Одно из самых уникальных и прекрасных учений Восстановления – истина о том, что у нас есть Небесная Мать. Хотя нам не известно о Ней столько, сколько нам хотелось бы, мы благословлены знанием о Ее существовании и простым пониманием Ее божественной природы и существенной роли в Плане спасения. Когда мы с верой изучаем то, что было открыто о Ней, Дух подтвердит каждому из нас знание, о котором поется в одном из гимнов: «Истина откроет мне, что есть не Небе Мать» (Гимн #183).
В октябре 2015 года Церковь Иисуса Христа Святых последних дней выпустила официальную статью с обзором истории и краткой формулировкой учения о Небесной Матери. Информация вызвала интерес, поскольку, несмотря на то, что это учение было принято и обсуждалось еще со времен Джозефа Смита, оно никогда ранее не было выпущено в форме официального заявления. Публикация показала, что это не просто надуманное или радикальное учение, которого нам стоит избегать, но доктрина, принятая основным течением Церкви. Тогда как официальное заявление содержит ключевые высказывания церковных руководителей, цель этой статьи – ознакомить с тем, что говорят на эту важную тему Писания.
Один из источников, в которому следует обратиться за информацией о Небесной Матери, это книга Авраама. Критики книги пытаются оспорить ее божественное происхождение, ставя под вопрос вдохновленный перевод Джозефа Смита, но как сказал об этом Иисус Христос: «по плодам их узнаете их» (Матфей 7:16). В случае с книгой Авраама это означает, что величайшее доказательство ее божественности заключается не в обсуждении ее происхождения, а в содержащихся в ней истинах, одна из которых – прекрасное и вдохновленное учение о нашей Небесной Матери.
Книга Авраама восполняет наше представление о Небесной Матери, раскрывая Ее роль в сотворении. Если полагаться на книгу Бытия, наше знание об участниках сотворения сводится лишь к классическому вводному стиху: «В начале сотворил Бог небо и землю» (Бытие 1:1). Книга Моисея дополняет его, открывая нам, что Бог послал Своего Единородного Сына, Иисуса Христа, осуществить труд сотворения (Моисей 2:1).
Но книга Авраама раскрывает еще больше, объясняя, что Иисус Христос не работал в одиночку, но что Ему помогали «Боги» (Авраам 4:1). В предыдущей главе «Боги» были определены как «благородные и великие» (Авраам 3:22), которых Иисус Христос пригласил для участия в сотворении. «Мы сойдем вниз», сказал Иисус этим благородным предземным духовным детям Божьим, «ибо там есть пространство, и мы возьмем от тех материй и создадим Землю, на которой эти [духовные дети Божьи] могли бы жить» (Авраам 3:24). Предположительно, их называют «Богами», потому что они унаследовали этот титул как дети Небесного Отца.
Иисус Христос и эти благородные и великие духи были посланы нашим Небесным Отцом для того, чтобы сотворить Землю и все, что на ней. Все, за исключением человека. Как объяснял старейшина Брюс Макконки, Небесный Отец «использовал Сына и других для совершения многих актов сотворения, наделив их надлежащими способностями … Но есть два акта сотворения, которые принадлежат исключительно Ему. Во-первых, Он – Отец всех духов, включая Христа; не было никого еще, кто стал бы их отцом или сотворил их. Во-вторых, Он – Творец физического тела человека. Хотя Иегова и Михаил, а также многие другие, благородные и великие, исполнили уготованные им роли в различных актах сотворения, тем не менее, когда пришло время поместить на Землю человека, это мог сделать только Господь Бог» (Новое свидетельство Символов веры, стр. 63).
Интересно отметить, что когда в книге Авраама описывается сотворение, там говорится, что «Боги сошли, чтобы устроить человека по образу Своему, по образу Богов сформировать Им его, сформировать мужчину и женщину» (Авраам 4:27). Если Иисус Христос и благородные и великие духи не участвовали в сотворении человека, почему же тогда в стихе говорится «Боги», а не «Бог» в единственном числе? Какой другой Бог, кроме нашего Небесного Отца, участвовал в нашем сотворении? Если мы понимаем учение о Небесных Родителях, ответ прост. Этот стих – один из немногих, где упоминается Небесная Мать, и из него становится ясно, что Она, так же, как и наш Небесный Отец – наш Творец. Наш Небесный Отец и Небесная Мать – «Боги», как их называют в этом стихе, – объединились для того, чтобы сотворить нас в качестве духов, а затем, снова, для того, чтобы сотворить физические тела для Адама и Евы.
