Когда я была подростком, и кто-то спрашивал меня о мормонизме, о том, как моя религия отличается от других вероисповеданий, я обычно перечисляла несколько внешних выражений того, что выделяет нашу церковь из среды других:
- Три часа собрания в церкви
- Нет выпивке и курению
- Нет сексу до брака
- Десятина
- Скромная одежда
- Нет фильмам от 18+
Так как эти вещи, как правило, однозначно отличали меня от остальных моих друзей, они были тем, что я считала «самым важным». Они начали определять мою религию, став в моем сознании критерием успешного мормона. Сказала нет кофе или пиву? Добавила рукава к выпускному платью? Не видела «Американский пирог»? Галочка, галочка, галочка. Я добилась успеха!
Теперь я вижу, что эти вещи с такой легкостью стали моими успехами, потому что они были измеримы. Oни были внешними вещами. Каждый мог видеть их и отметить галочкой.
Внутреннее в противовес внешнему
Но с годами я стала видеть Евангелие, как что-то намного большее, чем те «внешние» заповеди. Я научилась любить и полагаться и на «внутренние»:
- Любовь
- Вера
- Покаяние
- Надежда
- Милосердие
- Благодарность
- Приверженность
- Великодушие
- Доброта
- Смирение
Эти внутренние качества, в значительной степени, сформировали мой новый стандарт «успешной» праведности. Но существует одна основная проблема с этими новыми измерениями: их практически невозможно измерить!
Достаточно ли у меня смирения? Веры? Достаточно ли я люблю? Я не знаю! Да и сколько это, достаточно?
Я думаю, что это нормальное человеческое желание узнать, как у нас все получается, соответствуем ли мы определенному уровню. Мы стремимся узнать, все ли с нами нормально. Как люди, мы также мечтаем об одобрении и утверждении. Часто в этом стремлении знать нашу позицию, мы тяготеем к тому, что легче всего измерить — внешние заповеди.
Кроме того, чтобы узнать свое место, мы хотим знать, где находятся те, кто окружают нас, чтобы иметь какую-то точку отсчета, поэтому внешние заповеди становятся еще более устоявшимися ориентирами. Легче видеть, как кто-то обнажает плечи, чем определить, сколько у них веры, поэтому мы склонны судить именно об этом — как о самих себе, так и о других (Facebook настолько упрощает для нас такую оценку!)
Это не новое явление. Во времена Христа люди были настолько сосредоточены на внешних измерениях праведного успеха, что они почти полностью забыли внутреннюю сущность, и именно поэтому Христос приложил столько усилий, проповедуя и обсуждая внутреннее совершенствование.
Но часто осознание этого пытается заставить нас отвергнуть все внешнее (плохие измерения — не так уж и важны). Но это не соревнование между внешними и внутренними заповедями, и ни теми, ни другими не стоит пренебрегать. Конечно, они идут бок о бок, но опасность, существовавшая для фарисеев, существует и для нас. Когда внешнее становится нашим основным ориентиром, мы упускаем самое главное — как при оценке других (что мы, честно говоря, должны оставить Богу), так и при оценке самих себя.
Как предупреждал недавно Президент Ухтдорф: «Мы легко можем выбрать свою любимую Евангельскую тему, нарисовать мишень вокруг нее и доказывать, что определили центр Евангелия… Наша цель — это две величайшие заповеди». Эти две великие заповеди, о которых он говорит — это любить Бога и любить наших ближних. К сожалению, ни то, ни другое нельзя с легкостью измерить контрольным списком.
В поисках Духа
Желание узнать, как видит нас Бог — это не плохое или недостойное желание. Но если мы не можем измерить наш успех, используя внешние факторы, то как мы можем его измерить? Лучший ответ на эту дилемму, который я нашла, находится в пособии «Проповедовать Евангелие мое». Наверно, никогда в моей жизни я не хотела так отчаянно узнать, была ли я успешной, чем когда я служила на миссии (так как внешние показатели успеха, такие как крещения, для меня не имели особого значения). И однажды я прочитала следующие слова: «Вы можете быть уверены, что Господь доволен вами, когда вы чувствуете, как Дух воздействует через вас».
И это все? Но это так просто! Я все время чувствовала Дух!
