Одна из основных доктрин, которая, по словам критиков мормонизма, отделяет нас от традиционного или ортодоксального христианства – это учение о Троице. Угадайте почему? Они правы. Действительно, это одно из важнейших учений. Возможно, это самая большая проблема, не позволяющая людям принять мормонов в их «христианский» клуб. И это несмотря на мудрое замечание, сделанное однажды Ричем Бюлером, ведущим национального объединённого христианского ток-шоу «Застольные разговоры»: «Мне трудно отказать в христианском общении другому человеку только потому, что его смутное представление о Троице отличается от моего неясного понимания этого».

Признаюсь, что в некоторых отношениях я верю в «другого Иисуса», отличного от того, в которого верят многие из моих дорогих друзей, принадлежащих к протестантским и католическим «разновидностям» христианства. Если их Иисус является среди «трёх непостижимых ещё одним непонятным», как описано в некоторых из так называемых апостольских вероучений, определяющих традиционную Троицу, то мой Иисус действительно другой. Мой Иисус ведёт начало из Нового Завета, а не из вероучений 4-го и 5-го веков. Позвольте мне объяснить, что я имею в виду.

Во-первых, мормоны не одиноки в своём мнении, что традиционной «Троицы» в Библии не существует. Библейский словарь Харпера отмечает, что «официальное учение о Троице, как она была определена на великих церковных соборах в четвёртом и пятом веках, отсутствует в Новом Завете».

Насколько важно знать истинную природу Бога? Многие христиане ограничились утверждением, что Троица это тайна, и на том успокоились. Но что сказал Иисус? «Сия же есть жизнь вечная, да знают тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (от Иоанна 17:3).

Если на карту поставлена ваша «вечная жизнь», то нормально ли просто оставить природу Бога и Иисуса в разряде тайны? Не для меня!

Я верю в библейского Бога.  Как мормона меня всю жизнь учили верить в Бога-Отца, Бога-сына Иисуса Христа и Бога Святого духа. Однако, должен сказать, что я не верю в рукотворную «Троицу», сформулированную христианами спустя сотни лет после завершения Нового Завета. Этот собор – по определению Бога – начал проявляться в Никейском символе веры (и изменениях, которые последовали за ним) и навсегда запутал личности Отца, Сына и Святого Духа. Один мой знакомый по имени Скотт Джайлз сказал: «Первое видение Джозефа Смита, когда он увидел Бога-Отца и Бога-Сына, нанесло больший ущерб „ортодоксальному“ учению о Троице, чем что-либо ещё с момента видения Стефана в Новом Завете».

Давайте сравним два свидетельства:

Первое – это свидетельство Стефана: «Стефан же, будучи исполнен Духа Святаго, воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога и сказал: вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога» (Деяния 7:55-56).

И вот свидетельство Джозефа: «Когда же свет упал на меня, я увидел двух лиц, чьи блеск и славу невозможно описать, стоящих надо мной в воздухе. Один из них обратился ко мне, назвав меня по имени, сказал, указывая на другого: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, слушай Его» (Джозеф Смит – История).

Звучит похоже, не так ли? Моя личная вера в Бога находит наиболее яркое отражение в первом символе нашей веры, который гласит: «Мы верим в Бога, Отца Вечного, и Сына Его Иисуса Христа, и в Святого духа» (Первый Символ веры).

Это выглядит более похоже на «ортодоксальный» вариант, не так ли? Как и новозаветные святые, мормоны верят, что Отец – это Бог, Сын – это Бог и Святой дух – это Бог. На самом деле, когда меня крестили в возрасте восьми лет в маленьком молитвенном здании Церкви Иисуса Христа Святых последних дней в Колумбусе, штат Джорджия, моё крещение совершалось «во имя Отца и Сына и Святого Духа». Те же слова были сказаны, когда я заключал брак в храме Солт-Лейк-Сити с моей прекрасной невестой. Это три личности, составляющие Божество, верно?

И всё же, подобно апостолу Павлу, мы, как Святые последних дней, «поклоняемся единому Богу, Отцу Господа нашего Иисуса Христа» (1 Кор 8:6). Так зачем тогда вся эта суета? Одно Божество, три Личности. Не принимают ли тогда Святые последних дней учение о Троице также, как и другие христиане?

Ну, не совсем… Вот официальная позиция (сверх того, о чём сказано выше) Церкви Иисуса Христа Святых последних дней.

Внутри мормонизма

Отец имеет тело из плоти и костей, такое же осязаемое, как тело человека, также и Сын; но Дух Святой тела из плоти и костей не имеет, ибо Он есть личность из Духа. Если бы это не было так, то Дух Святой не мог бы пребывать в нас (Учение и Заветы 130:22).