Эта интерпретация подтверждается официальным заявлением Первого Президентства, в котором говорится, что «все мужчины и женщины подобны всеобщим Отцу и Матери, и все они в буквальном смысле слова сыновья и дочери Божества. „И сотворил Бог человека по образу Своему“» (Происхождение человека, 1909 г., повторно опубликовано в журнале Лиахона за февраль 2002 г.). Это также подтверждается документом Семья. Воззвание к миру, в котором говорится, что «Все люди – как мужчины, так и женщины, сотворены по образу и подобию Божьему. Каждый является возлюбленным духовным сыном или дочерью Небесных Родителей, и потому Божественная природа, и судьба уготованы всем».
Понимание того, что человечество было в буквальном смысле сотворено как дети Небесных Родителей, помогает нам также понять важный стих в следующей главе Авраама, в которой также упоминается Небесная Мать. Как и истории о сотворении в книгах Бытия и Моисея, книга Авраама, в первую очередь, дает общий обзор актов сотворения, за которым следует более подробное объяснение этих событий в следующей главе. Именно из этого вдохновенного повествования мы узнаем, что «Боги» (по-прежнему имея в виду Небесного Отца и Мать) не только создали тела Адама и Евы, но и впоследствии запечатали их в вечном браке (Авраам 5:7, 14; Джозеф Филдинг Смит, Учения спасения 2:71). Именно после того, как он был запечатан с Евой, Адам отметил: «А поэтому, оставит мужчина отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут они одна плоть» (Авраам 5:18).
Оставить своего отца и свою мать! Как может Адам оставить своего отца и свою мать, если не тот факт, что они у него есть, и он знает их лично? Из книги Авраама становится очевидно, что это непосредственное цитирование Адама, а, следовательно, ясное указание на то, что наши Небесные Отец и Мать воспитали Адама в качестве как его земных, так и Небесных Родителей. Именно став очевидцем Их безупречного брака, Адам узнал, что мужья должны прилепиться к своим женам, и что вместе они должны стать, как одна плоть.
Применение этого единства между мужем и женой иллюстрируется, когда Адам и Ева покидают Эдемский сад. Здесь мы читаем, что Адам и Ева вместе трудились, вместе воспитывали детей, вместе молились, вместе получали откровения, вместе поклонялись и вместе приносили жертвы (Моисей 5:1-4). Этот классический пример того, что именно означает совместный труд «равноправных партнеров» в браке, служит образцом для всех нас. Адам и Ева, должно быть, научились этому образцу, наблюдая за тем, как наши Небесные Родители вместе трудятся в продвижении Своих божественных целей.
Суть здесь заключается в том, что работа нашего Небесного Отца – это также и работа нашей Небесной Матери. Это Их «дело и [Их] слава … – осуществить бессмертие и жизнь вечную человека» (Моисей 1:39). Как учил старейшина М. Рассел Баллард, «Мы являемся частью Божественного плана, уготованного любящими нас Небесными Родителями» (When Thou Art Converted: Continuing Our Search for Happiness, стр. 62).
Подобно тому, как работа нашего Небесного Отца – это также и работа нашей Небесной Матери, божественные качества Отца также являются и божественными качествами Матери. В книге Авраама Они оба названы «Богами», подразумевая, что Они оба – прославленные и совершенные существа. Небесная Мать, так же, как и Небесный Отец, восседает «на престоле со славой, честью, силой, величием, могуществом, господством, истиной, правосудием, судом, милостью и бесконечной полнотой от века и до века» (Учение и Заветы 109:77).
