Однажды я слышала, как кто-то сказал: «Люди не против, если у вас есть личное мнение — пока оно совпадает с их собственным».
Эта фраза, на самом деле, задела меня за живое в то время и с тех пор неоднократно повторялась у меня голове, особенно во время недавних выборов, когда я видела, как слова, полные ненависти, гнева и злобы исходили с обеих сторон политического круга.
Забавно, что в это время, когда толерантность, казалось бы, превозносится и воспевается больше, чем когда бы то ни было, люди становятся все менее и менее терпимыми.
Но дело вот в чем: толерантность не означает, что вы терпите того, чье мнение совпадает с вашим. Потому что это легко. Любой может сделать это.
Толерантность подразумевает быть уважительным и добрым к людям, с мнением которых вы не согласны. По своей сути, понятие толерантности не распространяется на людей, чье мнение согласуется с вашим — оно относится к тем, с кем ваши убеждения не совпадают, и именно поэтому вам, в первую очередь, необходимо относится с терпимостью к их мнению.
Толерантность не подразумевает оправдание или одобрение. Это просто означает жить в мире и показывать доброту к людям, которые не соглашаются с вашими убеждениями. Это значит быть гармоничным и любящим, а не сварливым и ненавидящим.
Я даже не могу подсчитать, сколько сообщений я видела в социальных сетях от людей, осуждающих тех, кто проголосовал за кандидата, который выступал против их выбора. Меня мутит даже от мысли о количестве ругательств, ярлыков, нападок и ненависти, которые я видела.
Для меня это звучит, как противоположность терпимости. Когда я посмотрела определение понятия терпимости на сайте Google, я не видела ни одного места, где оно описывалось бы, как «унижение, издевательство, позор или оскорбления тех, кто видит вещи иначе, чем вы». Но, возможно, я просто пропустила это. Кто знает.
Толерантность в противовес одобрению
Даллин Х. Оукс в своем выступлении на Божественном часе Системы церковного образования в 2011 году под названием «Найти равновесие между истиной и терпимостью», говорил о примере терпимости Христа к женщине, взятой в прелюбодеянии, о которой мы читаем в Новом Завете.
«Оказавшись перед женщиной, взятой в прелюбодеянии, Иисус молвил утешительные слова терпимости: „И Я не осуждаю тебя“. Потом, уже отпуская ее, Он произнес суровые слова истины: „Иди и впредь не греши“ (от Иоанна 8: 11). Нас всех должны поучать и укреплять эти слова терпимости и истины: доброта в общении, но твердость в истине».
Старейшина Оукс подчеркивает, что в голосе Спасителя не было одобрения, но была терпимость. Христос любил эту женщину, как дитя Бога, и признавал ее божественную ценность и потенциал. Однако, несмотря на Его голос доброты и любви, это ясно, что Он не оправдывал и не извинял ее греховного поведения.
Спаситель не боялся указать на правду. Но Он делал это так, что это было совсем не похоже на унижения или ненависть. Его общение всегда было наполнено любовью и уважением — что является самой сущностью толерантности.
Подобно предупреждению старейшины Оукса о том, что мы должны быть терпимыми, но честными, ему вторит совет старейшины Холланда с недавней сессии Генеральной конференции:
«Будьте сильны. Преданно живите по Евангелию, даже если люди вокруг вас этого не делают, — советовал старейшина Холланд. — Защищайте свои убеждения. Вежливо и с состраданием, но защищайте».
Я не могу не подчеркнуть, что толерантность не означает потворствовать чему-то. Это не значит принимать что-то или соглашаться со всем. Скорее, это значит быть вежливым, быть сострадательным. Мы должны защищать то, во что мы верим, но нам нужно делать это с благосклонностью и любовью.
У доброты нет срока окончания действия
Недавно кто-то сказал мне что-то, что очень удивило меня. Мы обсуждали выборы. У нас были разные предпочтения в кандидатах, и я объяснила моей знакомой, что я думаю, что люди могут не соглашаться и все равно оставаться любящими.
Она быстро ответила: «Сейчас не время для вежливости. Это время прошло».
Я был шокирована. Прошло время для обходительности? Хотя я понимаю, что люди могут не соглашаться, я просто никак не могу принять идею о том, что доброта условна; что она имеет временную шкалу.
На мой взгляд, это довольно просто: ненависти, унижению и оскорблению кого-то нет оправдания. Это не путь Спасителя. Христос повелел нам любить других; благословлять тех, кто проклинают нас. И я первая признаю, что я далека от совершенства. Я не встаю на колени каждую ночь и не молюсь о том, чтобы люди, которые относились ко мне недобро, выиграли в лотерею или что-то типа этого.
Но в то же время, из всего, что я читала, я нигде не видела, чтобы Христос сделал оговорку о том, как мы должны относиться к другим. Он сказал, чтобы мы любили всех; чтобы мы поступали с ними так, как мы хотим, чтобы они поступали с нами. Нигде Он не повелел: «Будьте добры к кому-то … пока этот человек не начнет не соглашаться с вами. Тогда вы можете поступать с ним плохо, потому что он абсолютно заслуживает этого».
Одна из самых замечательных вещей в жизни — это то, что у нас всех есть разные мнения обо всем. Можете ли вы представить себе, если бы мы думали одинаково? Как скучно! Тогда у нас не было бы места для роста и прогресса, если бы мы все думали об одном и том же, и никто никогда не оспаривал бы наши идеи или не думал о том, как улучшить их. Нам просто надо быть уверенными, что мы проявляем доброту, когда выражаем наши различия, и сострадательными, когда мы не согласны с другими.
Нам не нужно потворствовать всему. Нам не надо принимать это или защищать это. Но мы должны быть любящими, потому что это то, чего ожидает от нас Христос.
Господа описывали, как Того, Кто проявлял терпение и снисходительность. И как Его ученики, мы обещаем быть подобными Ему.
Это означает, что мы не будем не уважать друг друга. Мы не будем воинственными или грубыми. Мы не будем стыдить и обижать тех, кто не согласен с нами, независимо от того, насколько оправданными, как нам кажется, мы были бы.
Это означает, что мы будем помогать другим познавать Спасителя через нас, особенно, когда это сложно и проблематично.
Потому что независимо от того, насколько сложным и трудным это может показаться, в конце концов, когда мы демонстрируем любовь и терпение, мы становимся немного более похожими на Спасителя.
И это вызов, который стоит принимать в любой день.
Оригинал статьи был опубликован на сайте Mormon Hub. Автор Эми Кейм. Переводчик Елена Шэннон.