В преддверии Пасхи онлайн-газета Меридиан публикует статьи, в которых описываются последние дни жизни Иисуса вплоть до Его воскресения.
Рассмотрение дела
После допроса у Каиафы, державшие Иисуса плевали Ему в лицо, били Его и играли с Ним в жестокую игру – завязав Ему глаза, они ударяли Его по лицу и говорили: «Прореки, кто ударил Тебя?» (От Луки 22:64).
Когда, наконец, эта долгая ночь подошла к концу, Иисуса привели в синедрион для суда, который не соответствовал их собственным законам. Обвинение заключалось в богохульстве перед Тем, Кто не мог богохульствовать – перед Самим Господом. «Какое еще нужно нам свидетельство?» (От Луки 22:71).
Однако они желали Его смерти, и так как они должны были подчиняться римскому закону, они не могли предать Его на смерть без разрешения на то римского правителя. Тогда эта необузданная толпа повела его к пышному дворцу Ирода, откуда Пилат, Римский прокуратор, наблюдал за этим пасхальным мятежом.
Самым ироничным было то, что хотя этот дом был домом язычника и квасного хлеба, куда педантичные еврейские начальники не хотели входить, в этом доме Иисуса не нашли достаточно виновным, чтобы приговорить к смерти. Поэтому Пилат вышел к толпе и спросил: «В чем вы обвиняете Человека Сего?» (От Иоанна 18:29).
Прагматичному политику было сложно задать такой вопрос, но они все же нашли в чем обвинить Иисуса – не в богохульстве (этого не было бы достаточно, чтобы обвинить человека согласно римскому закону) – нет, они обвинили Его в бунтарстве. Они назвали Его изменником кесаря, так как Он называл Себя царем евреев!
Из всех тех, кто участвовал в деле Иисуса, в исходе его дела Пилат был виновен меньше всего. Что-то тронуло его сердце при допросе Христа, и он сказал: «Я не нахожу в Нем никакой вины» (От Иоанна 19:4). Однако, первосвященники взбунтовались, выкрикивая различные обвинения, среди которых ясно послышалось «Галилея». Пилат увидел выход из положения. С большим облегчением, он отправил Спасителя к Ироду, под чью юрисдикцию входили зеленые холмы Галилеи.
Незадолго до этого Ирод убил Иоанна Крестителя, так что под расспросами этого деспота Иисус не обронил ни слова. С теми, кто был слаб, болен, погряз в грехах, а также с детьми Иисус говорил мягко и с большой любовью, но перед тираном Он стоял в полном молчании, что еще больше разозлило Ирода, так как он хотел увидеть какое-нибудь чудесное деяние.
Первосвященники и правители собрались снова, и Иисуса, изнуренного после всех насмешек и унижений, снова привели к Пилату. Вести о Его аресте распространились по всему городу, и вокруг собралась большая толпа любопытных.
Пилат объявил народу: «Вы привели ко мне человека сего, как развращающего народ; и вот, я при вас исследовал и не нашел человека сего виновным ни в чем том, в чем вы обвиняете Его» (От Луки 23:14). Этого было бы достаточно, так как он, как римский правитель, предоставил свое последнее слово. Но стадо фанатиков, собравшихся перед ним, жаждало крови.
Но так как Пилата преследовал обременительный груз – его прошлое, – трусость Пилата превзошла его жалость к Иисусу. Несколько раз до этого он был причиной ярости еврейского народа по отношению к нему. Например, однажды он конфисковал деньги из святой сокровищницы для постройки водопроводного канала и разослал солдат со спрятанными кинжалами и одетых в еврейские одежды, чтобы те могли наказывать всех, кто не подчинился его приказу. Теперь он был в ловушке – из-за прошлого греха он должен был согрешить снова и ослушаться своего инстинкта.
