«И, обратив свои взоры вокруг… я увидел реку водную; и она текла, и она была вблизи дерева, плод которого я вкушал. И я посмотрел, чтобы увидеть, откуда она истекает; и я увидел ее исток неподалеку» (1 Нефий 8: 13-14).
Знание
Описывая свое видение о дереве жизни, Легий сказал, что люди «продвигались вперед сквозь темную мглу, крепко держась за железные перила», в конечном итоге, доходя до дерева жизни (1 Нефий 8: 24). Тем не менее, люди могут задаться вопросом, зачем им надо «продвигаться вперед» и «крепко держаться» за железные перила, если они просто идут по плоской равнине, по прямой и узкой тропе. Вы могли бы подумать, что, просто касаясь пальцами перил, чтобы не потеряться в тумане, пока вы прогуливаетесь вдоль, было бы достаточно. Вместо этого, рассказ о видении Легия предполагает, что дерево жизни было на холме или горе, и что люди должны были усиленно стараться подняться туда. Эта деталь приобретает больше смысла, когда видение Легия сравнивается с райским садом.
Дэвид Калабро утверждал, что существует множество сходств между учением о саде Эдемском в книге Бытия и видения Легия о дереве жизни. Например, в Бытие 3: 24 говорится, что Бог поместил «пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни». В 1 Нефии 12:18 мы читаем: «И огромная и страшная пропасть разделяет их; да, то есть меч (слово) правосудия Бога Вечного и Мессии – Агнца Божьего, о Ком свидетельствует Дух Святой» (1 Нефий 12: 18, оригинальная рукопись). 1 Нефий 15: 28-30 аналогичным образом отмечает, что эта пропасть не позволяла нечестивым достичь определенной области, и что это было похоже на «яркость пылающего огня» — иными словами, метафорический «пылающий меч».
Калабро также отмечает, что в обоих текстах упоминается дорога, ведущая к дереву. В Бытие 3:24 говорится, что Бог «И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Эдемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни». Еврейское derek, которое переводится здесь, как «путь», также можно перевести как «дорога» или «тропинка». В 1 Нефии 8: 20 также обсуждается путь: «И я также увидел тесный и узкий путь, проходивший вдоль железных перил до того самого дерева, у которого я стоял».
И рассказ в книге Бытия, и книга Легия описывают плодородный сад с окружающей его пустыней. Калабро отметил, что «в Бытие 2-3 существует определенный контраст между садом, с одной стороны, и миром, из которого были взяты Адам и Ева, и куда они впоследствии были изгнаны — с другой». Один описывается, как «прах (Бытие 2: 7, 3:19), тернии и волчцы (Бытие 3:18) и труд в поте лица (Бытие 3:17, 19)», а в саду текли реки и было «всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи» (Бытие 2: 8-10). Этот основной контраст может быть отражен в «темной и мрачной пустыне / пустоши» и «обширном и просторном поле» из сна Легия (1 Нефий 8: 4, 7, 9, 20).
Эти «темные и мрачные пустыни», по словам Роберта Милле и Джозефа Макконки, являются «символическим представлением падшего человека в одиноком и унылом мире». Только после того, как Легий был приведен на «обширное и просторное поле», он заметил дерево и реки. Хотя слова «поле» и «сад» имеют разные значения, еврейское слово karmel, означающее «плантация, сад-земля», переводится как «плодоносное поле» в нескольких местах в Библии в переводе царя Иакова (Исаия 10: 18, 29: 17, 32: 15, и в синодальном переводе в Исаия 32: 16).
Железные перила и Эдемский сад
Еврейское понятие «Эдем» может даже происходить от семитского слова, означающего «равнина», что предполагает большой участок земли, похожий на поле. Таким образом, «просторное поле» во сне Легия может очень хорошо отражать древнюю концепцию Эдема (1 Нефий 8: 9, 20).
Кроме того, как во сне Легия, так и в Эдеме было несколько рек с истоками, а также туман. По некоторым традициям, железные перила, как и во сне Легия, связаны с Эдемским садом.
Подобные связи, помогают объяснить очевидное движение людей по направлению к дереву. Согласно многим древним источникам, сад Эдема находился на горе. Это подразумевается во фразе «из Эдема выходила река», потому что реки текут по склону (Бытие 2:10). Иезекииль 28: 11-16 также сравнивает «Едем, сад Божий» со «святой горой Бога».
Калабро отметил, что Легий, когда он находился рядом с деревом жизни, мог видеть «реку и ее исток» (1 Нефий 8: 13-14), прямой и узкий путь, ведущий, в конечном счете, к «большому и обширному полю», который был похожим на «мир» (1 Нефий 8: 20), и «бесчисленные сонмы людей», передвигавшихся по различным путям (1 Нефий 8: 21-22, 28). Такой обзор для Легия предполагает возвышение, подобно Эдему.
Исток реки «описывается как «неподалеку» от того места, где Легий стоял около дерева (1 Нефий 8: 13-14); как и описание реки в Бытие 2:10 также «подразумевает, что местоположение Легия было выше, чем окружающая территория, где протекала река». Эти точки указывают на то, что люди, возможно, «продвигались вперед», подтягивая себя в гору вдоль перил, чтобы добраться до дерева (1 Нефий 8: 21, 24, 30).
Причина
Образ людей, стремящихся в гору к дереву жизни, кажется подходящим символом жизни на земле. Жизнь порой может походить на подъем в гору, отчаянную попытку преодолеть последствия падения и вернуться к Эдему, из которого мы были изгнаны. Это очень похоже на то, что видел Легий во сне. Люди, усиленно стремящиеся к Эдему, совсем не похожи на тех, кто бесцельно прогуливается по долине.
Однако более позднее заявление Легия предлагает нам с оптимизмом смотреть на это путешествие вверх: «Адам пал, дабы люди могли быть. А люди есть, дабы иметь радость» (2 Нефий 2: 25). Возвращение к древу жизни не должно быть тяжелым. Мы можем найти радость в восхождении. Присутствие семьи Легия с ним около дерева жизни напоминает нам об этом. В Эдемском саду у Адама и Евы не было семьи рядом, потому что они не могли иметь детей до грехопадения (см. 2 Нефий 2: 23). С другой стороны, Легий собрал свою семью вокруг него, когда вкушал плод дерева жизни. Его видение напоминает нам всем, что падение, на самом деле, было «движением вперед», чтобы позволить всем нам иметь детей, и в конечном итоге, быть с ними в присутствии Бога.
Пока мы «пробираемся» по жизни, изо всех сил стараясь преодолеть последствия падения, мы должны помнить, что именно падение открыло путь к вечной жизни и, следовательно, к вечному счастью. В нашем восхождении, мы можем помнить, что даже когда мы находимся в процессе преодоления последствий падения, мы можем найти полноту радости и с благодарностью двигаться к дереву жизни, крепко держась за железные перила.
Оригинал статьи был опубликован на сайте Book of Mormon Central. Переводчик Елена Шэннон.