Когда в июне прошлого года я сидел на выпускном вечере в семинарии, первые трое выступавших обрушили на аудиторию шквал заявлений о том, что «Иисус — наш старший брат». Это были два выпускника: молодая женщина и молодой мужчина, а также учитель семинарии. Четвёртый оратор, Президент кола, не упомянул об этом.

Учитывая, что я знаю об отсутствии в Священных Писаниях фактов на эту тему, я спросил себя: «Что привлекает людей в этом практически несущественном факте? Почему этому уделяется так много внимания? Есть ли что-то в учебной программе семинарии, что подчеркивает этот факт?» Другой умаляющий факт состоит в том, что если Иисус — ваш брат, то также и Сатана.

Я бы не стал опровергать идею о том, что Иисус, Сын Божий, разделяет родственную, духовную ДНК (если такое существует) с вами и со мной. Я скажу, что из двух видов семейных отношений, которые у вас есть с Ним, отношения братьев и сестер незначительны по сравнению с Его Отцовством, это может отвлечь и привести к отступничеству.

Утверждение «старший брат» происходит не из Священных Писаний, а из логического вывода. Этот вывод лучше всего объясняется «изложением доктрины Первым Президентством и Кворумом Двенадцати Апостолов. По сути, в документе делается вывод, что «нет никакой ошибки в том, чтобы говорить об Иисусе Христе как о старшем брате всего остального человечества», но отсутствие ошибки не обязательно приравнивать к полезному, и это даже может стать проблемой.

В принципе, отсутствие полезности и даже ошибочность в отношении Иисуса как нашего старшего брата можно подчеркнуть, просмотрев несколько отрывков из Священных писаний, которые, по крайней мере в прямом понимании, вызывают проблемы для восприятия братства Иисуса.

Например, один отрывок из Священных Писаний, который возмущает членов Церкви, погруженных в парадигму Иисуса как брата (да и других членов Церкви), находится в книге Мосии 15:1-4:

«1 И ныне, Авинадей сказал им: Я хотел бы, чтобы вы поняли, что Сам Бог сойдёт в среду детей человеческих и искупит Свой народ.
2 И так как Он пребудет во плоти, Он назовётся Сыном Божьим, и, подчинив плоть воле Отца, будучи Отцом и Сыном:
3 Отцом — потому что Он был зачат силой Божьей; а Сыном из-за плоти; таким образом став Отцом и Сыном,
4 И Они — Бог единый, да, истинный Отец Вечный неба и земли».

Трудности с восприятием Иисуса как брата возникают, когда Авинадей говорит об Иисусе, как об Отце и Сыне. В каком бы смысле Он не был моим Отцом, Он не мой брат, так что у нас есть выбор. Если мы цепляемся за идею Его братства, нам придётся объяснить Его отцовство, как гиперболу, метафору или что-то ещё, или, по крайней мере, сузить диапазон Его отцовства.

Вторая и очень проблематичная пара стихов находится в диалоге между Зизромом и Амулеком, в книге Алмы 11:38-39:

«38 И ныне, Зизром снова говорит ему: Верно ли, что Сын Божий — истинный Отец Вечный?
39 И Амулек сказал ему: Да, Он есть истинный Отец Вечный неба и Земли и всего, что на них; Он есть начало и конец, первый и последний».

Теории братства не сулит ничего хорошего столь явное утверждение о том, что Иисус является вечным Отцом, разве что мы сузим рамки отцовства, но Книга Мормона этого не делает. Если мы примем то, чему учат пророки Книги Мормона за чистую монету, Иисус является Отцом. Так как?

Глава 5 Мосии даёт на этот вопрос хотя бы частичный ответ. В конце своего выступления царь Вениамин  призвал народ вступить в завет, который мы заключаем при крещении, и объяснил, как Иисус становится Отцом:

«7 И ныне, в силу завета, который вы заключили, вы будете называться детьми Христа, Его сыновьями и Его дочерьми; ибо вот, в этот день Он духовно породил вас; ибо вы говорите, что ваши сердца изменились через веру во имя Его; а потому вы рождены от Него и стали Его сыновьями и Его дочерьми».

