«И ни один человек не мог бы совершить чудо во имя Иисуса, если бы не был полностью очищен от своего беззакония» (3 Нефий 8: 1).
Знание
Во время его первого разговора с ангелом Моронием, Джозефу Смиту было сказано, что его «имя … будет известно на благо или во зло среди всех племен, колен и языков, или что среди всех людей будет говориться обо мне и хорошо и худо» (Джозеф Смит — История 1: 33). Джозеф, которому в то время было всего семнадцать лет, несомненно, был в шоке от такого откровения. Так что же в его жизни одновременно вызывало такую преданность и такие насмешки? Более того, как искренние искатели истины могут узнать, чему, на самом деле, верить в отношении его личного характера, если учитывать такие противоборствующие перспективы?
Благодаря стараниям проекта «Записи Джозефа Смита», многочисленные исторические документы, относящиеся к жизни и служению пророка, стали недавно доступны широкой общественности. Теперь, более, чем когда-либо прежде, жизнь Джозефа Смита наглядно демонстрируется перед всем миром.
Джозеф сам лично заявлял, что не был идеальным человеком. В ответ на обвинения в недобросовестном поведении, он признался, что по молодости «делал глупые ошибки… (которые) вели меня к разным искушениям». Однако он пояснил, что он не был виновен в «каких-либо тяжких и пагубных грехах», а скорее то, что он «был виновен в легкомыслии и иногда вращался в веселом обществе». Однажды Джозеф объяснил: «Хотя я и ошибаюсь, я не ошибаюсь в том, в чем меня обвиняют».
Христианское благочестие и нравственный характер Джозефа могут быть продемонстрированы благодаря ряду личных документов. В письме к своей жене Эмме от 1832 года, Джозеф рассказывал: «Господь помогает мне, я ходил в рощу … почти каждый день … чтобы выразить все чувства моего сердца в размышлениях и молитве». Когда он писал из гостиничного номера в Нью-Йорке несколько месяцев спустя, Джозеф упомянул, что вместо осмотра достопримечательностей, он предпочитал «читать, молиться и поддерживать общение со Святым Духом». Анализируя эти и другие личные документы, историк Ричард Андерсон объяснил: «Ранний Джозеф — это, прежде всего, Джозеф, исполненный веры, великого смирения и постоянной молитвы».
Рассказы тех, кто лично знал Джозефа Смита, помогают увидеть подтверждение доказательств его искренности из личных документов. Например, брат Джозефа Уильям вспоминал, как отреагировала его семья после того, как Джозеф рассказал им о том, как его посетил ангел Мороний: «Вся семья растрогалась до слез и поверила всему, что он сказал. Зная, что он был очень молод, что он не имел преимуществ общего образования, и зная также полноту его характера, они были убеждены, что он абсолютно не способен восстать против своих пожилых родителей, его братьев и сестер, и так торжественно произнести что-либо еще, кроме правды. Поэтому все мы поверили ему».
Андерсон объяснил: «Два родителя, пять братьев и три сестры Пророка Джозефа Смита жили во время посещения Морония, и каждый из них стал верным сторонником реальности откровений. Они представляют собой виртуальное жюри, которое может оценить последовательность ранней истории Джозефа и правдоподобности его рассказа. Не выражая никакого инакомыслия, эти одиннадцать приняли все абсолютно». Десятки других свидетельств были также даны теми, кто был свидетелем целостности и великодушия пророка на протяжении всей его жизни.
Еще одним признаком искреннего и благородного характера Джозефа Смита была его готовность пострадать от преследований, даже умереть за его убеждения и за тех, кого он любил. В британской газете, не принадлежащий к Церкви обозреватель заметил в 1851 году, что Джозеф Смит жил четырнадцать лет среди мстительных врагов, которые никогда не упускали возможности очернить, поиздеваться или уничижать его; и, в конце концов, он умер от преждевременной и несчастной смерти, вовлекая в свою судьбу брата, к которому он был нежно привязан. Если что-то и может склонить к предположению, что Джозеф Смит был искренним энтузиастом … это то, что, если бы он не опирался на такие чувства [искренней веры], он отказался бы от невыгодной и неблагодарной задачи и искал бы убежища от преследований и страданий в личной жизни и в своей благородной деятельности.