Варавва
Пилат решил попробовать другой ход. В то время в Пасху была традиция освобождать одного преступника. И вот, перед ним стояло два человека (возможно оба обвиняемых стояли перед толпой, когда Пилат говорил с ними). Один из них был Варавва – вожак мятежников и убийца. Другой – Иисус, провозглашающий мир и воскрешающий мертвых. «Кого хотите, чтобы я отпустил вам: Варавву, или Иисуса, называемого Христом?» – спросил Пилат. В толпе находились люди, исцеленные Иисусом, были также и те, кто слышал Его целительные слова, но первосвященники сумели возбудить народ, пока те не закричали: «Варавву. Отпусти Варраву» (От Матфея 27).
Пилат хотел отпустить Иисуса, и когда к нему подошла его жена и сказала: «Не делай ничего Праведнику Тому, потому что я ныне во сне много пострадала за Него» (От Матфея 27:19), на душе у него стало еще тяжелее.
«Нет у нас царя, кроме кесаря»
Так, Пилату пришлось отправить Иисуса на бичевание. Солдаты сплели терновый венок и надели его на уставшего Иисуса. На плечи Его они надели багряницу, а затем, злорадствуя и ухмыляясь, плевали на Него, говоря: «Радуйся, Царь Иудейский!» (От Иоанна 19:3). Подумайте, через какое унижение и несправедливость прошел Господь, и помните, что Он (Тот, кто пережил за нас всевозможные страдания) может поддержать нас в трудный час.
Тогда Пилат привел Иисуса, избитого и кровоточащего, и поставил его перед толпой в очередной раз. «Се, Человек!» – сказал он. Разве теперь не появилась бы у них капля жалости к Нему? Разве не было ни одного мужчины или женщины, которые сказали бы что-нибудь в Его защиту? Где были все те, которые всего пять дней назад встречали, махая пальмовыми ветвями? Их «осанны» испарились при первом же дуновении ветра. Нет же, только голос коррумпированного Пилата повторял: «Я не нахожу в Нем вины». Все еще было раннее утро, когда Пилат сдался: «Царя ли вашего распну?», а народ отвечал: «Возьми, возьми, распни Его! Нет у нас царя, кроме кесаря» (От Иоанна 19:15).
Распятие на кресте
«Пилат, видя, что ничто не помогает, но смятение увеличивается, взял воды и умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего; смотрите вы». А люди закричали: «Кровь Его на нас и на детях наших». Так Иисус, причисленный к грешникам, нес Свой крест на гору Голгофа, пока не упал от изнурения под весом креста и непрекращающихся мучений. Мужчины, стоявшие по краям дороги молчали, некоторые женщины плакали. Его крест был поставлен между двумя ворами, а в полдень от стыда померкло небо.
В качестве наивысшего наказания евреи применяли бичевание камнями, обезглавливание и повешение, а римляне выбрали самое жестокое наказание из всех – распятие. Это была долгая смерть для жертв, отданных на эту пытку. «В таком неестественном положении каждое движение было болезненным. Разорванные вены и сухожилия причиняли неописуемую боль; раны, неприкрытые и оттого воспаленные постепенно вызывали гангрену; … помимо всего этого острую боль вызывала невыносимая, жгучая жажда». Человек также испытывал головокружение, судороги, голод и бессонницу.
В Иерусалиме, перед тем как началось распятие, несколько милосердных женщин приготовили смесь вина со смирной для тех, кого, положив на землю, должны были прибить гвоздями к кресту. Однако Иисус отказался пить.
Раздетого, Его подняли на кресте и поместили над Его головой табличку со следующими словами: «Иисус Назорей, Царь Иудейский» (От Иоанна 19:19). Пока солдаты бросали жребий, чтобы разделить, скорее всего, единственное Его материальное имущество – бесшовный хитон, Он просил Отца: «Отче! Прости им, ибо не знают, что делают» (От Луки 23:34).