Хотя наше поклонение и направлено на Небесного Отца, и мы не молимся Небесной Матери, оба Бога достойны подражания. Как учил старейшина Даллин Х. Оукс: «наша теология начинается с Небесных Родителей. Наше высочайшее стремление состоит в том, чтобы уподобиться Им» (Лиахона, май 1995 г.). В отношении тех супружеских пар, которые через вечный брак уподобляются нашим Небесным Родителям, в Писаниях говорится: «Тогда они будут богами, потому что им нет конца; а потому, они будут от века и до века … ибо имеют всю силу» (Учение и Заветы 132:20). Это дает нам возможность окинуть взором наше собственное будущее возвышение, так же, как и возвышение нашего Небесного Отца и Небесной Матери. Они – Боги и едины во всем. Как результат, наши знания о Небесном Отце помогают нам лучше понять сущность нашей Небесной Матери.
Некоторые задаются вопросом о том, почему наше знание о Небесной Матери ограничено. Я слышал, как члены Церкви, с самыми добрыми намерениями, делились личными размышлениями по поводу того, почему это так, в частности, выдвигая, как одну из причин, необходимость защитить Ее. Но это не больше, чем домысел, а в домыслах скрывается опасность. Как объяснил старейшина Даллин Х. Оукс: «Если вы читаете Священные Писания, держа в уме вопрос ‘Почему Господь повелел это, или почему Он повелел то…’, вы обнаружите, что в лучшем случае лишь одна из ста заповедей дается с объяснением причины. Называть причины – не в правилах Господа. Мы, [смертные существа], можем строить предположения о причинах … заповедей. Делая так, мы лишь живем в своих фантазиях. Некоторые люди строили предположения о причинах [некоторых вопросов прошлого], но оказались в корне неправы» (Основные вехи Восстановления. Руководство для преподавателя. Урок 26: Откровение о священстве).
Это мудро «ждать Господа», позволяя Ему отвечать на насущные вопросы, когда Он сочтет это нужным. Тем временем, нам нужно продолжать доверять Ему, признавая тот факт, что «Мои мысли — не ваши мысли, ни ваши пути — пути Мои» (Исаия 55:8).
Хотя нам не известно много о наших Небесных Родителях, на данный момент у нас достаточно знаний. Мы знаем, что мы – Их дети, созданные по Их образу, и что Они любят нас. Мы знаем, что Они – Боги со всеми присущими тем качествами. Мы знаем, что если мы с верой следуем Их плану, мы сможем уподобиться Им. Вместо того, чтобы выражать недовольство тем, что у нас недостаточно знаний о Небесной Матери, нам следует быть благодарными за те знания, которые у нас есть, ведь кто еще в этом мире обладает ими?
Несколько лет назад я готовил урок о нашем уникальном взгляде на Божество и о том, как оно отличается от учений других христианских церквей (см. Познать единого истинного Бога и посланного Им Иисуса Христа, Джеффри Р. Холланд, ноябрь 2007 г.). Когда я занимался изучением, я наткнулся на сайт другой церкви, где описывалось их учение о Божестве. В статье о сотворении там объяснялось, почему они верят, что человечество не могло быть в буквальном смысле сотворено по образу и подобию Бога. Меня поразила их логика. Если вкратце перефразировать то, что там говорилось, «факт сотворения по образу Бога следует интерпретировать образно, а не буквально. Мы не можем в буквальном смысле выглядеть как Бог, потому что в Библии говорится, что Бог сотворил по Своему образу мужчину и женщину. Единственное, как такое могло произойти, это если бы Богами были и мужчина, и женщина, а это не что иное, как богохульство». Я был поражен логичностью объяснения, но огорчен окончательным выводом.
Мы – дети Небесных Родителей, и мы сотворены по их образу и подобию. Однажды мы сможем вернуться к Ним и стать, как Они. В то время как некоторые могут назвать это богохульством, для нас это – одно из самых священных и прекрасных учений, когда-либо открытых человечеству. «Есть Родители на Небе? Как об этом мне узнать? Только истина откроет мне, что есть на Небе Мать» (Гимн #183).
Оригинал этой статьи был опубликован на сайте Meridian Magazine. Автор Марк Мэтьюс. Переводчик Эля Гент.