Три отдельных личности – каждая является Богом

Как говорилось выше, Святые последних дней верят, подобно другим христианам, что Божество состоит из трёх личностей. Так же, как и другие христиане, мы верим, что каждое из трёх лиц, в равной степени является Богом, и все Они одинаково божественны. Помимо этого, как и другие христиане (хотя среди различных конфессий существует некоторая путаница по этому вопросу), мы верим, что Бог-Отец «занимает более высокое положение» по отношению к двум другим участникам Божества. Вот несколько официальных высказываний современных апостолов и пророков:

«Это разные личности, но они едины в своих целях и усилиях. Они едины в своём стремлении осуществить великий божественный план для спасения и возвышения детей Божьих» (Гордон Б. Хинкли, Лиахона, март 1998 г.).

«Мы считаем, что три эти божественные личности, составляющие одного Бога, едины в цели, в порядке, в свидетельстве, в миссии…  Я думаю, правильно будет сказать, что мы верим в то, что Они едины в каждом существенном и вечном аспекте, который только можно вообразить, за исключением того, что эти три личности объединены в единое существо. Понятие Троицы никогда не упоминалось в Священных Писаниях, потому, что это не правда» (Джеффри Р. Холланд, Ensign, ноябрь, 2007 г.).

Вне мормонизма

Теперь давайте посмотрим, что говорят критики вне Церкви Иисуса Христа Святых последних дней, которые с наслаждением называют нас «нехристианским культом», потому что мы не принимаем дословно концепцию Бога «три-в-одном», принятую в крупных вероучениях исторического христианства. Кажется, эта формула Троицы является их любимой «лакмусовой бумажкой», чтобы определить, кто подходит под их определение христианина.

Вот комментарий доктора Альберта Молера-младшего, Президента Южной баптистской богословской семинарии:

«Православный консенсус христианской церкви определяется с точки зрения её исторического вероучения и доктринальных утверждений. Церковь использует эти учения в качестве стандарта для определения истинного христианства. Мормонское учение о Боге и христианское учение о Троице не соответствуют друг другу. Мормоны отвергают основную идею этой доктрины (один Бог в трёх вечных личностях) и развивают собственное учение о Боге – учение, которое не имеет практически никакого сходства с богословской Троицей. Нормативное христианство определяется Апостольскими символами веры, Никейскими символами веры и другими формулами доктринального консенсуса».

Кроме того, это «нормативное христианство» до сих пор спорит о том, что на самом деле означает Троица, и это почти после двух тысяч лет! Эти вышеупомянутые вероучения даже были обсуждаемы и пересматриваемы время от времени на протяжении веков одним церковным советом за другим.

Так называемая «основная логика» учения о Троице – это вообще не логика, а слепое принятие неясного умствования религиозных философов, зародившихся ещё до того, как средневековые врачи начали использовать пиявок для лечения болезней.

Учение о Троице не встречается в Библии

Но так или иначе, откуда берёт начало учение о Троице? Мы знаем, что слова Троица в Библии нет. Создаётся впечатление, что оно впервые было использовано в латинской форме «тринитас» законником-философом Тертуллианом примерно в 211 году н. э., спустя 100 лет после смерти апостолов. Новая католическая энциклопедия отмечает, что основательная тринитарная доктрина не была «принята» и «объединена» как ортодоксальная всей католической церковью по крайней мере ещё на протяжении следующих ста лет: «формулировка» единого Бога в трёх лицах не была чётко определена, и, конечно, не в полной мере ассимилировалась в христианскую жизнь и веру до конца 4-го века… Среди апостольских отцов не было ничего, даже отдалённо напоминающего такой образ мыслей и перспективы».

Другие христианские источники соглашаются: «С другой стороны мы должны признать, что учение о Троице не является частью раннего христианства – новозаветного послания. Конечно, нельзя отрицать, что не только слово «Троица», но даже явное представление о Троице отсутствует в апостольских свидетельствах о вере. Сама доктрина Троицы… это не библейская доктрина…»

Некоторые из ключевых понятий, используемых этими вероучениями, таких, как «субстанция», «личность» и «в двух лицах» являются после-библейскими нововведениями. Если эти понятия имеют важное значение, то учения этих религий явно условны и зависят от поздней Эллинистической среды.

Модализм – это древняя ересь

Из тех бесед, которые у меня были, возникает ощущение, что многие христиане решили «тайну» Троицы в своих собственных умах, следуя старым ересям Сабелианизма, – также известного как «Модализм», – отмечавшего, что есть только одно существо под названием Бог, который появляется в разное время в «образе» Отца, Сына или Святого Духа. Сабелиус был богословом и священником третьего века, который учил, что Бог имеет три разных «лица» и «маски» (по латыни «персоны») для того, чтобы время от времени являться смертным в качестве различного Божества. Я обнаружил, что многие (большинство?) обычные христиане, которые не понимают тонких богословских и философских аргументов Тринитарного вероучения, остаются с присущим Модализму видением Бога.