Я одновременно была напугана и страстно желала поверить в это заявление. Оно засело у меня в голове. Я читала и перечитывала его, потом распечатала и заламинировала. Сатана знал, как опустить меня на землю, а именно, заставляя меня чувствовать себя абсолютной неудачницей. Но теперь, когда у меня возникал соблазн поверить в это, каждый раз, когда я ощущала Дух, я думала: «Я не потерпела неудачу. Я, наоборот, достигла успеха. Я чувствую Дух». Это помогло мне держать вещи под контролем, потому что это поразительно, как часто я испытывала искушение почувствовать себя неудачницей, и как часто это чувство мешало мне приблизиться к Духу.
Откуда вы знаете, успешны ли вы? Вы чувствуете Дух.
Неужели это действительно так просто?
Ну, как сказать. «Чувство духа» может быть слишком упрощенным измерением, так как такое ощущение может быть единичным событием. Живя с Духом, молясь о Духе, регулярно каясь, чтобы Дух оставался с нами, и наслаждаясь присутствием Духа — все это будет более подходящими параметрами. Потому что, когда мы чувствуем Дух, мы чувствуем Бога. Когда это происходит регулярно, мы становимся ближе к Богу. И если мы действительно близки к Богу, мы относимся к себе и к другим подобающим образом. Потому что, в конечном итоге, Бог поместит нас туда, где нам будет наиболее комфортно, и если нам наиболее комфортно в Его присутствии, мы окажемся там. И это и есть конечный успех, не так ли? Вечная жизнь с Богом.
Так что да. Я думаю, что наши отношения с Духом, на самом деле, являются отличным способом измерения нашего успеха (спасибо пособию «Проповедовать Евангелие Мое!»), потому что вместе с ним идут все внутренние и внешние заповеди в одном пакете, с любящим Богом и любовью к нашим близким на переднем плане.
Но самое смешное, что даже после такого хорошего урока об измерении успеха, который я получила на миссии, я кажется, абсолютно забыла об этом, став матерью. Мне приходится учить себя одним и тем же урокам снова и снова. Жизнь, она такая забавная штука.
Как измеряется успех матери? Праведные, послушные, чистые, счастливые, не капризничающие дети?
Что знаменует собой успех моего дня? Отметить все в моем списке дел? Чистый дом?
Основываясь на этих внешних критериях успеха, угадайте, как часто я чувствую себя успешной? (Если вы предположили, что часто, то вы сильно ошибаетесь).
Я всегда испытываю соблазн измерить свои успехи в любых сферах внешней мерой, особенно, как многого я могу достичь. К сожалению, я обнаружила, что когда я одержима выполнением внешней, первичной цели, это всегда происходит за счет работы и оценки внутренней (изменение сердца, любовь, благодарность, ощущение Духа).
Поэтому вместо того, чтобы сделать моим единственным ориентиром успешного дня / месяца / года вопрос «Сколько я успела сделать?», возможно, более хорошими вопросами были бы:
- Как сильно я любила?
- Насколько я была благодарна?
- Помогла ли я кому-то, кто испытывает нужду?
- Помогла ли я кому-нибудь почувствовать хорошо о самих себе?
- Достаточно ли я работала над достойной целью?
- Поднялась ли я, когда упала?
- Как часто и насколько глубоко я ощущала Дух?
Как говорит мать Тереза:
«Важно не то, что мы делаем, а сколько любви мы вкладываем в свои дела. Не то, сколько мы даем, а сколько любви мы вкладываем в наш дар».
И опять-таки это не внутреннее в противовес внешнему. Мне все равно необходимо выполнить запланированные дела. Но это очень рискованно, когда мы концентрируется на внешнем ценою внутреннего.
Итак, если вы, как и я, испытываете соблазн измерить свой собственный успех внешними критериями, помните следующие мудрые слова:
«Не смотри на вид его и на высоту роста его… Я смотрю не так, как смотрит человек; ибо человек смотрит на лице, а Господь смотрит на сердце» (1 Царств 16: 7).
Пока вы работаете над тем, чтобы подготовить свое сердце и почувствовать Дух, вы, мой дорогой друг, достигаете великого успеха.
Эта статья была впервые опубликована на сайте LDS.org. Автор Селест Дэвис. Переводчик Елена Шэннон.