“Так же как и пуп расположен в центре человеческого тела,
так и земля Израиля является пупом мира…
расположенная в центре мира,
а Иерусалим — центр земли Израиля,
и святилище в центре Иерусалима,
и святое место в центре святилища,
и ковчег в центре святого места,
и камень основания перед святым местом,
ибо из него был сотворен мир.”
Мидраш Танхума, Кедошим.
Храм Соломона
Центром поклонения иудеев всегда был храм. Но еще до того, как храм стал центром иудейского поклонения, он был центром поклонения Израильтян. Храм всегда был главным средоточием избранного народа Божьего. Бог избрал Израиль в качестве “первенца среди народов”, в чьи обязанности входило быть солью земли, неся миру божественные качества, закон и этику. Колено Левия было определено Богом в качестве первенца Израиля, тех, кто служили в храмах — домах Господа. Аарон был назначен в качестве “первенца” Левитов, и по его линии (через Садока) произошли первосвященники Ааронова священства, которые прислуживали в святилище Господнем. Подобным же образом, в храмовом святилище было несколько помещений — от внутреннего к внешнему, — которые располагались ближе и ближе к Святой Святых, где находился Ковчег завета.
Хотя мы естественным образом приравниваем жертвоприношение животных к храмовому поклонению Израильтян, такое жертвоприношение не обязательно предназначалось для храма. Оно было одним из аспектов закона Моисея, целью которого было привести детей Иакова ко Христу. Символизм, заключавшийся в жертве животного, такой как возложение рук на приносимое в жертву животное, передача грехов приносящего жертву на животное и пролитие крови животного, был олицетворением Искупления, которое совершит для нас Спаситель.
Хотя очевидно, что иудейские храмы располагались и в других местах (Элефантина в Египте и американский континент, как об этом упоминается в Книге Мормона), большинство людей предполагают, что для Израиля мог быть только один храм, находившийся в Иерусалиме, и, безусловно, с ходом лет Иерусалим остается единственным средоточием в ожидании “третьего храма” для детей Израилевых.
“Согласно Библии, царь Соломон построил первый храм иудеев на этой горной вершине примерно в 1000 году до н. э., но спустя 400 лет, он был разрушен войском под командованием вавилонского царя Навуходоносора, который отправил многих иудеев в ссылку. В I веке до н. э. Ирод расширил и обновил второй храм, построенный иудеями, вернувшимися из своего изгнания. Именно там, согласно Евангелию от Иоанна, Иисус Христос изгнал продавцов (а впоследствии был распят на расстоянии всего нескольких сотен ярдов от того места). Римский генерал Тит осуществил возмездие над мятежными иудеями и сжег храм в 70 году н. э.”.
Ирод расширил храмовую гору и второй храм и построил несколько знаменитых и незаурядных зданий как часть храмового комплекса, включая крепость Антония. Гору поддерживала подпорная стена высотой в 100 футов, состоявшая из огромных блоков известняка, добытых н располагавшихся неподалеку каменоломнях. “Когда римляне разрушили храм Ирода в 70 году н. э., они камень по камню разобрали подпорную стену. Но камни с верхней части стены упали вниз и создали защитный барьер, сохранивший ее нижнюю часть”.
Храмовая гора
Сохранившаяся западная часть подпорной стены привлекает туристов и молящихся со всех концов мира. В настоящее время, несмотря на то, что политически храмовая гора находится во владении Израиля, палестинская организация “Waqf” осуществляет контроль над территорией на вершине горы, а популярным зрелищем там являются исламские мечети.
Мечеть под названием Купол Скалы, построенная примерно в то же время, что и расположенная к югу мечеть Аль-Акса, — между 685 и 715 годами н. э., — построена на Камне Основания, который считается святым как среди иудеев, так и среди мусульман. В соответствии в иудейской традицией, камень является “пупом Земли”, местом, где началось сотворение, и где Авраам готовился принести в жертву Исаака. Для мусульман камень отмечает место, где пророк Мухаммед вознесся в Божественное Присутствие (в видении, так как Мухаммед никогда не посещал Иерусалим).