В момент, когда завет устанавливает Его отцовство, Его старшее братство исчезает за неуместностью. Вскоре после крещения и конфирмации, Адам получил священство Мехлиседеково, и, вступив в завет священства, стал сыном, а Иисус — его Отцом.

Моисей 6 глава:

«67 И ты по сану Того, Кто не имел ни начала дней, ни конца лет, от всей вечности до всей вечности.
68 Вот, ты един во Мне, сын Божий; и таким путём да смогут все стать сынами Моими. Аминь».

«Да смогут все стать сынами Моими» — эти слова конечно подразумевают, что они ещё не были Его сыновьями. В части «таким путём» говорится о рукоположении Адама во священство, что также является важным заветом, уступающим только крещению на уровне отдельного человека. На церковном уровне руководящим звеном является завет священства Мехлиседекова. Без священства вступление в завет крещения невозможен (У. и З. 84:20-21). В 3 главе Ефера говорится:

«14 Вот, Я Тот, Кто был приготовлен от основания мира, дабы искупить народ Мой. Вот, Я — Иисус Христос. Я — Отец и Сын. Во Мне всё человечество будет иметь жизнь, и это вечно, а именно те, кто уверуют во имя Моё; и они станут Моими сыновьями и Моими дочерьми».

Ещё раз. «Стать» через заключение завета с Ним.

Последствия этой истины огромны. Отныне человек, который понимает это, должен задать вопрос, когда подразумевается или прямо утверждается наше положение дочерей и сыновей: «Относится ли это к нам, как к духовным потомкам в силу того, что мы были духовно рождены от Небесного Отца и небесной матери, или это заветное рождение?»

Например, молодые женщины почти еженедельно повторяют: «Мы — дочери нашего Небесного Отца, любящего нас и любимого нам». Это ссылка на духовное потомство, которое мы разделяем с приспешниками дьявола, или же обращение к завету с Иисусом Христом, согласно которому девушки стали Его дочерьми?

Моисей учил, или по крайней мере подтверждал, что Он — Сын Божий, то есть Иисус Христос. В Моисее, 1 глава, мы читаем:

«4 И вот, ты — сын Мой; 6 И у Меня есть работа для тебя, Моисей, сын Мой; и ты подобен Единородному Моему; и Единородный Мой есть и будет Спаситель, ибо Он преисполнен благодати и истины; но нет Бога кроме Меня, и всё сущее пребывает передо Мной, ибо Я знаю все».

Аналогичные слова находятся в заявлении священства. Здесь Иисус указывает не на физическое сходство, а на сходство, которое приходит благодаря верным действиям во священстве в соответствии с действиями Сына Божия (см. Алма 13).

Мы должны задать этот же вопрос, когда мы читаем об отцах и заветах в книге Малахии, в Ветхом завете и в книге Морония. Малахия, 4 глава:

«Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием».

Версия Морония более понятна. Джозеф Смит, история, 1 глава:

«Затем он процитировал пятый стих так: Вот, Я открою вам Священство рукой Илии Пророка перед наступлением великого и страшного дня Господнего. Иначе он процитировал и следующий стих: И он вложит в сердца детей обещания, данные отцам, и сердца детей обратятся к своим отцам. И если не будет так, то вся Земля будет совершенно опустошена по пришествии Его».

Завет или отцы-предки? Один подразумевает, что если мы не будем активно заниматься генеалогией, то вся земля будет совершенно опустошена при Его Втором пришествии. Другой имеет в виду, что если заветные отцы всех устроений не вернутся в последнее устроение, то вся земля будет полностью уничтожена.

Возможно, это и то, и другое, но версия с заветом имеет больше смысла, особенно в изложении Морония, и особенно учитывая количество генеалогических поисков, которые мы сможем сделать во время тысячелетия, а также важность заветов и их центральную роль в восстановлении.

