«Поэтому и повелел мне Господь изготовить эти листы для мудрой цели Своей, коей цели я не знаю» (1 Нефий 9: 5).
Знание
Летом 1828 года Джозеф Смит позволил Мартину Харрису одолжить первые 116 страниц английского перевода Книги Мормона. По неосторожности и из-за непослушания, Харрис впоследствии потерял рукопись, и ее содержание никогда не было восстановлено. Объясняя эту ситуацию в предисловии к изданию Книги Мормона от 1830 года, Джозеф Смит сказал, что потерянная рукопись содержала Книгу Легия.
Благодаря известности этой истории и ее существенной роли в изменении структуры и содержания Книги Мормона, читатели, естественно, могут задаться вопросом, что представляла из себя Книга Легия. Опираясь на несколько линий доказательств, ученые смогли восстановить ряд сюжетов, тем и даже прямых утверждений, которые, скорее всего, были частью первоначальной летописи Книги Легия или ее сокращения.
Ключ к разгадке на малых листах
В отношении малых листов (с 1-го Нефия до Книги Омния), Нефий объяснил: «Поэтому и повелел мне Господь изготовить эти листы для мудрой цели Своей, коей цели я не знаю» (1 Нефий 9: 5). Сегодня цель заповеди Господа, данной Нефию, стала ясной. Малые листы напрямую помогают восполнить утерянные 116 страниц и добавляют к Книге Мормона столь необходимое, духовно ориентированное введение.
Несколько раз Нефий говорил, что он сокращает рассказы отца. Это означает, что у нас есть, по крайней мере, некоторые части Книги Легия, которые были сохранены в трудах Нефия. Так Кент Браун предположил, что рассказ Нефия о видении его отца (1 Нефий 1: 4-15), скорее всего, взят непосредственно из вступительной части записей Легия. Можно привести еще много других примеров. Как пояснил Дон Брэдли, история на малых листах «в общих чертах суммирует первые четыре с половиной столетия повествования нефийцев, о которых было подробно рассказано в Книге Легия».
Ключ к разгадке в сделанных Мормоном сокращениях
Мормон был осторожным редактором и историком, и большую часть времени он делал ссылки только на то содержание, с которым, как он знал, его читатели будут знакомы. Поэтому один из способов узнать, что, скорее всего, находилось на ста шестнадцати страницах – это посмотреть на сокращение Мормона и выявить трудные для понимания ссылки на незнакомую информацию из прошлого.
К ним относятся такие утерянные истории, как рассказ об Аминадее (Алма 10: 2) и дополнительные сведения о том, что произошло во время путешествий Легия по пустыне, как упоминается в Алма 37: 38-42. Они также включают в себя заявления Легия, которых нет на страницах малых листов (см. Алма 50: 19-20).
Ключ к разгадке в Учении и Заветах
Удивительно, но книга Учение и Заветы также содержит информацию, которая может помочь заполнить некоторые пробелы в Книге Легия. Например, в У. и З. 3: 17-18 упоминается семь племен Легия: Нефийцы, Иаковлевцы, Иосифовцы, Зорамийцы, Ламанийцы, Лемуильтяне и Измаильтяне. Эти же племена упоминаются в том же порядке в трех других случаях в Книге Мормона. Их упоминание в этом откровении, продиктованном вскоре после того, как Мартин Харрис потерял рукопись, предполагает, что эти племена, вероятно, были важной частью информации, данной в Книге Легия. Разделы 5 и 10 Учения и Заветов также были продиктованы до того, как возобновился перевод с листов, и тоже могут содержать ценную информацию.
Ключ к разгадке в исторических документах
Возможно, самая интригующая линия доказательств связана с историческими документами 19-го века, особенно с интервью, записанным Фейеттом Лафемом. Лафем никогда не стал Святым последних дней, но он записал свой разговор с Джозефом Смитом- старшим, который произошел в 1830 году. Большая часть содержания в описании Лафема явно искажена. Тем не менее, после проведения тщательного анализа, Дон Брэдли убедительно утверждал, что повествование Лафема действительно содержит несколько достоверных подробностей о Книге Легия.
К ним относятся: (1) рассказ о том, что Легий построил скинию в пустыне, (2) путешествие по пустыне, когда они руководствовались Лиахоной, которое, скорее всего, имело место в Новом Свете, (3) открытие артефакта, который можно вполне разумно идентифицировать, как толкователи Нефия, (4) встреча с Господом у завесы, (5) и рассказ о том, когда Лиахона перестала работать. Эти детали представляют особый интерес, потому что они, как показал Брэдли, так или иначе помогают объяснить трудные для понимания моменты в содержании или заполнить недостающую информацию об известных историях Книги Мормона.
Причина
Пока не будут найдены утерянные 116 страниц, или пока Господь не явит нам их содержание, мы никогда не сможем точно узнать, что именно было написано на них. Тем не менее, тщательный анализ имеющихся доказательств предлагает интригующие, а в некоторых случаях, и наиболее вероятные варианты их содержания. Эта информация, хотя и не является существенной, может помочь нам ответить на вопросы о Книге Мормона, которые могут показаться неясными или неактуальными.
История утраченной рукописи также показывает, что Бог может восполнить человеческие слабости Его слуг. За многие столетия до того, как Мартин Харрис потерял 116 страниц, Бог вдохновил пророка Нефия сделать запись, которая послужила бы идеальной заменой введения к Книге Мормона. Как объяснил Господь Джозефу Смиту: «Деяния, замыслы и цели Божьи не могут быть ни тщетными, ни бесплодными… Помни, помни, что тщетны не дела Божьи, а дела человеческие» (У. и З. 3: 1, 3).
Кроме того, история утерянных 116 страниц также может помочь нам надеяться на то, что Бог все еще исполняет Свои намерения сегодня, через живых пророков, какие бы слабости и недуги не ограничивали их. Например, в отношении проблем со здоровьем, которые иногда сопутствуют преклонному возрасту современных апостолов, старейшина Дэвид А. Беднар учил: «Явленый Господом образец руководства через советы в Его Церкви учитывает человеческие слабости и минимизирует их влияние. Интересно отметить, что естественные ограничения этих мужей в действительности подтверждают Божественный источник откровений, которые приходят к ним и даруются через них».
Какими бы ни были проблемы или неудачи, которые мы можем испытывать в своей личной жизни, мы можем также надеяться на то, что Господь может компенсировать наши недостатки и ограничения. Иногда, подобно Джозефу Смиту и Мартину Харрису, мы можем почувствовать, что «все потеряно». Однако благодаря бесконечной силе Искупления Христа все, что кажется потерянным, может быть, в конечном счете и чудесным образом, восстановлено.
Оригинал статьи был опубликован на сайте Book of Mormon Central. Переводчик Елена Шэннон.