Пока Он висел на кресте в муках, начальники и народ смотрели и насмехались над Ним, говоря: «Других спасал; пусть спасет Себя Самого» (От Луки 23:35). Но несмотря на все Свои мучения, Он продолжал говорить с любовью. Он беспокоился о Своей матери, которая, наверняка, испытывала Его боль так, как будто бы переживала ее сама. Он сказал своему возлюбленному Иоанну: «Се, Матерь твоя!» (От Иоанна 19:27), и с того момента Иоанн взял ее к себе в дом. Рядом висящему на кресте вору, который покаялся, Он дал надежду.
В полдень, после того как состоялось распятие, небеса померкли на три часа, как будто сама вселенная рыдала из-за всех мучений, которые переживал ее Создатель. В то время все нескончаемые муки и беспощадная боль, пережитые в Гефсимании, вернулись, и Дух Отца оставил Иисуса, чтобы победа была по-настоящему Его. На 9-ый час (3 часа дня) Иисус сказал громким голосом: «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» (От Матфея 27:46).
В эти мрачные дневные часы кто-то побежал и намочил губку уксусом. Испив уксуса, Иисус сказал: «Отец, свершилось, да будет воля Твоя» (От Луки 23:46). В минуту Его смерти завеса храма разодралась надвое, земля затряслась, и зашатались камни, как будто присоединившись к словам сотника: «Истинно человек этот был праведник» (От Луки 23:47).
Пока Его тело еще было на кресте, и потом когда оно было положено в гробницу Иосифа из Аримафеи, вечный дух Иисуса выполнял особую миссию, имевшую важное значение в Плане спасения. Один христианин спросил Петра: «Получат ли возможность те, кто умер до пришествия Христа, попасть в Царствие Божие?» (Климент Александрийский, Признания, глава 52). И вообще, будут ли спасены все те, кто умер без знания о Евангелии Иисуса Христа? Этот вопрос уже долгое время беспокоит христиан, но на него Иисус ответил, посетив духовный мир, после того как состоялось распятие, и когда Его физическое тело находилось в гробнице.
В духовном мире собралось огромное количество духов, которые уже ушли из смертной жизни, но которые «пребывали верными в свидетельстве об Иисусе, когда были смертными» (Учение и Заветы 138:12). Они ожидали Его, чтобы Он освободил их от уз смерти и «были преисполнены радости и ликования и радовались вместе, ибо день их избавления был близок» (Учение и Заветы 138:15).
И пока они ожидали Его, «явился Сын Божий, возвещая освобождение пленникам, которые были верны. И тогда Он проповедовал им вечное Евангелие, учение о воскресении и Искуплении человечества от падения и от личных грехов при условии покаяния» (Учение и Заветы 138:18-19).
Тогда все «преклонили колени, и признали Сына Божьего как своего Искупителя и Избавителя от смерти и цепей ада. Их лица излучали свет, и сияние от присутствия Господнего почило на них, и они воспели хвалу святому имени Его», ибо вскоре все эти праведные, которые не имели тел и которые так долго ждали Его, вскоре должны были воскреснуть вслед за Господом: «И гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли» (От Матфея 27:52).
Но «Господь не Сам лично посещал нечестивых и непослушных, отвергнувших истину» (Учение и Заветы 138:29), когда Он пребывал среди духов. Вместо этого «Он собрал из праведников Свое воинство и назначил посланников, облеченных силой и властью, и поручил им идти и нести свет Евангелия тем, кто находились во тьме, и даже всем духам человеческим; и таким образом Евангелие было проповедуемо умершим» (Учение и Заветы 138:30). Так как крещение было необходимым шагом к тому, чтобы попасть в царствие Божие, ранние христиане были научены проводить крещение за умерших. Павел знал об этой доктрине и вопрошал: «Иначе, что делают крестящиеся для мертвых? Если мертвые совсем не воскресают, то для чего и крестятся для мертвых?» (1-ое Коринфянам 15:29).
Оригинал этой статьи был опубликован на сайте Meridian Magazine. Авторы Скот и Моурин Проктор. Переводчик Ольга Малетина.
Читайте также:
Обратные ссылки / Pingbacks