И наконец, существуют откровения от самого Господа, которые подтверждают, что Джозеф Смит был божественно выбран, как Пророк, и что он оставался слугой Бога до конца своей жизни. В 1841 году Господь сказал: «Истинно так речет Господь тебе, слуга Мой Джозеф Смит: Я весьма доволен твоим приношением и признаниями, которые ты сделал; ибо для этой цели и воздвиг Я тебя, дабы Я мог показать мудрость Мою через слабых Земли. Твои молитвы приемлемы для Меня».
И в 1843 году Господь объявил: «Истинно так речет Господь тебе, слуга Мой Джозеф… Я запечатываю на тебе твое возвышение и готовлю престол для тебя в Царстве Отца Моего, с Авраамом, отцом твоим».
Причина
Однако некоторые могут задаться вопросом, если Джозеф Смит был таким честным человеком, тогда почему так много плохих вещей было сказано о нем? Ответы на этот вопрос, вероятно, будут такими же многочисленными, как и критика пророка. Для некоторых, причина заключается в том, что его поведение или откровения противоречат их богословским, моральным или социальным убеждениям. Для других, идея о том, что Бог может говорить напрямую с кем-либо в наше время, кажется неправдоподобной. И все большее число людей просто вообще не верят в Бога, и поэтому, любые пророческие заявления с самого начала считаются или обманом, или бредом.
К сожалению, из-за таких взглядов многие распространили ложную или вводящую в заблуждение информацию о пророке, преднамеренно или непреднамеренно. Эта ситуация лишь увековечила незаслуженную критику.
Какими бы ни были причины, сам факт оппозиции не опровергает и не подтверждает истинность Джозефа Смита, как пророка. Если уж на то пошло, многие другие пророки и даже Сам Иисус Христос были презираемы и отвергаемы множеством людей.
Предвосхищая появление будущих пророков, как истинных, так и ложных, Иисус предоставил единственный верный метод сортировки всех противоречивых мнений людей: «По плодам их узнаете их… Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые» (От Матфея 7: 16, 18). Имея в виду эти стихи, старейшина Нейл Л. Андерсен объяснил: «Каждому верующему нужно духовное подтверждение Божественной миссии и личности Пророка Джозефа Смита. Это справедливо для каждого поколения. Духовные вопросы требуют духовных ответов от Бога». Такое подтверждение часто приходит через искреннее изучение, усердную молитву и истинное следование откровениям — или плодам — пророка.
Старейшина Андерсен далее предупредил: «Негативных комментариев о Пророке Джозефе Смите будет только больше по мере приближения ко Второму пришествию Спасителя. Полуправды и изощренного обмана меньше не станет. Членам семьи и друзьям понадобится ваша помощь. Пришло время отрегулировать свои духовные кислородные маски, чтобы быть готовым помогать другим, ищущим истин».
Никто из нас никогда не сможет полностью и абсолютно понять другого человека даже в наше время, не говоря уже о тех, кто жил два столетия назад. Нам известны лишь фрагменты исторической жизни Джозефа Смита, всегда будут оставаться без ответа вопросы о том, что, почему, как, когда и где он сделал или сказал. Именно поэтому, личное откровение от Бога должно быть решающим фактором в том, чтобы понять его моральный характер и божественное призвание.
Книга Мормона учит, что «Ни один человек не мог бы совершить чудо во имя Иисуса, если бы не был полностью очищен от своего беззакония» (3 Нефий 8: 1). То же самое справедливо и в отношении Джозефа Смита и его пророческого призвания. Как свидетельствовал апостол Господа, старейшина Андерсен: «Я возвещаю свое свидетельство о том, что Иисус есть Христос, наш Спаситель и Искупитель. Он избрал святого человека, праведного человека, чтобы возглавить Восстановление полноты Своего Евангелия. Он избрал Джозефа Смита». Это духовное свидетельство доступно всем и каждому, кто усердно ищет его.
Оригинал статьи был опубликован на сайте Book of Mormon Central. Переводчик Елена Шэннон.