С комментарием по поводу одного из ранних примеров этой ереси выступил Ипполит (170-235 гг. н. э.). «Некоторые другие, ставшие учениками  некоего Ноэтуса, тайно предлагают другую доктрину… Он утверждал, что Христос – это сам Отец, и что сам Отец родился, и пострадал, и умер… Но это не так; ибо Священные Писания не излагают подобного учения… Священные Писания сами демонстрируют бессмысленность этого и утверждают истину… Священные Писания говорят о том, что правильно».

Была ли Библия изменена для поддержания тринитарной доктрины?

В бейсбольных записях, если вы ставите звёздочку рядом со статистическими данными, это означает, что остался какой-то вопрос. Так, в 1-м послании от Иоанна 5:7-8 написано: «Ибо три свидетельствуют (на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино. И три свидетельствуют на земле:) дух, вода и кровь; и сии три об одном».

Этот стих содержит некоторые дополнительные слова (выделены в скобках выше), известные исследователям Библии, как «Иоаннова запятая» (также называемая запятой Йоханеума). Они появляются в первых печатных изданиях греческого Нового Завета, бывших исходным материалом для короля Иакова.

Однако эти дополнительные слова вообще отсутствуют в рукописных греческих рукописях…

Известный библейский учёный Норман Гайслер писал: «Этот стих не имеет практически никакой поддержки среди ранних греческих рукописей.  Его появление в поздних греческих рукописях основывается на том, что на Эразма было оказано церковное давление, чтобы включить его в греческий Новый Завет в 1522 г., в то время, как он был опущен в его двух предыдущих выпусках 1516 и 1519 годов, потому что он не мог найти никаких греческих рукописей, содержавших его».

Профессора богословия Энтони и Ричард Хэнсон объясняли необоснованное дополнение к тексту следующим образом: «Он был добавлен каким-то предприимчивым человеком или человеком из Древней Церкви, считавшим, что Новый Завет является печально недостаточным в непосредственном свидетельствовании об учении Троицы, за которое он выступал, и этот дефект он решил исправить… Это пустая трата времени пытаться прочесть Тринитарную доктрину на страницах Нового Завета».

Тайна Троицы решена

Мормонское понимание «единства» членов Божества легко объясняется в контексте 17 главы Иоанна, где Иисус молится своему Отцу, чтобы двенадцать апостолов и другие его ученики были едины, как Он и Отец едины: «Отче Святый! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы. Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, – да уверует мир, что Ты послал Меня. И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино. Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино» (от Иоанна 17:11-23).

Основываясь на Священном Писании, Президент Церкви СПД Гордон Б. Хинкли высказал решение Тринитарной «тайны». Я упомянул об этом раньше. Но стоит повторить здесь: «Они – разные личности, но Они едины в своих целях и действиях. Они едины в Своём стремлении осуществить великий, божественный план для спасения и возвышения детей Божьих» (Гордон Б. Хинкли, Лиахона, март 1998 г.).

Едины в Своей цели

Хотя большинство христиан не-мормонов по-прежнему цепляются за заявление Тринитарного вероучения о том, что три члена божества едины, как «сущность» или в «естестве», некоторые из них, кажется, пришли через изучение Библии, разум и логику к пониманию того, что члены божества «едины» в Своей цели. Это похоже на то, что мормоны узнали благодаря современному пророческому откровению.

Вот выдержки из обсуждения стиха в Евангелии Иоанна 10:30, который гласит: «Я и Отец Мой – одно».

Христианский ученый Дж. Бернард в своем комментарии к стиху в Иоанне явно занимает такую позицию: «Единство общения, воли и цели между Отцом и Сыном является важной темой четвёртого Евангелия (от Иоанна 5:8, 19; 14:9, 23 и 17:11, 22), и это лаконично и ярко выражено здесь; но трактовать слова так, что они указывают на личность УСИЯ, значит представлять мысль, которая не присутствовала у богословов первого века».

Аналогично Р. В. Г. Таскер в своем комментарии к стиху от Иоанна говорит, что хотя отцы Православной церкви приводили этот стих в поддержку учения, что Христос был одной личностью с Отцом, «утверждение, кажется, однако, главным образом подразумевает, что Отец и Сын едины в воле и цели».

Даже Джон Кальвин писал: «Древние сделали ошибку, трактуя этот отрывок (от Иоанна 10:30), так, чтобы доказать, что Христос – одна и та же сущность с Отцом. Нет утверждения о единстве сущности Христа с Отцом, но о согласии, которое Он имеет с Отцом, так, что всё, что сделано Христом будет подтверждено властью Его Отца».

Вывод

Критики мормонов постоянно говорят, что вера Святых последних дней в три отдельных Божества – это «другое Евангелие», в то время как на самом деле этому явно учит Евангелие от Иоанна 17. Это мистическое «триединство» Бога, являющееся продуктом «другого Евангелия», берёт своё начало у философов/богословов эллинизма спустя более, чем 300 лет после  Христа.

Оригинал этой статьи был опубликован на сайте Meridian Magazine. Автор Роберт Старлинг. Переводчик Анна Селимова.