Иудеи редко поднимаются с площадки Западной стены на саму вершину горы. Исследователям пока не удалось определить, где именно на горе стоял святой храм, и где располагалась Святая Святых. Наступить на то место, где находилась Святая Святых, было бы святотатством. Любого рода раскопки, посещение или религиозное поклонение на горе или рядом с ней может вызвать бурю эмоций у тех, кто почитает это место священным.
Любая деятельность на храмовой горе вызывает такие разногласия, что иногда дело доходит до конфликтов. Визит израильского руководителя Ариэля Шарона на храмовую гору привело к палестинским восстаниям, которые не прекращались на протяжении многих лет и унесли свыше шести тысяч жизней. Арабские и израильские археологи с подозрением относятся к исследованиям, проводимым друг другом в отношении храмовой горы, поскольку любая находка может усилить претензии той или иной стороны на это священное место. Тогда как мусульмане по-прежнему считают Купол Скалы своим третьим по святости местом, иудеи считают храмовую гору своим самым святым местом.
Группы преданных иудеев сейчас готовятся к “третьему храму”, обещанному в Библии, когда Иерусалим станет святым городом:
И он говорил также о доме Израилевом и Иерусалиме, откуда придет Легий, ибо после того как он будет истреблен, он будет возведен заново — святой город Господу; а потому он не смог бы стать новым Иерусалимом, ибо тот существовал в древности; но он будет возведен заново и станет святым городом Господним; и он будет построен дому Израилеву (Книга Мормона, Ефер 13:5).
Это станет очень радостным днем, когда, если на то будет Б-я воля, скоро, народ Израиля вернется на Храмовую Гору, очищенную от иноземного поклонения, и начнут строить Третий Храм. Дверь в пещеру [Пещера духов — благодаря проникавшему сквозь нее сквозняку, огонь на храмовом алтаре никогда не угасал] и другие будут открыты, а Ковчег завета и другие священные сосуды будут найдены и снова помещены в Святую Святых в храме. Это произойдет в наше время. Б-г готов. Сейчас все зависит только от нас. Давайте покажем Ему, что мы готовы и решительно настроены действовать для этого (взято с сайта templemount.org).
Группа под названием “Институт храма” работает над тем, чтобы подготовиться к строительству Третьего храма на Храмовой Горе, сначала через разъяснительную работу и информирование общественности, а впоследствии через непосредственное строительство. Тем временем …
…Институт начал восстановление и сооружение священных сосудов для служения в Святом Храме. Сегодня эти сосуды, которые Б-г повелел создать Израилю, можно увидеть на нашей выставке в иудейском квартале Старого Иерусалима. Они сделаны в соответствии с точными измерениями из Библии и были сооружены из материалов первоначального источника, таких как золото, бронза, серебро и дерево. Это подлинные, точные сосуды, а не просто копии или модели. Все эти предметы готовы к использованию в Святом Храме.
Еще одна группа под названием “Верные Храмовой Горы” ставит ту же самую цель: сперва очистить Храмовую Гору от “языческих строений”, затем посвятить Храмовую Гору как святую землю иудеев, затем восстановить храм, затем ввести три иудейских праздника паломничества (Песах, Шавуот и Суккот); затем превратить Иерусалим в полноправную столицу Израиля, после чего расширить Израиль до границ, предсказанных в Библии.
Храмовая гора в мормонской вере
Мормоны верят в Святую Библию и принимают пророчества Ветхого и Нового Заветов о будущем Иерусалима и Святого храма, когда храм будет восстановлен, а Иерусалим станет святым городом. Книга Мормона подтверждает эти пророчества, включая физическое и духовное собирание Израиля:
И тогда приходит также древний Иерусалим; и жители его благословенны, ибо они омыты в крови Агнца; и это те, кто были рассеяны и собраны с четырех сторон земли и из северных стран, и они причастники исполнения завета, который Бог заключил с их отцом, Авраамом (Книга Мормона, Ефер 13:11).
И Он сядет переплавлять и очищать серебро; и Он очистит сынов Левииных и переплавит их, как золото и как серебро, чтобы они преподнесли Господу приношение в праведности. Тогда благоприятно будет Господу приношение Иуды и Иерусалима, как во дни древние и как в годы прежние (Книга Мормона, 3 Нефий 24:3-4).