В историях Нового и Ветхого Завета описываются библейские монстры: морские чудища, гиганты и мстительные духи, которые, как утверждают религиоведы, так же страшны, как вампиры или зомби, которых мы видим по телевизору. Верующие люди просто не очень часто пересказывают эти истории, предпочитая более утешительные религиозные послания.
«Большое количество людей не имеют возможности узнать, что представляют из себя библейские монстры, поскольку многие из них были приручены или одомашнены», — говорит Эстер Дж. Хамори, доцент по предмету Еврейская Библия в Объединенной теологической семинарии в Нью-Йорке.
Возьмём, к примеру, херувима. Сегодня мы думаем о них, как о «счастливых толстеньких ангельских младенцах», но в Библии они являются крылатыми опекунами, которые иногда обладают телом льва, отмечает Хамори.
«Это всегда небольшой шок для моих студентов».
Перепроектируя или игнорируя библейских монстров, мы упускаем больше, чем великие идеи для создания костюмов, объясняют Хармони и другие. Мы упускаем шанс провести более глубокие беседы о том, почему происходят плохие вещи, и как Бог хочет, чтобы мы на них реагировали.
«В нашей жизни и в нашем опыте так много беспорядка и нестабильности. Я думаю, что религия говорит об этом не только с точки зрения контроля или подавления, но и с точки зрения реагирования», — говорит Тимоти Бил, профессор и заведующий кафедрой религиоведения в Кейсовском университе западного резерва.
Библейские монстры
Бил благодарен увлеченным студентам за их интерес к библейским монстрам. Обсуждения в классе почти два десятилетия назад помогли ему понять, что связь Бога с ужасными существами сложнее, чем предполагает большинство людей.
«Иногда библейские монстры являются врагами Бога, но иногда Бог отождествляет себя с ними, даже если они опасны, хаотичны и смертельны», — говорит он.
Бил предложил отрывок из Книги Иова в Ветхом Завете, чтобы подтвердить это утверждение. В главах с 40-42 Бог гордится некоторыми из своих самых угрожающих созданий, восхваляя бегемота, непобедимого зверя, похожего на быка, и Левиафана, у которого «круг зубов его — ужас» и «свисту дротика он смеется».
Подобно этому, Библия содержит рассказы об ангелах, отправленных на миссии поиска и уничтожения, которые вызывают хаос вместо того, чтобы создавать комфорт, отмечает Хармони. В 4-й Книге Царств 19:35 написано:
«И случилось в ту ночь: пошёл Ангел Господень и поразил в стане Ассирийском сто восемьдесят пять тысяч. И встали поутру, и вот все тела мертвые».
В Ветхом Завете сатана — это ангел.
«В Библии монстры являются частью окружения Бога», — говорит Хармони, которая работает над книгой о библейских монстрах.
С первых дней христианства самые темные сцены Библии вызывали напряженность. Некоторые ранние церковные лидеры хотели проповедовать, что есть два отдельных Бога: один, которому служат монстры, и другой, являющийся воплощением любви.
«Тёмная сторона божественного была проблемой для отцов ранней Церкви», — говорит Джесс Пикок, аспирант в области религии, который пишет колонку о богословии и ужасах для журнала «На улице Морга».
На протяжении столетий религиозные общины, связанные с Библией, обычно предпочитали преуменьшать чудовищные аспекты своих религиозных текстов, и поэтому местом, где можно бороться со страшными концепциями, стала поп-культура.
По словам Пикока, запутанные или тревожные части Библии «всплывали в рассказах ужасов».
Например, один из самых ранних готических романов «Замок Отранто» спрашивает, должны ли будущие поколения быть наказаны за грехи своих предков, черпая вдохновение из учений Библии. И знаменитые истории зомби или вампиров, такие как «Дракула» Брэма Стокера, имеют дело с обещанием вечной жизни, обыгрывая идею, что Вечные существа могут скучать, быть подавлены или жестоки.
Религиозные темы, лежащие в основе многих книг и фильмов ужасов, могут удивить некоторых консервативных религиозных лидеров, которые иногда препятствуют членам церкви читать книги или смотреть фильмы ужасов, или даже праздновать Хэллоуин, говорит Пикок.
«В религиозных кругах ужас имеет плохую репутацию. Он рассматривается как греховное, или что-то такое, что деформирует умы людей», — говорит он.
Принимая страшные истории
Люди, которые любят изучать религию и монстров, могут пожалеть тех, кто этого не делает. Чтение о смертоносных ангелах и морских чудовищах, контролируемых Богом, не так утешительно, как чтение об Иисусе Христе, исцеляющем больных.
«Люди хотят от религии определенности, покоя и стабильности. Это не утешительно думать, что Бог принимает сторону чудовищного против нас», — говорит Бил, который в 2001 году опубликовал статью «Религия и её монстры».
Тем не менее, Бил и другие по-прежнему выступают за более глубокое взаимодействие с самыми страшными историями Библии. Это может стать расширением возможностей для изучения того, как люди, описанные в религиозных текстах, реагировали на неожиданные встречи с монстрами, и это полезно для напоминания, что Бог более сложен, чем мы можем себе представить.
«Мы можем более честно подходить к хаотичному и дезориентирующему опыту, если мы открыты для таких взглядов из Библии» — говорит Бил, отметив, что преподавал воскресные школьные занятия по монстрам в своей пресвитерианской церкви.
Изучение темных частей Библии может привести к более сложному и полезному религиозному опыту.
«Мне нравится, что библейские монстры поднимают трудные вопросы. Мне нравится, что мы не можем читать то, что, по сути, является историями ужасов в Библии, и с легкостью получать ответы», — говорит Хармони, по национальности еврейка.
И, по ее словам, они также дают идеи для отличных костюмов!
Оригинал этой статьи был опубликован на сайте Dezeret News. Автор: Келси Даллас. Переводчик: Анна Селимова.