этом вклинивающуюся политику, учитывающую их слабости («по жестокосердию вашему»). В восстановленной Церкви Иисуса Христа Святых последних дней была явлена и восстановлена часть этого высшего закона в наши дни. То есть те, кто нарушают брачный завет, подлежат церковному наказанию:
«Вот, истинно говорю Я вам, что тех из вас, кто оставил жену или мужа из-за блудодеяния, или, другими словами, если они засвидетельствуют перед вами со смирением сердца, что это так, то вы не должны изгонять их из среды вашей; Но если вы найдете, что кто-то оставил жену или мужа из-за прелюбодеяния и они сами согрешили, в то время как супруга или супруг живы, то такие будут изгнаны из среды вашей» (Учение и Заветы 42: 74-75).
Что не разъясняется здесь — это последствия брака с тем, кто решил развестись, либо из-за неверности или потому что разлюбил(а), или по какой-либо другой причине. Старейшина Макконки растолковал высший закон, которому Спаситель учил Своих учеников, и то, как он применяется сегодня.
«Этот строгий закон, регулирующий развод … предположительно … преобладал среди [Нефийцев] в течение периода около двухсот лет, который последовал после служения [Христа] на американском континенте. Можно предположить, что он преобладал в городе Еноха, и что это будет закон во время тысячелетия. Возможно, он был в силе в разное время и среди разных людей, но Церковь не связана им сегодня. В это время в Церкви разрешены разводы по ряду других причин, помимо сексуальной безнравственности, и разведенным лицам разрешается вступать в брак снова и наслаждаться всеми благословениями Евангелия» («Доктринальный комментарий к Новому Завету», том 1, стр 548-549).
Поэтому краткий ответ на вопрос о том, может ли одинокая женщина/мужчина выйти замуж/жениться на ком-то, кто уже состоял в браке — (и даже в храме!) Но для некоторых членов Церкви причина повторного брака после развода в том, что не придерживаются более высокого семейного стандарта. Тем не менее, мы по-прежнему учим идеалу, как делал это Иисус. Современные апостолы дали нам образец для брака и семьи в Семья. Воззвание к миру. Эти апостолы учат, что хотя иногда развод и необходим из-за реалий этого мира, последствия развода зачастую гораздо хуже, чем признает мир. В 2007 году старейшина Оукс подтвердил комментарии старейшины Макконки, упомянутые выше. Он говорил о необходимости в разводе (в некоторых случаях) в сочетании с целительной силой Искупления, а также необходимости излечить наши браки (во многих случаях) (Развод, Генеральная конференция, апрель 2007 г.). Также президент Ухтдорф призвал нас переоценить и оживить наши браки (Хвала спасающим, Генеральная конференция, апрель 2016 г.). Брак и семьи, как он учил, «представляют собой порядок Небесный. Они – эхо целестиального образца, подражание вечной семье Божьей».