Если вы когда-либо пропускали главы из книги Исайи, размещённые в Книге Мормона, вам следует перечитать их с учетом завета. Особое значение в повествовании имеет соблюдение и нарушение заветов Авраама и Моисея.

Подумайте, как первые два стиха из 2 Нефия, 8 глава, сосредотачивает внимание на заветах:

«Внемлите Мне, вы, стремящиеся к праведности. Взгляните на скалу, из которой вы иссечены, и в глубину рва, из которого вы извлечены. Взгляните на Авраама, отца вашего, и на Сарру, ту, которая родила вас; ибо Я призвал его одного и благословил его».

Опять же, как воспринимать Авраама: как нашего прародителя, или нашего заветного отца? Разница в значении существенна, учитывая то, что следует в следующих главах.

Согласно словам Морония на титульном листе Книги Мормона, в этой книге говорится о трёх целях:

  • «Чтобы показать остатку дома Израилева, какие великие дела Господь совершил для их отцов»
  • «Дабы они познали заветы Господа»
  • «Для убеждения иудея и иноверца, что Иисус есть Христос, Бог Вечный, являющий Себя всем народам»

Отцы, Заветы, Иисус — эти три понятия являются сущностью царства и Евангелия, и управляют и обеспечивают всё, что мы имеем.

Рождение путём завета выходит за рамки заветного рождения от Бога. В книге «Учение и Заветы» 84 находится раздел, который не идентичен заветам священства, но принадлежит  к ним:

«И сыны Моисеевы и Аароновы исполнятся славы Господней на горе Сион, в доме Господнем, Чьи сыны — вы; а также много тех, кого Я призвал и послал воздвигать Церковь Мою. Ибо все, кто пребывают верными, для обретения этих двух священств, о которых Я сказал, и возвеличивания своего призвания, освящаются Духом к обновлению их тел. Они становятся сынами Моисеевыми и Аароновыми, и семенем Авраамовым, и Церковью и Царством, и избранными Божьими».

Отцы, о которых говорится на титульном листе, являются отцами Завета, и существуют конкретные отцы, которые представляют конкретные заветы, таинства и ключи, которые должны были быть переданы Джозефу Смиту, чтобы восстановление Евангелия стало возможным. Самый важный из них, и тот, который должен был предшествовать всем остальным — это завет, ключи и таинства священства. После этого все остальные заветы, ключи и таинства становятся возможными и эффективными.

Незадолго до образования Церкви в апреле 1830 года Джозеф Смит и Оливер Каудери получили священство Мелхиседеково от Петра, Иакова и Иоанна, представляющих Иисуса. За исключением завета крещения, только после вступления в сан священства, возглавляемый Иисусом, можно было вернуть силу, власть, таинства, ключи, заветы, свободу воли и благословения, такие как завет Авраама, и стать частью восстановления.

На прошлой неделе я преподавал в воскресной школе для 15-16летних, заменяя учителя. Учитывая, что меня поздно предупредили об этом (за пять минут до начала урока), я решил учить заветам, изначальным, древним и современным. К сожалению, это обсуждение было новым для большей части класса. Мы переходили от одного Священного писания к другому, обсуждая каждый из важнейших элементов. Вскоре члены класса начали задавать такие вопросы, как: «Я слышал, как люди говорят о завете Авраама, но на самом деле я не  знаю, что это такое. Вы можете объяснить?»

Учение и Заветы 50:43 — это хорошее резюме одного из самых важных и прекрасных учений Евангелия:

«Отец и Я едины. Я в Отце, и Отец во Мне; и в той мере, в какой вы приняли Меня, вы во Мне и Я в вас».

Требуется два существа и ещё один пункт, чтобы стать едиными с Иисусом: Иисус, Святой Дух и завет. Одно из следствий этого чистого, мощного и простого учения состоит в том, что мы не будем называть Его нашим Старшим Братом.

Оригинал статьи был опубликован на сайте Mormon Hub.

Автор: Дэвид Грант.

Перевод: Анна Селимова.